Административная ответственность за нарушение таможенных правил


Административная ответственность за нарушения таможенных правил


Аннотация

. Статья посвящена наиболее актуальным вопросам ответственности в сфере таможенного законодательства, а именно — мерам административной ответственности, применяемых к нарушителям. Будут рассмотрены основные правовые источники, регулирующие отношения в сфере таможенной деятельности, а также особенности каждого вида административной ответственности согласно КоАП РФ.
Ключевые слова
: таможенная система, таможенные органы, административные меры, правонарушение, внешнеэкономическая деятельность. На современном этапе развития государственности и общества наиболее важным, пожалуй даже, ключевым элементом, составляющим экономическую систему любого государства, является система таможни. Именно таможенной системе принадлежит ведущая роль в обеспечении и поддержании экономических интересов Российской Федерации. Монополию торговли сменила либерализация внешнеэкономической деятельности, что повлекло за собой неизменный интерес к таможенному делу. Это обусловило рост числа совершаемых административных нарушений в таможенном деле.

Учитывая то, в каком состоянии сейчас находится отечественное таможенное законодательство, можно с уверенностью сказать, что данный уровень в полной мере позволит определить специфику административного принуждения и мер административной ответственности.

Основным правовым источником в рассматриваемой отрасли является Таможенный кодекс РФ. Указанный нормативно-правовой акт выделяет 40 составов административных правонарушений в сфере таможенного дела. Следует отметить, что в силу различных факторов – как объективных, таки субъективных, наблюдается стремительный рост совершаемых правонарушений во внешнеторговой деятельности.

Для того, чтобы перейти к исследованию видов административных наказаний, вначале будет целесообразным сказать о том, что же является нарушением таможенных правил. По своей юридической сути, как и любое другое нарушение, они могут быть выражены как в форме действия, так и бездействия, последствиями которого выступает нарушение порядка перемещения продукции через границу. Наказанием за подобные нарушения могут выступать самые разнообразные санкции – вплоть до уголовной ответственности. Но поскольку в данной статье нас интересуют именно административные нарушения, то коснемся их более подробно.

Что же выступает в качестве объекта нарушений в сфере таможенной деятельности, т.е., на что конкретно направлены нормы, регулирующие таможенное законодательство? Объект в данной сфере – это общественные отношения, которые подлежат охране мерами административного законодательства (КоАП РФ), множество норм содержится также в Таможенным кодексе РФ, Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации». []

В качестве структурных элементов состава правонарушения здесь можно выделить следующие виды: — порядок, согласно которому осуществляется перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; — порядок, действующий при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, которые подлежат перемещению через таможенную границу Российской Федерации; — соблюдение мер экономической политики; — порядок, распространяющий свое действие на таможенный контроль товаров и транспортных средств, которые подлежат перемещению через таможенную границу Российской Федерации; — порядок, регулирующий обложение таможенными пошлинами товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу Российской Федерации. [5]

Поскольку мы ведем речь в данной статье именно о мерах административного характера, то следует сделать акцент на том, что ни применяются не всегда: их применение целесообразно лишь в том случае, когда нет оснований привлечь виновных лиц к более серьезному виду ответственности – уголовной. Важной особенностью, на наш взгляд, касающейся субъектов ответственности, выступает тот факт, что административная ответственность равнозначна для всех лиц: как иностранные граждане, так и лица без гражданства наравне с гражданами РФ будут привлекаться к ответственности в случае совершения ими административного проступка в сфере таможенной деятельности.

Особого внимания, по нашему мнению, заслуживает специфика наказания, применяемого к юридическому лицу, как к субъекту правонарушения. Здесь ответственность самой организации (учреждения) будет распространяться также и на сотрудников, работающих в данной организации. Так, например, компании назначено административное наказание в виде штрафа – ее сотрудники не будут освобождены от ответственности, и наоборот – привлеченный к административной ответственности сотрудник «накладывает отпечаток» на организацию, которая также несет ответственность.

Не менее важным принципом, который лежит в основе привлечения к ответственности, является презумпция невиновности. Данный принцип закреплен конституционно. Он означает, что ответственность может нести только тот субъект, в отношении которого будет доказана его непосредственная вина в совершении того или иного деяния. Как и в своем общем значении, принцип презумпции невиновности освобождает здесь подозреваемого доказывать свою невиновность, так как этот вопрос находится в компетенции суда, рассматривающего дело. Согласно ст. 1.5 КоАП, любое неустранимое сомнение в виновности обвиняемого должно трактоваться в его пользу.

Что касается целей административных наказаний, то они, как правило, назначаются для предупреждения новых нарушений, а не устрашения виновных или лишения их чего-либо. Виды наказаний предусмотрены в КоАП РФ в главе 16, ст. 3.2. [1] В качестве наказаний могут применяться: — меры предупреждения; — штрафные санкции; — отзыв лицензии на ведение определенной деятельности; — конфискация объекта правонарушения (продукции, перемещаемой через таможню); — взыскание стоимости незаконно перемещенной через границу продукции; — меры по конфискации транспорта, на котором незаконно перемещены товары. [4]

Рассмотрим более подробно вышеперечисленные меры.

Статья 3.4 КоАП РФ содержит понятие предупреждения. Данная мера представляет собой выражаемое порицание действий субъекта правонарушения, которое должно быть вынесено в письменной форме. Данный вид наказания следует отличать от устного замечания.

В статье 3.5 КоАП РФ закреплено такое административное наказание как штраф. Его размеры также определены в указанной статье. Так, физические лица не могут быть подвергнуты денежному взысканию более чем на сумму 5000 рублей; должностные лица несут финансовую ответственность в пределах, не превышающих 50 000 рублей, а на юридическое лицо может быть наложен довольно крупный штраф – в размере 1 000 000 рублей. Но названными пределами штрафные санкции не ограничены: штрафы могут иметь также стоимостную оценку – например, сумма незаконно перемещаемого товара, либо совокупность задолженностей виновного лица по налогам, сборам, пошлинам, а также сумма выручки от продажи товара, который является объектом правонарушения. Штраф является основной формой административной ответственности, применить которую вправе представитель таможенной структуры или суд.

Статьей 3.7 КоАП РФ установлена иная мера ответственности — конфискация объекта правонарушения. Особенностью данной меры является ее только судебное назначение.

Если исследовать данные отечественной статистики в сфере таможенных нарушений, то за последние годы можно отметить их значительный прирост – 49%. Всего таможенная служба инициировала за 2017 год свыше 119 тыс. административных дел. юридические лица – 52,5%; физические лица – 39%; должностные лица – 8%. [2]

Основными причинами возбуждения административных дел в течение всего периода являются недекларирование или недостоверное декларирование товаров (27% в 2021 году), несоблюдение запретов и ограничений на ввоз / вывоз товаров (13% в 2021 году), но удельный вес данных видов правонарушений в 2021 году уменьшился по сравнению с 2021 годом на 7,5% и 4% соответственно. [3]

Подводя итоги, мы пришли к выводу о том, что в ближайшее время представляется необходимым провести ряд мероприятий, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению экономической безопасности страны со стороны правоохранительных органов в целом и специальных подразделений таможенных органов. Например, в качестве таковых можно назвать разграничение компетенций в сфере борьбы с административными правонарушениями на таможне и нормативное закрепление такого разграничения между государственными органами власти.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019. 2. https://vawilon.ru/statistika-pravonarushenij/ 3. https://sibac.info/studconf/science/lxii/131937 4. Бякешев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право; учеб.пособие.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012.-184с. 5. Ответственность за нарушение таможенных правил / Под ред. А.Н. Козырина. — М., 2011.

Ответственность налоговых органов

Опираясь на нормы действующего законодательства РФ, становится ясно, что ответственность, будь то административная, уголовная или дисциплинарная, является неотъемлемым спутником любого правового субъекта. Это касается и налоговой системы нашей страны, а также ее должностных лиц.

Налоговые органы могут стать объектом привлечения к определенной ответственности, если ими было допущено нарушение прав и законных интересов иных участников налоговых правоотношений, а также в случае проявленного бездействия.

Положения налогового законодательства РФ предусматривают, что ответственность налоговых органов может быть выражена в необходимости возмещения убытков, если они были причинены налогоплательщикам вследствие неправомерных действий должностных лиц и сотрудников налоговых органов, либо проявленного бездействия, которое привело к такому отрицательному результату.

Факт того, что нарушение со стороны сотрудников налогового органа либо должностных лиц действительно имелось, должен быть соответствующе подтвержден и доказан.

Применение различных мер и привлечение к ответственности за нарушение, в отношении сотрудников налоговых органов и их должностных лиц, направлено, прежде всего, на защиту интересов налогоплательщиков, а также на максимально эффективное и четкое соблюдение установленных норм действующего налогового законодательства РФ.

При этом само привлечение к ответственности должно проходить по установленным правилам. Право на привлечение имеется только у определенных уполномоченных лиц – судебных инстанций и т.д.

Возмещение убытков налогоплательщикам налоговыми и таможенными органами

Само понятие убытков, с точки зрения действующего законодательства РФ, означает определенные расходы, которые приходится нести лицу, что восстановить ранее нарушенные права и законные интересы.

Возмещение убытков таможенными, либо налоговыми органами, происходит в общем порядке. При этом таможенные органы несут ответственность исключительно за тот ущерб, который был причинен противоправно. Например, если было совершено противоправное нарушение, либо в случае проявленного бездействия, которое в дальнейшем повлекло за собой возмещение убытков.

Возмещение убытков, причиненных налоговым, либо таможенным органом, как юридическая процедура, может проходить в несколько этапов.

Первоначальным этапом всегда является применение определенных мер для того, чтобы данное нарушение было выявлено и подтверждено.

Для этого заинтересованному лицу необходимо собрать требующуюся информацию, получить определенные документы, доказать нарушение и обратиться в соответствующую инстанцию. Факт бездействия, как грубое нарушение действующих норм законодательства РФ, также должен быть доказан.

Для того чтобы претендовать на возмещение убытков, указанная сумма этих убытков также должна быть подтверждена и правомерно обоснована. Возмещение убытков будет возможным только в том случае, если суд признает факт неправомерных действий налоговых или таможенных органов, либо их бездействия.

Ст. 16.3 КОАП РФ – несоблюдение установленных запретов и ограничений

Ст. 16.3 КОАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КОАП РФ.

За указанное нарушение установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

  • Лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований технических регламентов, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при этом не представлено доказательств объективной невозможности выполнения нарушенных правил и норм. Несогласие общества с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, с установленными фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств не является основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке (Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2018 N 308- АД18-3513 по делу N А63-253/2017).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: