Взгляд из настоящего в будущее: сравнительный анализ основных положений ТК ТС и ТК ЕАЭС


Что такое импорт (простыми словами)

По условиям данной процедуры, ввезенные на территорию Евразийского экономического союза грузы могут находиться на ней бессрочно и без ограничений по владению и пользованию, распоряжению. Большинство импортируемых товаров предназначены для продажи или переработки (потребления) на территории страны.

Для помещения грузов под процедуру выпуска для внутреннего потребления декларант обязан:

Уплатить причитающиеся налоги и пошлины, предусмотренные законодательством.

Проверить наличие запретов и ограничений на выпуск для внутреннего потребления, предусмотренных ст. 7 ТК ЕАЭС (радиационный контроль, нетарифное, техническое регулирования, санитарные меры и мн.др).

Предъявить товар таможенному органу (в некоторых случаях).

Как производится выпуск товаров в свободное обращение


Декларант (владелец груза) или таможенный брокер подает в таможенные органы электронную декларацию и полный пакет сопроводительных документов на груз. Подача осуществляется через Центр электронного декларирования, к которому относится таможенный пост, где товар будет пересекать границу.

По прибытии товара на границу таможенный орган вправе его проверить на соответствие заявленным в декларации данным. При наличии расхождений товар остается на складе временного хранения до выяснения обстоятельств и внесения необходимых изменений в декларацию.

Если нарушений не выявлено, на декларации ставят о и товар может отправляться на склад получателя.

Преимущества статуса уполномоченного экономического оператора

Кто такой уполномоченный экономический оператор (УЭО), определено Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Согласно ст.

430 указанного документа, УЭО — это предприятие, зарегистрированное в установленном порядке в Армении, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане или России, и включенное в специальный реестр таможенного органа.

Данный статус предоставляет организации возможность пользоваться упрощенным порядком оформления грузов при пересечении границ государств, входящих в ЕАЭС. УЭО соблюдает стандарты ВТО и придерживается принципов безопасного перемещения товаров.

Перечень уполномоченных экономических операторов размещается на сайтах таможенных органов, в частности в России — на официальной интернет-странице Федеральной таможенной службы https://customs.ru/, а также общий реестр — на сайте Евразийского экономического союза https://www.eaeunion.org/.

статьи:

  • 1. Для чего нужен статус уполномоченного экономического оператора (УЭО)
  • 2. Преимущества и недостатки статуса УЭО
  • 3. Права и обязанности УЭО
  • 4. Ответственность уполномоченного экономического оператора
  • 5. Типы УЭО
  • 6. Как стать уполномоченным экономическим оператором?
  • 7. Этапы получения статуса УЭО
  • 8. Заявление о включении в реестр УЭО (образец)

Для чего нужен статус уполномоченного экономического оператора (УЭО)?

Уполномоченный экономический оператор пользуется специальными упрощениями при осуществлении внешнеэкономической деятельности. На какие таможенные операции и контроль распространяются привилегии, зависит от типа свидетельства УЭО.

При использовании специальных таможенных упрощений минимизируются временные и финансовые затраты на прохождение таможни, оптимизируется логистическая цепочка. Лицо со статусом УЭО пользуется доверием среди таможенников, что очень важно, когда юрлицо работает на территориях России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана.

Преимущества и недостатки статуса УЭО

Организация со статусом уполномоченного экономического оператора имеет ряд привилегий:

  • возможность временно хранить ввозимые грузы на своих открытых площадках и складах без необходимости их включения в перечень собственников складов временного хранения (СВХ). На практике это означает, что груз можно сразу направить на склад УЭО, и сэкономить благодаря отсутствию необходимости пользоваться услугами СВХ на период растаможки;
  • возможность декларировать некоторые категории грузов в таможенных органах по выбору;
  • возможность применять периодическое таможенное декларирование и отсрочить уплату ввозных пошлин и иных таможенных платежей на срок до 40 дней.

Также законом предусмотрено заключение соглашения между УЭО и таможней, в котором определяется порядок сотрудничества, обмена информацией и других вопросов практического значения.

Помимо плюсов, статус уполномоченного экономического оператора имеет минусы:

  • Юрлицо может вести деятельность в качестве УЭО только на территории той страны, где оно зарегистрировано. На практике это означает, что белорусская компания работает только в Белоруссии, российская — в России и т.п.
  • УЭО не вправе работать с подакцизными товарами, которые необходимо маркировать;
  • Статус УЭО не имеет силы, когда предстоит ввезти товары из оффшорных зон либо оплата за них прошла через оффшор.

Также препятствием для получения заветного статуса является высокий порог обеспечения. Она составляет 1 млн. евро, а для компаний-экспортеров и производителей продукции — 150 тыс. евро.

Соглашение заключается с каждой таможней, с которой планирует сотрудничать в дальнейшем организация. И этот таможенный орган прописывается в свидетельстве.

Права и обязанности УЭО

Одним из основных прав субъекта со статусом УЭО является право совершать таможенные операции в первоочередном порядке, благодаря чему сокращается время простоя на таможне, а значит, оборачиваемость средств.

Как правило, за УЭО на таможне закрепляются определенные должностные лица, предусматриваются отдельные полосы для автомобилей, которые перевозят товары.

Следующее право — заявлять выпуск перевозимых грузов до их декларирования. Это касается товаров для реализации в принимающей стране, для переработки на таможенной территории, в случае свободной таможенной зоны и свободного склада. Также разрешается временный ввоз без уплаты пошлин, в том числе антидемпинговых и компенсационных.

Перечень обязанностей УЭО определен ст. 442 ТК ЕАЭС. Он включает следующее:

  • Внедрение программы для ведения учета товаров в целях дальнейшего сравнения сведений, которые предоставляются на таможне и свидетельствуют о совершении хозяйственных операций. К программе должен быть обеспечен доступ таможенникам, в том числе с возможностью удаленного просмотра;
  • Своевременная уплата ввозных и иных пошлин, налогов, пеней, процентов и прочих обязательств перед бюджетом;
  • Направление на таможню информации в течение двух недель об изменениях данных, которые включены в реестр УЭО.

Владельцам свидетельств первого, третьего типов предстоит строго соблюдать требования к пломбам, накладываемым ими на грузовые отсеки автомобилей.

Ответственность уполномоченного экономического оператора

УЭО несет ответственность в соответствии с КоАП РФ и Уголовным Кодексом РФ в зависимости от вида правонарушений. В основном речь идет о противоправных деяниях в сфере таможенного дела. Помимо этого, предусмотрены такие меры наказания за тот или иной проступок, как приостановление или прекращение действия свидетельства. Так, поводом для приостановки деятельности УЭО являются:

  • Возбуждение административного производства в отношении УЭО за нарушения в области таможенного дела;
  • Возбуждение уголовного дела в отношении акционеров УЭО, которые являются владельцами не менее чем 10% акций компании;
  • Несвоевременное внесение изменений в сведения об УЭО;
  • Нахождение юрлица на стадии прекращения деятельности;
  • Нарушение условий соглашения между УЭО и таможней.

Более суровое наказание для УЭО – исключение из специального реестра. Такое возможно в следующих ситуациях:

  • Реорганизация компании (кроме преобразования);
  • Наличие вступившего в силу постановления о привлечении организации к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства;
  • Наличие вступившего в силу приговора в отношении акционера УЭО с 10 и более процентами акций, учредителя или участника общества, главбуха;
  • Применение упрощений для товаров, купленных у оффшорной компании, или оплата за товары через оффшоры;

Типы УЭО

Всего существует три типа свидетельств, подтверждающих наличие юридического лица в перечне УЭО:

  • Первый тип дает возможность в первоочередном порядке декларировать товар и выпускать его, проводить осмотр или досмотр, а также не предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате пошлины, налогов в случаях, когда это предусмотрено ст.ст. 121, 122, 143 ТК ЕАЭС. Кроме этого, можно выпускать некоторые товары до их декларирования, не устанавливать маршрут транспортировки груза, участвовать в пилотных проектах, которые предполагают сокращение времени таможенных операций.
  • Документ второго типа позволяет использовать помещения, открытые площадки УЭО, чтобы хранить там временно грузы других УЭО и участников ВЭД, проводить на таких местах таможенный контроль. Осмотр или досмотр сотрудниками таможни также проводится в первоочередном порядке. Не требуется доказывать возможность уплатить пошлины и налоги, если такие действия необходимы согласно п. 1 ст. 59, ст.ст. 121, 122 ТК ЕАЭС. Выпуск ряда товаров также может осуществляться до представления декларации.
  • Свидетельство третьего типа позволяет пользоваться всеми привилегиями, доступными владельцам документов первого и второго типов.

Как стать уполномоченным экономическим оператором?

Условия включения в реестр УЭО определены ст. 433 ТК ЕАЭС. Они актуальны и в 2021 году. Требования зависят от типа свидетельства. Так, будущие владельцы документа первого типа обязаны соответствовать следующим параметрам:

  • Своевременная уплата платежей всех уровней;
  • Соблюдение законодательства при осуществлении деятельности, соответственно, отсутствие фактов возбуждения административного производства в течение года;
  • Непривлечение к ответственности, предусмотренной УК РФ, главбуха, руководителя, учредителя, акционера с 10 и более процентами акций;
  • Внедрение учетной программы для товаров;
  • Ведение не менее трех лет ВЭД, в области таможенного дела, в качестве собственника склада временного хранения или двухлетний стаж в качестве таможенного перевозчика.

При этом в течение указанного срока ежегодно участник ВЭД должен подать не менее 10 деклараций суммарной стоимостью перемещаемых товаров не менее 500 тыс. евро. Перевозчики ежегодно для получения статуса УЭО должны подавать минимум 250 деклараций, таможенные представители – 200 или декларации на товары суммарной стоимостью не менее 500 тыс. евро.

Чтобы получить свидетельство второго типа, юрлицо должно соответствовать вышеуказанным условиям, а также обладать финансовой устойчивостью, иметь в собственности или на праве оперативного управления помещения, открытые площадки, которые подходят по нормам для временного хранения грузов.

Для получения свидетельства третьего типа компания должна пару лет находиться в реестре УЭО со статусом первого или третьего типа.

Этапы получения статуса УЭО

Чтобы попасть в реестр УЭО, в ФТС подается заявление по форме с приложением ряда документов:

  • Копия устава;
  • Выписка из ЕГРЮЛ;
  • Справка из налоговой об отсутствии долгов;
  • Справки об отсутствии судимости на акционеров, учредителей, директора, главбуха;
  • Подтверждающие документы о наличии внедренной системы учета товаров;
  • Свидетельства о праве собственности, долгосрочные договора аренды на помещения и земельные участки под склад временного хранения и т.д.

В течение пяти дней таможенники выносят решение рассмотреть заявление или отказать. Последнее возможно при предоставлении заявления неустановленного образца, отсутствии обязательных данных.

Заявление может рассматриваться максимум 4 месяца (120 дней).

Какие документы нужны для оформления процедуры импорта

Содержание пакета варьируется в зависимости от вида товара и целей его ввоза в страну. Основных документов два:


  • Декларация на товары;

  • Декларация таможенной стоимости.

Форма декларации и особенности ее заполнения установлены решением КТС ТС № 257, декларации таможенной стоимости – Решением Коллегии ЕАЭК № N 4.

В одной могут быть заявлены сведения максимум о 999 товарах.

Подача ДТ сопровождается обязательным подтверждением указанных в ней сведениям. При электронном декларировании документы подаются также в электронном (формализованном) виде: внешнеторговый контракт, инвойсы и упаковочные листы, страховка, транспортные (перевозочные) и другие документы.

Взгляд из настоящего в будущее: сравнительный анализ основных положений ТК ТС и ТК ЕАЭС

Если кто-то еще не открывал ТК ЕАЭС приведу пример одной из его статьи, регламентирующей основания исключения юридического лица из реестра таможенных представителей.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 403 «Основанием для исключения таможенного представителя из реестра таможенных представителей являются: неисполнение таможенным представителем обязанностей, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 405 настоящего Кодекса;

Идем к подпункту 1 пункту 1 статьи 405 —

«Таможенный представитель обязан: соблюдать условия включения в реестр таможенных представителей, установленные подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 402 настоящего Кодекса, а также законодательством государств-членов в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 402 настоящего Кодекса»

Не остается ничего иного, как «сходить» еще к одной статье, к статье 402. Подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 402 — только там мы находим положения без иных отсылок! Чтобы понять смысл заложенного в одном только пункте одной из статей Кодекса, нам необходимо было обратиться еще к двум другим статьям Кодекса Союза. Ссылок настолько много, что можно забыть с чего Вы начинали и зачем перешли по этим ссылкам.

На настоящий момент материал по сравнительному анализу ТК ТС и ТК ЕАЭС, а также анализ проекта ФЗ о таможенном регулировании подготовлен, но мы не можем выложить в открытый доступ этот материал сейчас полностью, так как его «премьера» должна состояться в рамках учебного курса на площадке одного из институтов СПб в конце ноября. Ссылка на полную презентацию.

Предлагаем Вашему вниманию анонс — часть доклада со слайдами презентации к нему. Полная версия презентации будет представлена на нашем сайте в первых числах декабря. Также будет выложен анализ проекта ФЗ.

СЛАЙД 14

В зависимости от формы таможенного декларирования используется таможенная декларация в виде электронного документа (электронная таможенная декларация) или таможенная декларация на бумажном носителе (таможенная декларация на бумажном носителе).

По-прежнему выделяют 4 вида таможенных деклараций и ДТС.

Сведения, подлежащие указанию в декларации на товары, остались без изменений. Сделана лишь оговорка о том, что Комиссия вправе сокращать сведения, подлежащие указанию в ДТ, в зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров, лиц их перемещающих и вида транспорта. Эта оговорка действует и в отношении транзитной декларации.

В случае использования в качестве таможенной декларации транспортных, коммерческих и иных документов Комиссия правомочна определять перечень таких документов в зависимости от вида транспорта, на котором перевозятся товары, а также случаи и порядок их использования.

Допускается использование предварительной информации, представленной в виде электронного документа в качестве транзитной декларации. Порядок такого использования определяется Комиссией.

Если в качестве транзитной декларации используются транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы и в отношении товаров предоставлена предварительная информация, которая содержит все сведения, необходимые для указания в транзитной декларации, то подача такой транзитной декларации не сопровождается представлением таможенному органу ее электронного вида.

Подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары. Исключение: при подаче декларации на бумажном носителе должны быть представлены документы, подтверждающие полномочия лица, подающего декларацию.

Подача транзитной декларации не сопровождается представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в транзитной декларации, за исключением случая, если у таможенных органов отсутствуют возможность получения из информационных сетей таможенных органов, информационных сетей государственных органов государств–членов в рамках информационного взаимодействия документов, подтверждающих соблюдение запретов, ограничений и документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Такие документы должны быть представлены таможенному органу одновременно с подачей транзитной декларации.

Подача пассажирской таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.

СЛАЙД 15

Таможенные операции, связанные с подачей таможенной декларацией и порядок их совершения регулируются статьей 109 ТК ЕАЭС.

Согласно ей товары при их декларировании должны находиться на территории государства-члена, таможенному органу которого подается таможенная декларация в отношении таких товаров. Кодексом предусмотрены исключения из этого правила, они представлены на слайде.

Комиссия вправе определять случаи, когда товары Союза могут не находиться на территории государства-члена, таможенному органу которого подается таможенная декларация в отношении таких товаров, а также особенности совершения таможенных операций в этих случаях.

Сократилось время, в течение которого, таможенный орган обязан зарегистрировать таможенную декларацию или отказать в ее регистрации. Если в ТК ТС это было 2 часа, то п. 2 ст. 111 ТК ЕАЭС говорит уже об 1 часе с момента подачи таможенной декларации.

СЛАЙД 16

Выпуск товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа, либо если таможенная декларация или заявление о выпуске товаров до подачи таможенной декларации поданы на бумажном носителе, то отметки ставятся на бумажных документах.

Сроки выпуска товаров

1. Выпуск товаров должен быть завершен в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации либо, если осуществлялось предварительное таможенное декларирование, в течение 4 часов с момента, наступления одного из обстоятельств (ранее в ТК ТС не было положения о сроке выпуска товаров при предварительном таможенном декларировании):

— получение таможенным органом, зарегистрировавшим предварительную таможенную декларацию, уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля, указанной в таможенной декларации (а в отношении товаров, перевозимых водными судами, — выдача таможенным органом разрешения на их выгрузку в месте прибытия) при условии, что таможенный орган уведомлен об отсутствии необходимости внесения изменений в таможенную декларацию, либо эти изменения уже внесены;

— изменение (дополнение) сведений, заявленных в предварительной таможенной декларации, при условии, что таможенным органом, зарегистрировавшим таможенную декларацию, получено уведомление о размещении товаров в зоне таможенного контроля (или выдано разрешение на выгрузку в месте прибытия).

2. Выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств при предварительном таможенной декларировании, если в течение 4 часов, наступило одно из следующих обстоятельств:

— таможенным органом запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) принято решение о проведении таможенного контроля в иных формах либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;

— декларант обратился в таможенный орган с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации;

— декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации.

3. Срок выпуска товаров, указанный выше (п. 2 соответственно), может быть продлен на время, необходимое для:

— проведения или завершения начатого таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;

— выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации;

— предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров до завершения проверки таможенных и иных документов и сведений и до получения результатов таможенной экспертизы.

При продлении срока выпуска товаров выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, при предварительном таможенном декларировании. Этот срок остался неизменным.

Если назначена таможенная экспертиза и для ее завершения требуется срок, превышающий 10 дней, срок выпуска товаров продлевается на время необходимое для ее проведения в случае:

-наличия признаков, что к товарам могут быть применены запреты и ограничения или мер защиты внутреннего рынка, установленные в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и декларантом не подтверждено их соблюдение (положение перешло из ТК ТС);

— декларантом не представлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых пошлин (это новое положение. Согласно ТК ТС таможенный орган отказывал в выпуске товаров в этом случае).

Появилось новое положение о продлении срока выпуска товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита. Выпуск товаров должен быть завершен не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации транзитной декларации.

При продлении срока выпуска товаров за рамки, обозначенного «не позднее 1 рабочего дня», таможенный орган направляет декларанту или таможенному представителю уведомление о таком продлении не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем выдачи разрешения на продление. Разрешение, как и прежде, дает руководитель таможенного органа, уполномоченный им заместитель либо лицо, их замещающее.

СЛАЙД 17

Отказ в выпуске товаров и порядок совершения таможенных операций, связанных с отказом в выпуске товаров. В виду большого количества отсылочных норм, и сложности восприятия содержания статьи 125 ТК ТС, предлагается расшифровка закодированного в многочисленных отсылках.

СЛАЙД 18

Общие положения о порядке, совершения таможенных операций, месте и времени совершения таможенных операций остались без изменений.

Касательно документов и сведений, необходимых для совершения таможенных операций, ТК ЕАЭС закреплено, что документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций могут не предоставляться таможенному органу, если эти документы и сведения могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов государств-членов в рамках информационного взаимодействия. При этом, информация о возможности получения таких документов и сведений таможенными органами из информационных систем должна быть доведена до общего сведения на официальных сайтах таможенных органов в сети Интернет или распространена иным способом.

В перечень товаров, в отношении которых предусмотрен первоочередной порядок совершения таможенных операций, добавлены: товары, предназначенные для показа на международных выставочных мероприятиях; валюта, иные валютные ценности, драгоценные металлы, в том числе золото, ввозимые национальными (центральными) банками государств-членов и их филиалами.

Внесены изменения в положения о совершении таможенными органами и лицами таможенных операций. Статья 82 ТК ЕАЭС содержит положения о возможности совершения отдельных таможенных операций таможенными органами посредством информационных систем таможенных органов без участия должностях лиц. Порядок совершения таких операций определяется Комиссией, а до его определения Комиссией – национальным законодательством.

Также статьей 82 ТК ЕАЭС закреплено, что таможенные операции совершаются непосредственно декларантами, перевозчиками, лицами обладающими полномочиями в отношении товаров или через работников, состоящих с ними в трудовых отношениях.

СЛАЙД 19

Особенности совершения таможенных операций и выпуска товаров до подачи декларации на товары в Кодексе Союза регламентированы статьей 120.

Статья стала больше, детализировано урегулированы вопросы, которые не были раскрыты ТК ТС, прописан порядок совершения таможенных операций при выпуске товаров до подачи таможенной декларации и порядок совершения таможенных операций при подаче декларации на товары, выпуск которых был произведен до подачи декларации.

Из статьи исключены нормы, регламентирующие: возникновение, прекращение, исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов; порядок исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. Эти нормы установлены в ТК ЕАЭС общими статьями в рамках таможенных процедур, которые могут применяться при выпуске до подачи декларации.

Форма Заявления о выпуске товаров до подачи декларации определяется Комиссией. Заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары можно подать, как в электронном виде, так и на бумажном носителе. При этом, перечень документов, подтверждающих сведения, указанные в заявлении, отличается в зависимости от формы подачи заявления.

Обращаю Ваше внимание на норму, которая ранее не была закреплена в таможенном кодексе. С момента регистрации заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение». Заявление на выпуск до подачи декларации на товары, приравнено к декларации на товары (п. 11 ст. 120). И лицо, подавшее заявление о выпуске товаров до подачи таможенной декларации, несет ответственность аналогичную ответственности при подаче декларации на товары (п. 9 ст. 120).

Основания отказа в регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации, аналогичны основаниям отказа в регистрации декларации на товары. Но законодателем добавлено еще одно основание для отказа в регистрации: «наличие на день подачи заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары у лица, подавшего такое заявление, неисполненной в установленный срок обязанности по подаче декларации на товары в отношении товаров, выпуск которых ранее был произведен до подачи декларации на товары».

Выпуск товаров до подачи декларации на товары осуществляется если соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру и предоставлено обеспечение исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. УЭО не предоставляет обеспечения.

Декларация на товары должна быть подана лицом, которым подано заявление о выпуске до подачи декларации на товары не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров. Для УЭО это 15 число.

СЛАЙД 20

В ТК ЕАЭС более подробно в сравнении с ТК ТС прописано предварительное декларирование товаров. Сейчас действия таможенных органов и декларантов при предварительном таможенном декларировании регламентируются разными нормативно-правовыми актами, нет единого акта, который бы раскрывал этот вопрос полностью.

Статьей 114 ТК ЕАЭС, кроме порядка действий декларанта, закреплено, что запреты, ограничения, меры защиты внутреннего рынка при предварительном таможенном декларировании, действуют на день регистрации таможенным органом документа, которым изменяются сведения, заявленные в таможенной декларации, либо регистрации уведомления об отсутствия необходимости внесения изменений в декларацию на товары. Детально прописаны основания, когда таможенный орган отказывает в выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании и регламентировано, что законодательством государств-членов могут устанавливаться случаи, когда предварительное декларирование (за исключением процедуры таможенного транзита) должно осуществляться в обязательном порядке.

Неполное таможенное декларирование и Периодическое таможенное декларирование – новые для таможенного кодекса. В настоящий момент эти вопросы регулируются национальным законодательством государств-членов.

Так как на наднациональный уровень эти вопросы выносятся впервые, то мы можем сейчас говорить только о положениях ТК ЕАЭС в сравнении с аналогичными положениями ФЗ-311.

Статья 212 ФЗ -311 допускает подачу неполной таможенной декларации, как в отношении товаров Союза, так и иностранных товаров. Статья 115 ТК ЕАЭС однозначно говорит о возможности подачи неполной таможенной декларации только в отношении товаров Союза. Кодекс содержит «закрытый» перечень сведений, которые могут не заявляться в декларации на товары при неполном декларировании.

Периодическое таможенное декларирование в настоящее время регулируется ст. 213 ФЗ-311, в ТК ЕАЭС это статья 116. В проекте ФЗ «О таможенном регулировании» есть только положение о временном периодическом декларировании (ст. 102). Возможно, законодатель устранит этот пробел, так как статья 116 содержит в себе ссылки на национальное законодательство, в том числе и по установке менее продолжительных сроков или их продлению.

Периодическое таможенное декларирование. Изменения для российского бизнеса:

1. Период поставки увеличился на 1 календарный день, с 30 до 31;

2. Если ФЗ говорил о регулярном перемещении товаров, то ТК ЕАЭС говорит о двух или более партиях;

3. В ТК ЕАЭС отсутствует положение о сроке подачи периодической таможенной декларации, в ФЗ-311 обозначен срок — не ранее чем за 15 дней до начала заявляемого периода поставки.

4. Продлен срок в течении которого декларант обязан предоставить таможенному органу недостающие сведения и сведения о фактическом количестве товаров с 10 рабочих дней до 1 месяца после окончания периода поставки при декларировании ввозимых товаров (По вывозимым срок остался такой же – 2 месяца);

5. ТК ЕАЭС допускает не указание в декларации сведений, которые на момент подачи декларации могут быть не известны декларанту (например, о транспортных средствах или отдельных документах). ФЗ-311 такой возможности не предусматривал;

6. Увеличился срок в течении которого должны быть фактически вывезены товары, в отношении которых осуществлено периодическое таможенное декларирование и которые предназначены для вывоза с таможенной территории Союза, с 3 месяцев до 6 месяцев, следующего за днем окончания периода поставки. Также ТК ЕАЭС разрешает продление этого срока не более чем на 3 месяца.

Особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном и незавершенном виде, вынесены на наднациональный уровень. В ТК ЕАЭС этот вопрос регламентируется статьей 117. Но отсылки на национальное законодательство остались. Национальным законодательством определяется: возможность срока продления подачи декларации в отношении последнего компонента; в отношении необходимости направления таможенному органу уведомления о планируемых поставках компонентов; в отношении условия перемещения компонентов в рамках одной сделки. Проектом ФЗ установлено, что до начала декларирования товара, декларант направляет в таможню, в регионе деятельности, которой будет осуществляться декларирование товара, уведомление о планируемых в электронном виде либо в письменном виде с приложением копии решения о классификации, заверенной декларантом.

В сравнении с ФЗ-311:

1. Статья 117 ТК ЕАЭС вводит понятие компонент товара и перечень таможенных процедур, под которые могут быть помещены товары с особенностями такого декларирования. В ФЗ-311 этого не было;

2. Однозначно говорит о том, что декларантом компонентов товара может быть только лицо, которому выдано решение о классификации.

3. Продлевает срок с 1 года до 2 лет подачи декларации в отношении последнего компонента товаров.

пред.

след.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: