Машино-место как объект недвижимого имущества


В начале 2021 года вступают в силу многочисленные изменения в различные законы. Среди прочего новый — и уже официальный законодательный — статус получит машино-место как объект недвижимости.

Соответствующие поправки, вступающие в силу 01.01.2017, внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 315-ФЗ).

В соответствии с ним машино-место становится объектом недвижимости. Ранее с определением его статуса возникало множество проблем. Для понимания смысла закрепления в законе нового объекта недвижимости рассмотрим «как было?» и «что стало?» с правовым регулированием машино-мест.

Также вы получите понимание того, как действовать в переходный период. С новыми зданиями и сооружениями, вводимыми в эксплуатацию в 2021 году, все предельно ясно. А как обстоит дело с машино-местами в зданиях, построенных и введенных в эксплуатацию ранее?

Что может считаться машино-местом

С 1 января начинает действовать 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который наконец-то объявил машино-места недвижимостью.
Прежде всего законодатель объяснил, что он считает машино-местом и какими признаками, по его мнению, оно должно обладать, объясняет адвокат Олег Сухов, руководитель «Юридического центра адвоката Олега Сухова», глава «Гильдии юристов рынка недвижимости».

По норме Градостроительного кодекса РФ машино-место — это часть здания либо иного сооружения. Оно предназначается исключительно для размещения и хранения транспортного средства. При этом машинное место может быть ограждено стенами или иными конструктивными элементами, либо вообще не иметь ограждений и представлять собой обычную площадку. Но в любом случае данные о ее границах в обязательном порядке должны быть зафиксированы в Росреестре.

Если проанализировать эту новеллу, то можно понять, что площадка считается машино-местом, только когда она неразрывно связана с объектом — домом, зданием или постройкой. Таким образом, парковки во дворах, на обочинах дорог и даже на отдельных стоянках не считаются машино-местами.

Раньше суды часто поддерживали Росреестр и отказывали собственникам в регистрации машино-мест в качестве объектов недвижимости, так как последние не имели капитальных ограждений или стен. Фактически россиянин мог зарегистрировать только бокс или гараж.

С выходом нового закона проблема отпадает. Теперь владелец вправе будет оформить площадку и без стен. Он также может потребовать, чтобы границы его территории были отмечены с помощью специальной краски или даже наклеек.

Правовое регулирование, уходящее в прошлое

До сих пор законодательство не определяло понятие машино-места. Только в п. 21 ст. 1 ГрК РФ есть понятие парковки (парковочного места). Приведем его здесь.

Парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Курсивом выделены словосочетания, которые с 1 января 2021 года исключаются из формулировки п. 21 ст. 1 ГрК РФ.

Парковочное место

Обычно машино-место индивидуализируется путем нанесения краской разметки и номера парковочного места на поверхности пола паркинга. Именно с этим и возникала проблема, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ объект недвижимости должен иметь характеристики, позволяющие определить недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости). Границы и номер, нанесенные краской на пол, судебная практика к таковым характеристикам не относила (например, Постановление АС МО от 07.05.2015 № Ф05-3747/2015 по делу № А41-44784/14).

В связи с этим оформление машино-места в собственность на практике всегда было проблемой.

В Письме Минэкономразвития России от 26.05.2015 № ОГ-Д23-7475 было указано, что парковка (парковочное место), как ее определяет ГрК РФ, не отвечает критериям помещения, является частью зданий или сооружений, но никак не самостоятельным объектом недвижимости.

Оборот части объекта недвижимости в качестве самостоятельного объекта гражданских прав не предусмотрен. Точно также не предусмотрена государственная регистрация права собственности на часть объекта недвижимости.

В судебной практике до сих пор имелось два подхода к юридическому оформлению прав на машино-место, о чем сказано в Определении ВАС РФ от 27.10.2011 № ВАС-11450/11 по делу № А40-124539/09-54-801:

  1. это самостоятельный объект недвижимого имущества, представляющий собой помещение в составе другого объекта недвижимости — нежилого помещения (парковочного зала) или нежилого здания;
  2. это часть объекта недвижимости, в отношении которого действует режим общей долевой собственности, а пользователь машино-места является долевым сособственником данной недвижимой вещи, в отношении которой порядок пользования определяется соглашением участников долевой собственности или решением суда.

В последнее время преобладала вторая позиция, в отношении машино-мест действовали правила об общей долевой собственности, которые сами по себе далеко небезупречные.

Соответственно Минэкономразвития рекомендовало сперва поставить на кадастровый учет здание, в котором находится машино-место, а затем зарегистрировать долю в праве общей собственности на здание с определением долей в праве собственности на них пропорционально размерам расположенных там машино-мест.

Если рассматривать парковочные места, расположенные в многоквартирных домах (например, в подземном паркинге), то законодательное регулирование вопроса осуществляется как ГК РФ, так и ЖК РФ.

Много проблем возникало с определением порядка пользования и распоряжения машино-местом.

В частности, передача машино-места в аренду требует созыва общего собрания участников общей долевой собственности, со всеми вытекающими сложностями.

Продажа его третьему лицу предполагает соблюдение преимущественного права покупки остальных собственников.

Если в многоквартирном доме 500 собственников, то и в том, и в другом случае нетривиальной становится задача учесть права всех остальных собственников и не сойти с ума…

Поэтому следование этой позиции очень усложняет пользование и распоряжение машино-местами и к тому же влечет дополнительные расходы собственников.

Но с 1 января 2021 года эти проблемы уходят в прошлое.

Заложу, продам, подарю

С 2021 года любой участник гражданско-правовых отношений может продать, купить, арендовать, передать по наследству и заложить машинное место. Даже если оно является обычной площадкой без стен или ограждений. Такой участок в любом случае — объект недвижимости.

Данные о каждом новом машинном месте подлежат внесению в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости. — Прим. ред.). Более того, его учет станет проводиться параллельно с государственным кадастровым учетом здания, частью которого оно и является. Причем не имеет значение, есть ли у машино-места стены (либо другие ограждения) или их нет вовсе. Следовательно, акт обследования и технический план строения, необходимые для внесения сведений в ЕГРН, должны изначально содержать информацию обо всех его машинных местах без исключения. Кстати, на техплане они будут изображаться в виде простых геометрических фигур. Кроме того, каждое машино-место получит свой кадастровый номер.

Что касается владельцев уже существующих машино-мест, то им не стоит беспокоиться. Если их собственность подходит под определение, данное в Градостроительном кодексе РФ, то эта площадка признается машино-местом уже в силу закона и не требует сбора документов и регистрации их в Росреестре. Впрочем, если владелец такой собственности захочет, то он в любой момент сможет актуализировать данные о своем машинном месте в ЕГРН.

Новости для дольщиков

С нового года владельцы общей долевой собственности могут без препятствий выделить машино-места в натуре, установить их границы и внести сведения в ЕГРН. До последнего времени судьи отказывали в этом дольщикам. В решениях они указывали, что подобная процедура невозможна без нанесения ущерба всему объекту, а также его электроснабжению, водоснабжению, средствам пожаротушения и так далее. Теперь такие судебные акты исключены. Более того, если заявитель представит в Росреестр протокол общего собрания собственников или соглашение о правилах пользования общедолевой собственностью, то ему не нужно даже согласия остальных участников на выдел доли.

Важный нюанс: право общедолевой собственности на строение, где располагаются машино-места, прекратит свое существование с выходом последнего участника. С этого момента общедолевым имуществом будут считаться только шлагбаумы, проезды, проходы и так далее.

Подводя итоги

Если внимательно изучить все новеллы, то можно понять, что они просто узаконили сложившуюся практику и оборот машино-мест. Их и так раньше продавали, закладывали, арендовали. Впрочем, на легальной основе совершались сделки только с огороженными местами. Теперь же законодатель ввел в гражданский оборот и неогражденные участки. Новый закон предусмотрел обязательное внесение сведений о машино-местах и их границах в госреестр недвижимости. Ну и наконец, он позволил дольщикам парковок, являющихся частью здания, получить свои доли в натуре.

С другой стороны, государство так и не осмелилось признать недвижимостью машино-места на стоянках, которые никак не связаны со зданиями и сооружениями. Но рано или поздно законодателю придется вернуться к этому вопросу.

Детали

Варианты обустройства

Когда проблема с выбором места будет решена, можно приступать к обустройству парковки. Организовать ее можно по-разному. Самый простой способ – сделать открытую стоянку.

Проще всего ставить машину прямо на газон. Но у данного варианта есть свои недостатки. Если постоянно ставить машину на одно и то же место, под ней сформируется плотный след от протектора. Под ним со временем трава сомнется и погибнет, появятся проплешины, которые очень сложно будет восстанавливать. Если нет желания и средств обустраивать стационарное парковочное место, можно просто выровнять намеченный участок и застелить его искусственным газоном. Таким способом можно сразу решить две проблемы: сохранить презентабельный внешний вид зеленой лужайки и защитить землю от давления колес.

укладка тротуарной плитки под парковку на даче
Парковка личного авто на газоне Источник gongmedia.ru

Площадка, засыпанная щебнем или каменной крошкой

Такой вариант обустройства парковки считается самым практичным. К тому же подобная стоянка и выглядит достаточно эстетично. Для обустройства площадки нужно снять верхний плодородный грунт толщиной 10 см, по краю залить бордюры, на дне сделать песочную подушку и уже поверх нее уложить слой гравия, щебня или каменной крошки толщиной 15 см. Все это позволит немного приподнять стоянку над основным уровнем почвы и предупредить скопление воды внутри щебня. Специалисты рекомендуют для облегчения въезда машины залить по центру парковки две бетонные полосы. Между ними должно быть расстояние, равное расстоянию между колесами.

обустройство парковки на дачном участке
Стоянка для личного транспорта, засыпанная щебнем Источник pinterest.com

Смотрите также: Каталог компаний, что специализируются на ландшафтных работах на участках и монтаже металлоконструкций.

Бетонная стоянка

Ее строить намного сложнее, но она прослужит дольше. Обустраивать ее можно только в тех регионах, где почва не склонна к вспучиванию. Сооружается такая парковка следующим образом:

  1. Делается разметка, формируется основа, внутри ее периметра снимается почва толщиной в 20см. Место внутри очищается от мусора, кореньев травы и других растений.
  2. После этого внутрь засыпается слой песка толщиной в 10 см, он обильно поливается водой, после чего подушка тщательно утрамбовывается.
  3. По периметру будущей парковки устанавливается опалубка. Сделать ее можно из обрезной доски.
  4. На поверхность утрамбованного песка нужно поставить укладочную сетку и залить ее первым слоем бетона. Его толщина должна составлять не менее 5 см.
  5. Кок только первый слой заливки слегка схватится, нужно укладывать арматуру и ее сверху снова заливать пятисантиметровым слоем бетона.

Сохнуть стяжка будет в теплую погоду два, три дня. Если стоит сильный солнцепек, специалисты рекомендуют несколько раз в день заливать площадку водой. Это позволит потом в дальнейшем предотвратить растрескивание верхней поверхности стяжки. Спустя три дня по стоянке можно ходить ногами, заезжать на нее автомобилю нужно не ранее трех недель после заливки.

площадка под авто
Бетонная площадка для парковки Источник pinterest.com

Парковка из тротуарной плитки

Если по весне почва вспучивается, через пару сезонов прочная бетонная парковка придет в негодность, стяжка просто взломается изнутри и раскрошится. В таких случаях спасти ситуацию позволит только выбор плиточного материала. Чтобы финишное покрытие смогло выдержать нагрузку машины, для обозначенных целей стоит выбирать плитку толщиной не менее 6 см.

Произвести укладку тротуарной плитки под парковку на даче способен каждый, кто владеет элементарными строительными навыками. Главное, правильно соорудить основание. Для зоны с периодическим заездом легковой автомашины, необходимо:

  • произвести разметку поверхности;
  • срезать слой грунта толщиной 20 см, утрамбовать его дно;
  • сделать подушку из щебня (важно выбирать для этого материал с фракцией до 40 мм);
  • уложить поверх геотекстиль;
  • поверх соорудить песчаную подушку из смеси песка и цемента в пропорциях 5х1;
  • произвести укладку плитки;
  • заполнить швы смесью песка и цемента.

Если все слои будут хорошо уплотнены ручным катком или виброплитой, парковка получится ровной, тротуарная плитка прослужит долго. Если основание будет утрамбовано плохо, очень скоро на стоянке появятся впадины.

заезд для машины на даче под ключ
Стоянка из тротуарной плитки Источник 1nerudnyi.ru

Смотрите также: Каталог проектов гаражей, представленных на выставке «Малоэтажная страна».

Парковка, сложенная из камня

Для того чтобы она могла нормально функционировать, необходимо предварительно сооружать качественный дренаж. Для этого предварительно делается разметка парковки, потом вырывается яма глубиной в полметра. От нее вырываются канавы на глубину в 10 см ниже ямы. В них на дно укладывается мелкий щебень, на него укладывается геотекстиль, сверху монтируются трубы (их нужно вывести в специальный дренажный колодец, который находится за пределами участка). Трубы сверху снова закрываются геотекстилем и засыпаются щебенкой.

На дно ямы укладывается пленка геотекстиля, сооружается подушка из двух слоев (щебня и песка). Каждый тщательно утрамбовывается. На песок растилается сетка рябица, на нее засыпается слой щебня толщиной 10 см. На него слой отсева (смесь песка с цементом). По поверхности площадки каждый раз после засыпки нужно проходить катком и тщательно утрамбовывать основание. Финишный этап – укладка плиточного камня. Шву между двумя соседними модулями заполняются смесью из цемента и песка.

укладка тротуарной плитки под парковку на даче
Открытая площадка из камня для парковки машины Источник sandstone.by

Природный камень – экологически чистый материал, во время эксплуатации парковки с ее поверхности не будут испаряться опасные для здоровья человека химические компоненты. Парковка получится очень прочной, износоустойчивой, внешне она будет выглядеть очень респектабельно. И если удастся соединить ее с домом при помощи дорожки, вымощенной тем же камнем, можно сформировать достаточно красивое обрамление для ландшафтного дизайна.

Варианты мощения и виды камней выбираются с учетом личных предпочтений и материальных возможностей.

Место под солнцем

Если говорить упрощенно, нормативы по количеству машино-мест при строительстве зависят от класса возводимого дома. Например, наличие подземных паркингов для экономкласса вообще не является обязательным, но в таком случае должны быть отдельно стоящие паркинги, рассказывает генеральный директор «Миэль-Новостройки» Наталья Шаталина.

В комфорт-классе уже возможны как подземные, так и наземные паркинги, но при этом не менее одного машино-места на квартиру.

В элитном и премиум сегменте 1,8 машино-места на квартиру как минимум.

В сегменте делюкс уже не менее 2 машино-мест на квартиру.

Кроме обеспеченности машино-местами, существуют нормативы по размерам и габаритам машино-мест. В комфорт-классе строятся машино-места с расчетом на автомобили класса С, в бизнес-классе — на автомобили класса D, а в элитном сегменте — на автомобили класса E.

Способ парковки

Экономия свободного пространства на паркинге зависит от способа расположения парковочных мест.

При параллельной парковке по нормативам занимаемая машиной площадь составляет 17-18 м2. Однако сложность для водителя представляет сам процесс парковки. В нее трудно зарулить.

Вариант перпендикулярной парковки позволяет наиболее рационально использовать площадь площадки. В этом случае потребуется всего 13,25 м2 на каждый автомобиль, однако возникают сложности с посадкой и высадкой пассажиров. Они могут ударить дверями соседние машины.

Понятие «елочная» парковка подразумевает, что машины располагаются под углом к проезжей части. У этого способа есть ряд преимуществ. Открывать и закрывать двери гораздо удобнее; нет никаких проблем с заездом и выездом. Минимальный размер машиноместа на парковке этого типа составляет 18 м2.

Вопрос-ответ

Что делать, если автомобили каршеринга припаркованы с нарушением правил?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: