Разворот на перекрестке с трамвайными путями и с разделительной полосой


Трамвай является полноправным участником дорожного движения, наряду с автомобилями, но его конструктивные особенности предусматривают установку специальных рельсов – трамвайных путей.

Рельсы трамвая могут располагаться непосредственно на проезжей части, разграничивая полосы встречного движения, или примыкать к дороге либо отделяются от дорожного полотна газоном и тротуарами.

Поскольку рельсы трамвая, как правило, становятся частью дороги и тянутся непрерывной линией от одного конечного пункта до другого, автолюбители вынуждены выезжать на трамвайные пути во время совершения различных маневров. Один из таких маневров – разворот на трамвайных путях.

Когда движение запрещено

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Существует несколько вариантов, как делать разворот на трамвайных путях. В не последнюю очередь автолюбителям следует знать о санкциях за неправильный маневр, так как они весьма существенные. В любом случае, делается разворот по правилам или нет, движение машины на путях не должно создавать помех другим ТС.

Разворот на трамвайных путях

Выезжать на трамвайные пути и осуществлять связанные с этим маневры запрещено полностью в таких ситуациях:

  • рельсы располагаются справа от полосы (это достаточно редкое явление, но оно иногда такое встречается);
  • пути на возвышении или в углублении – в этом случае они играют роль полосы разделения, на которую нельзя заезжать;
  • запрещено разметкой 1.1, 1.2.1, 1.3 (пересечение сплошных линий) и знаками 3.19, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4;
  • нельзя обгонять или объезжать с выездом на «встречку» на дороге с движением в две стороны или с 4 и больше полосами. На этих участках для поворотов влево и разворотов предусмотрены перекрестки и другие места, где это позволено и обозначено с помощью знаков и разметки;
  • осуществление маневра, нарушая п. 8.5 (далее в тексте все пункты будут по ПДД РФ), в котором сказано, что если рельсы слева, движение по ним попутное и они на том же уровне что и дорога, маневры осуществляются с них. Применяется правило следующим образом: нужно покинуть проезжую часть, заняв крайнюю часть дороги, перестроиться на пути для трамвая и развернуться уже с них;
  • нельзя разворачиваться с рельсов со встречным движением и ехать по ним (п. 9.6 ПДД, ч. 4 ст. 12.15 КоАП), в противном случае это может служить основанием сурового наказания вплоть до лишения прав. Выезжать так допускается, только когда есть соответствующие знаки.

Разворот на трамвайных путях

Кроме перечисленного, разворот запрещен п. 8.11 на таких участках:

  • на переездах железной дороги;
  • в местах, на которых видимость меньше100 м;
  • участки для остановок публичного транспорта;
  • мосты, эстакады, переходы, в тоннелях.

Вероятные аварийные ситуации и как их избежать

Внимательно следить за пешеходами и их передвижениями.

При завершении маневра водитель всегда должен их пропустить, даже если отсутствует разметка пешеходного перехода.

Двигаясь за поворачивающим налево автомобилем, будьте особенно внимательны — он закрывает обзор, и за ним может внезапно оказаться человек.

Включенный поворотник у встречного или попутного автомобиля не всегда означает готовность совершить маневр. Возможно, водитель позабыл его отключить или виновна неисправность. Поворачиваем после того, как точно стало известно направление движения этого автомобиля.

У большегрузных машин и длинномеров радиус разворота больше и есть вероятность заноса задней выступающей части. Это необходимо учитывать, совершая с ними маневр в попутном или встречном направлении.

Всегда при повороте налево пользуйтесь принципом – не начинайте маневр, если видимость недостаточна или участок дороги занят другими автомобилями.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7

, Санкт-Петербург
+7 (812) 309-71-92

Случаи, когда маневр разрешен

Прежде чем описывать правила, необходимо выяснить, что считается разворотом. Кроме знакомых всем маневров, в это понятие входит и когда в его процессе пересекаются пути для трамваев, чтобы поменять направление движения. Осуществляться это может по-разному, в зависимости от того, где двигается машина – на перекрестке или не в его зоне.

Разворот на трамвайных путях

Разворот на трамвайных путях допускается, но его надо осуществить согласно следующим правилам:

  • п. 8.5: поворачивая или разворачиваясь нужно занимать крайнее место на дороге с попутным движением, (исключение: круговые перекрестки). Попутные пути могут оказаться справа, тогда, если они на одном уровне с дорогой, маневры делаются с них, кроме, когда знаками предусмотрен другой вариант действий. При всех вариантах езды должны отсутствовать помехи для трамвая;
  • п. 8.8: поворачивая налево или делая разворот не на перекрестке, водитель обязан уступить встречным ТС и попутному трамваю;
  • п. 9.6: допускается попутная езда по рельсам, находящимся слева, когда все попутные части дороги заняты, а также при объездных маневрах, сворачивании налево и во время разворотов по п.8.5. Если знаками 5.15.1 – 2 предусмотрен иной порядок действий, то нужно выполнять их, иные маневры запрещены.

Разворот на трамвайных путях

Есть мнение, что при разворотах «встречки» не может быть, поскольку это полноценный маневр, меняющий направление ТС. По этой причине вменять это нарушение можно, только если оно было до того, как автомобиль начал разворачиваться или после, но никак не в процессе маневра. Согласно такой позиции выезд на рельсы со встречным движением запрещен, кроме разворота, и к водителю не должно быть никаких претензий.

При указанной позиции все зависит от того сможет ли доказать ее водитель работникам ГАИ, иначе – внушительный штраф.

Исключения из правил

В некоторых случаях для водителей, нарушивших ПДД на пересечении дорог, делаются исключения, освобождающие их от штрафных санкций. Так например, не считается нарушением действие, совершенное с целью избежания ДТП, пропускания машин с проблесковыми маяками, карет скорой помощи, пожарных грузовиков или полиции.

ПДД

Кроме того нарушения ПДД допускаются при проведении на дороге ремонтных работ или перекрытия части полотна в следствии ДТП. Общение с ГИБДД? При отказе светофоров тоже можно не соблюдать правила, но необходимо учитывать, что при этом перекресток приобретает статус нерегулируемого.

Особенности разворота на трамвайных путях

Нюансы, с которыми следует ознакомиться возникают при маневрах на и вне перекрестков и при поворотах налево с пересечением путей для трамвая.

На перекрестке

Разворот на трамвайных путях в правилах дорожного движения возможен, когда дорога, по которой подъезжают к перекрестку, разделяется трамвайными рельсами вровень с ней. Соблюдая п.п. 8.5, 9.6 допускается разворачиваться с выездом на пути, но при этом должны отсутствовать помехи для иных ТС, и надо соблюдать знаки (5.15.1, 5.15.2) а также разметку, если они есть.

Разворот на трамвайных путях

Кто кому должен уступать регламентировано п. 13.6, а именно: трамваю всегда предоставляется преимущество, если светофор допускает одновременное движение этих ТС. Водители рекомендуют пропускать его всегда и даже при грубом нарушении им правил и это логично, поскольку от столкновения с этим ТС больше пострадает машина или пассажиры.

Из указанного правила есть исключение: если автомобиль двигается согласно стрелке, активированной в дополнительной секции вместе с красным/желтым сигналом, машинам, двигающимся с иных направлений, дорогу уступает трамвай.

Вне перекрестка

Разворачиваться можно и вне перекрестка. При этом допускается осуществление маневров от правого края дороги, с обочины по правую сторону, если не хватает места, чтобы сделать это из крайнего левого ряда, как обычно. Во время этого попутному и встречному транспорту должна уступаться дорога.

Разворот на трамвайных путях

Правильные действия при разворачивании не на перекрестках поэтапно:

  • убедиться, что рельсы находятся по левую сторону и вровень с дорогой, а также, что нет ограничительных знаков с разметкой;
  • попутному рельсовому транспорту, если такой двигается, нужно уступить;
  • совершить перестраивание на рельсы с попутным движением;
  • уступать всему встречному транспорту и подождать пока он проедет;
  • задействовать поворотник и, внимательно проверив, нет ли трамваев, развернуться.

Типичные ошибки такие:

  • маневрировать начинают с проезжей части, а нужно сначала перестроиться на пути и с них разворачиваться. За это законом не предусмотрены санкции, но такой вариант движения более предрасположен к возникновению аварийных ситуаций – возможно столкновение с машиной, уже находящейся на путях;
  • неполный выезд на рельсы провоцирует аварийную обстановку;
  • поворот с рельсов, на которых движение встречное (п. 9.6);
  • машина едет перпендикулярно по отношению к рельсам с движением навстречу. В этом случае штраф могут выписать за выезд на «встречку»;
  • маневрирование происходит слева по отношению к предполагаемому движению припаркованного авто. Разворот нужно начинать, когда капоты будут расположены на одной линии. Это уменьшит риск аварий.

Налево

При развороте, когда автомобиль поворачивает налево, пересекая трамвайные пути, придерживаются тех же правил, что указаны выше для маневров вне перекрестка. Это стандартная ситуация. Разворот на трамвайных путях в правилах дорожного движения делается по п. 8.5: при этом нужно обязательно перестроится на попутные пути из крайней (примыкающей) полосы слева. Такой поворот может быть указан разметкой 1.18 («движение по полосам»).

Разворот на трамвайных путях

Выше описанным способом можно свернуть налево с пересечением путей или съехать с них на прилегающий участок или дворовую территорию.

Водитель при этом должен действовать по такому алгоритму:

  • начиная маневрировать, уточнить, есть ли знаки 5.15.1 – 2, разметка 1.18;
  • убедиться, что отсутствуют помехи в виде попутного транспорта, включая рельсовые ТС;
  • задействовать поворот;
  • уменьшить скорость, осуществить перестраивание на попутную часть путей;
  • повернуть налево, учитывая правила преимущественного проезда (п.п. 13.4, 13.12). В равных условиях встречные ТС пропускают.

Правила пересечения регулируемых перекрестков

Приближаясь к пересечению двух и более дорог, определяем тип перекрестка: регулируемый или нерегулируемый. От этого зависит порядок наших последующих действий на дороге. Регулируемым считается тот перекресток, на котором есть светофор или работает сотрудник ГИБДД в качестве регулировщика. Для таких перекрестков в ПДД существуют правила их проезда:

Начинающие водители первое время боятся оживленных перекрестков и поворотов на нем налево. Причин этому несколько.

Поворот налево — траектория

Во-первых, при подобном маневре приходится быть особенно внимательным и пропускать не только встречный транспорт, но и пешеходов. Скорость встречного движущегося потока может быть высокой, что и создает у новичков нервозность, во время ожидания «окна» для маневра.

Во-вторых, при левом повороте стойка автомобиля ухудшает обзор и приходится дополнительно вертеть головой для безопасного завершения маневра.

В-третьих, часто приходится завершать маневр под мигающий зеленый и проезжать перекресток вместе с уже начавшими движение машинами поперечного направления. Такая ситуация исключается, если у светофора есть дополнительная боковая секция со стрелкой.

Рекомендации новичкам, которые помогут чувствовать себя увереннее на перекрестке:

Штрафные санкции

Санкции за нарушения во время маневра предусмотрены ст.. 12.15 – 12.18 КоАП.

Нарушение Штраф, руб., ст. КоАП
Остановка на рельсах 2000 – 4 000, ст.12.18
Помехи для попутного рельсового ТС 600, ст.12.18
Нарушения разметки 600 – 1500, ст. 12.17
«Встречка» 6 000 или лишение прав на 4-6 мес., повторно – на 1 год;
С объездом помехи – 1200 – 1600.

ст. 12.15

ПДД

Содержание пунктов ПДД, касающихся разворота на трамвайных путях раскрыто выше.

Вкратце перечислим их, и что они регулируют:

Номер пункта содержание
8. 5 Порядок разворачивания с попутных путей
9.6 Запрещено маневрировать на встречных путях и разрешено это делать на попутных
13.4, 13.6, 13.12, 13.1 Кто имеет преимущество в движении
8.8 Разворачивание вне перекрестков, правило преимущества рельсового транспорта и встречных ТС
8.11 Места, где маневрировать нельзя
9.2 Запрет на обгоны и объезды

Дорожные знаки

Разворот на трамвайных путях в правилах дорожного движения часто связан с ниже указанными знаками и разметкой:

  • 15.1 и 5.15.2 показывают схему движения;

  • если дорожное полотно размечено обозначениями 1.18, то это показывает, как должны двигаться ТС на дороге.

Если знаками не обозначен способ движения, то разворачиваются, как описано выше по стандартной схеме согласно ПДД (п.п. 8.5, 9.6). Но если они есть, то маневр запрещен – нужно двигаться только так, как они показывают.

Примеры:

  • схема разворота, на дороге без каких-либо знаков с перестраиванием на пути с крайнего левого положения:

Разворот на трамвайных путях

  • схема как разворачиваться, когда дорога с разметкой и знаком (машине не занимает положение с краю по левой стороне, поскольку количество полос и правила езды уже оговорены знаками):

Разворот на трамвайных путях

Разворачиваться на трамвайных путях допускается всегда, кроме, когда это прямо запрещено знаками и разметкой или когда они указывают конкретную схему движения машины в определенном месте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: