Иран | Импорт и Экспорт | Весь мир | Все товары | Вес нетто (кг); Количество и Стоимость (долл. США) | 2003 — 2021

Группа предлагает разумное и легкое решение всех вопросов, с которыми связан экспорт в Иран. Ресурсы, которыми мы располагаем, и опыт, накопленный за годы работы в области международных перевозок, позволяют нам на самом высоком уровне выполнить все необходимые процедуры, начиная с оформления и доставки груза в Иран и заканчивая сдачей отчетных документов.

Внешне-экономическая деятельность – выгодный, но сложный процесс, особенно в тех случаях, когда развивается новое партнерство. Экспорт в Иран требует знания специфики ВЭД, понимания менталитета партнеров из самобытной страны, опыта в общении с таможней и надзорными органами. Изучение всех аспектов внешне-торговых операций с новыми партнерами, проведение переговоров, подготовка и доставка груза требуют серьезных затрат времени, средств и усилий.

Ничтожная на первый взгляд ошибка на любом этапе может стоить срыва договоренностей, потери товара, значительных убытков.

Избежать подобных неприятностей возможно двумя путями:

  • содержать в штате компании специалиста или отдел, занимающийся внешними сделками;
  • воспользоваться услугами профессионального экспортера, специализирующегося на интересующем вас направлении.

Второй вариант выгоднее, как в случае разовых контрактов с зарубежными партнерами, так и при регулярных поставках за рубеж. Аутсорсинг ВЭД не только уменьшает расходы на организацию сделки, но и сводит к нулю все возможные риски. При этом, если сегодня вам необходимо провести экспорт в Иран, а завтра вы предполагаете сотрудничество с другой страной, вам не потребуется переучивать своих специалистов. Все хлопоты вместе с ответственностью за верное проведение сделки возьмет на себя профессиональный таможенный брокер, проблемы доставки решит транспортно-логистическая компания. Идеальным вариантом станет сотрудничество с фирмой, занимающейся комплексным обслуживанием экспортных операций.

Именно таким партнером станет для вас группа .

ЭКСПОРТА ТОВАРОВ В ИРАН

1. Документы, необходимые для юридических лиц (Смотреть)

2. Документы, необходимые для индивидуальных предпринимателей (Смотреть)

3. Документы, необходимые для физических лиц (Смотреть)

Образцы платежных документов можно .

Если Вы планируете экспортную поставку в Иран, то Вам необходимо будет помимо стандартного списка документации подготовить сертификат СТ-3, а также иные дополнительные документы для экспорта различных грузов.

Для регистрации как участника ВЭД на ИП потребуются в скане: ИНН, ОГРН, паспорт.

Для электронного декларирования нужны будут сканированные документы (лучше в формате Word):

  • контракт ;
  • приложения к контракту (спецификация)


    ;

  • инвойс ;
  • перевод инвойса;
  • брокерский договор и доверенность на нас (пришлите реквизиты Вашей компании на [email protected]
    , в ответ мы пришлем Вам заполненный договор и доверенность).

Особенности экспорта в Иран. Отправка грузов в Иран

Основная особенность поставок экспорта – использование и подтверждение нулевой ставки НДС. Необходимо собрать перечень документации, далее налоговая произведет камеральную проверку.

Еще одна особенность – сертификат происхождения СТ-3. Документ доказывает тот факт, что продукция была изготовлена на территории России и дает возможность покупателю из Ирана воспользоваться льготами по оплате пошлин. Сертификат выдает Торгово-Промышленная Палата.

Могут потребоваться и иные документы:

  • Фитосанитарный сертификат
  • Ветеринарный сертификат
  • Разрешение ФСТЭК и другие.

Характерной особенностью экспортных поставок в Иран является производство денежных переводов. До начала 2021 года на иранские банки были наложены санкции системой межбанковских платежей SWIFT. Из-за этого большое количество иранских организаций открыли банковские счета в арабских банках или банках Европы, которые после отмены санкций продолжили существовать. Поэтому часто при оплате продукции деньги экспортеру приходят не от покупателя из Ирана, а от ЮЛ из Франции, Германии, ОАЭ или Турции. Денежные средства могут поступать от организаций, которые вообще никак не связаны с реальным покупателем из Ирана.

Преференции при ввозе товаров из Ирана. Экспорт из России

Для того, чтобы получить преференции при завозе продукции в ЕАЭС нужно предоставить сертификат СТ-3. Этот документ дает право получить преференции по таким грузам, как:

  • Рыбная продукция (краб, креветки и т.п.)
  • Цветочная продукция (розы, пионы и т.д.)
  • Овощи (картофель, свёкла и т.д.)
  • Фрукты (виноград, киви, апельсины и т.п)
  • Ягоды (черешня и вишня)
  • Натуральные соки (яблочный, апельсиновый и пр.)
  • Сладости (карамель и т.д.)
  • Моющие средства
  • Смолы
  • Полимеры
  • Различные материалы и т.д.

Межгосударственные отношения России и Ирана

Российско-иранский политический диалог основывается на совпадении или близости позиций двух стран по большинству вопросов мировой и региональной повестки дня, в частности, построению многополярного миропорядка, укреплению роли ООН в международных делах, противодействию новым вызовам и угрозам, сирийскому и иракскому урегулированию, ситуации в Афганистане.

Россия исходит из того, что взаимодействие с Ираном является важным условием обеспечения национальных интересов нашей страны, укрепления стабильности в Закавказье и Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке.

Между Россией и Ираном поддерживаются постоянные контакты на высшем и высоком уровнях.

В 2013-2014 годах президенты России и Ирана Владимир Путин и Хасан Роухани встречались четыре раза: «на полях» заседания Совета глав государств ШОС в Бишкеке (13 сентября 2013 года), саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в Шанхае (21 мая 2014 года), заседания Совета глав государств ШОС в Душанбе (12 сентября 2014 года), а также 4-го Каспийского саммита в Астрахани (29 сентября 2014 года).

28 января 2015 года президент России Владимир Путин принял спецпредставителя руководства Ирана Али Акбара Велаяти, который передал Владимиру Путину послание от его иранского коллеги Хасана Роухани.

9 июля 2015 года Владимир Путин и Хасан Роухани провели встречу «на полях» саммита БРИКС в Уфе. Лидеры двух стран обсудили ключевые вопросы российско-иранских отношений, в частности перспективы расширения торгово-экономических связей и сотрудничество в сфере энергетики.

Очередная встреча Владимира Путина и Хасана Роухани состоялась 28 сентября 2015 года «на полях» сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

23 ноября 2015 года президент РФ Владимир Путин посетил Иран с кратким рабочим визитом. В ходе визита Владимир Путин встретился с Верховным руководителем Ирана Али Хаменеи и президентом Хасаном Роухани.

В феврале 2021 года Россию посетил советник верховного лидера исламской республики по международным вопросам Али Акбар Велаяти. В ходе своего четырехдневного визита в Москву он встретился с президентом РФ Владимиром Путиным, министром обороны Сергеем Шойгу и другими высокопоставленными лицами.

8 августа 2021 года по приглашению президента Азербайджана Ильхама Алиева президент России Владимир Путин посетил Баку для участия в первой трехсторонней встрече лидеров Азербайджана, Ирана и России. В ходе пребывания в Баку состоялись двусторонние переговоры Владимира Путина с президентом Ирана Хасаном Роухани.

27-28 марта 2021 года президент Ирана Хасан Роухани посетил Россию с официальным визитом.

1 ноября 2021 года в Тегеране состоялась трехсторонняя встреча главы Российского государства с президентом Ирана Хасаном Рухани и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. По итогам саммита было принято совместное заявление лидеров трех стран. В рамках рабочего визита состоялись отдельные встречи Владимира Путина с президентом Ирана Хасаном Роухани, а также с Верховным руководителем Ирана Али Хаменеи.

22 ноября 2021 года в Сочи состоялась встреча Владимира Путина с президентом Ирана Хасаном Роухани и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Переговоры были посвящены проблематике сирийского урегулирования с учетом совместной работы в астанинском формате. По окончании встречи с главами Ирана и Турции Владимир Путин провел отдельную двустороннюю встречу с президентом Ирана Хасаном Роухани.

Главы внешнеполитических ведомств регулярно встречаются в рамках сессий ГА ООН, «на полях» других международных мероприятий, общаются по телефону.

10 января 2021 года в Москве состоялась встреча главы МИД России Сергея Лаврова с главой МИД Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом.

Очередная встреча глав внешнеполитических ведомств двух стран прошла 19 февраля. Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф посетил Россию для участия в работе дискуссионного клуба «Валдай».

16 марта в Астане (Казахстан) состоялась трехсторонняя встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова с министром иностранных дел Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом и министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу по итогам встречи стран-гарантов Астанинского процесса.

На постоянной основе проводятся российско-иранские межмидовские консультации на уровне заместителей министров, в том числе по вопросам двусторонней повестки дня, актуальным проблемам Ближнего Востока и Северной Африки.

Поддерживаются межпарламентские связи, налажен контакт на уровне министерств и ведомств двух стран.

Россия и Иран ведут совместную работу по поиску эффективных ответов на актуальные вызовы и угрозы современности, включая борьбу с международным терроризмом, политико-дипломатическое урегулирование ситуации в Сирии.

Россия внесла весомый вклад в урегулирование ситуации вокруг иранской ядерной программы.

Отношения между Ираном и Россией после снятия санкций с Ирана активно развиваются по многим направлениям, это касается как двустороннего сотрудничества, так и регионального партнерства. Растут экономические связи и товарооборот.

В ходе многочисленных визитов представителей различных ведомств и министерств были подготовлены контракты на сумму примерно 40 миллиардов долларов. Контракты охватывают широкий спектр тем, включая промышленность, авиакосмическую отрасль, тяжелое и легкое автомобилестроение, авиастроение, нефтегазовую отрасль, нефтехимию, сельское хозяйство и т.д.

В ноябре 2014 года РФ и Иран подписали контракт на строительство второго и третьего энергоблоков АЭС «Бушер» (проект «Бушер-2») на условиях «под ключ». Церемония начала проекта «Бушер-2» состоялась 10 сентября 2021 года. Суммарная мощность двух новых блоков — 2,1 тысячи МВт. Строительство второго блока планируется завершить в 2024 году, третьего блока — в 2026 году.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, внешнеторговый оборот России и Ирана по итогам 2021 года составил 1,7 миллиарда долларов, в том числе российский экспорт — 1,3 миллиарда долларов и импорт — 392,2 миллиона долларов.

В структуре экспорта России в Иран основная доля поставок приходится на следующие виды товаров: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; металлы и изделия из них; машины, оборудование и транспортные средства; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; продукция химической промышленности.

Российский импорт составляют такие группы товаров как продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; металлы и изделия из них; продукция химической промышленности; минеральные продукты; машины, оборудование и транспортные средства.

Важную роль в развитии двустороннего сотрудничества играет сельское хозяйство. За 2021 год объемы торговли сельскохозяйственной продукцией увеличились почти на 25%.

В марте 2021 года по итогам очередного заседания постоянной российско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству министерства сельского хозяйства России и Ирана предварительно согласовали меморандум о поставках пшеницы на иранский рынок.

Российско-иранское военно-техническое сотрудничество развивается в строгом соответствии с действующими международно-правовыми нормами. В 2007 году был заключен контракт на поставку Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300. Однако его выполнение было приостановлено с принятием 9 июня 2010 года Советом Безопасности ООН резолюции 1929, которая наложила запрет на передачу Ирану современных вооружений, в том числе ракет и ракетных систем. В апреле 2015 года президент России Владимир Путин снял запрет на поставку С-300 в Иран. В июне стало известно, что Москва и Тегеран вновь готовят контракт. В ноябре 2015 года контракт на поставку С-300 в Иран вступил в силу. В октябре 2021 года стало известно, что Россия завершила исполнение контракта на поставку зенитных ракетных систем С-300 в Иран.

В марте 2021 года стало известно, что Россия создаст в Иране специальный сервисный центр по послепродажному обслуживанию техники противовоздушной обороны (ПВО).

Осуществляется взаимодействие в нефтяной сфере. В ноябре 2021 года Россия начала закупки у Ирана по программе «нефть в обмен на товары».

Россия и Иран начали обсуждать эту программу несколько лет назад, в августе 2014 года был подписан соответствующий меморандум. Однако старт совместной программы неоднократно переносился, во многом из-за сложностей с денежными расчетами.

По условиям программы, Тегеран должен направлять половину получаемых средств на закупки российских товаров и услуг. Начиная с 2021 года, Москва планирует приобретать ежегодно по пять миллионов тонн иранской нефти (около 100 тысяч баррелей в сутки), поставляя ее в другие страны. Торгпред РФ в Иране Андрей Луганский сообщал, что всего по этой программе Россия может поставить товаров на 45 миллиардов долларов. В качестве возможной «оплаты» назывались товары для железной дороги, грузовики и автобусы, самолеты и оборудование для аэродромов, трубы, услуги по строительству на территории Ирана.

Целый ряд российских , «Роснефть, «Газпром нефть», «Зарубежнефть», «Татнефть», «Лукойл» — ведут переговоры с Тегераном по разработке трех месторождений в Иране.

Россия и Иран реализуют целый ряд крупных проектов в энергетике, в их числе — сооружение ТЭС «Сирик», электрификация железнодорожного участка Гармсар — Инче Бурун.

Развивается российско-иранское сотрудничество в культурной, гуманитарной и научно-образовательной сферах. С 1998 года работает Культурное представительство при посольстве Исламской Республики Иран в Москве. В сотрудничестве с российскими университетами представительство проводит ежегодную Всероссийскую олимпиаду по персидскому языку и литературе, организует практику российских студентов и преподавателей в иранских вузах и на курсах повышения квалификации по персидскому языку в ИРИ.

Для оказания Ирану помощи в подготовке национальных кадров министерство образования и науки РФ выделяет государственные стипендии для приема на обучение иранских граждан в российских вузах.

Работает Совместная российско-иранская комиссия по диалогу «Православие — Ислам».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Секреты перевозки грузов из Ирана и в Иран

выложить1
Секрет доставки товаров в Иран и обратно заключается не только в поиске надежного брокера в России (в Москве), но и поиске таможенного брокера в Иране.

Непроверенный брокер может сказать нам сначала одних платежах государству, а после, когда Вы привезете груз, он скажет о том, что в Иране поменялись все законы, и Вы теперь будете платить другие пошлины. Именно поэтому перед затаможкой в Иран и растаможкой из Ирана, отправкой груза в Иран и обратно или перед авиадоставкой нужно все эти моменты согласовать.

Мы согласовываем с таможенным брокером в Иране таможенную декларацию. Таможенный брокер там согласовывает с таможней, и после этого мы отправляем груз. В этом заключается секрет правильной доставки, растаможки и затаможки груза из/в Иран.

Если ваш таможенный брокер в Иране этого не сделает — Вы можете попасть на дополнительные затраты. Поэтому Вам нужно не только найти надежного таможенного брокера в Москве, ведь таможенный представитель в Москве не ориентируется в процедурах в Иране, а еще и найти грамотного брокера в данной стране.

Импорт из Ирана и экспорт в Иран не включает в себя каких-либо рисков, связанных с задержкой груза в таможне. Также при экспорте не уплачиваются таможенные платежи нашему государству, а уплачиваются только в Иране. Если Вы планируете экспорт в Иран, очень важно найти брокера в Иране, который согласует все подобранные коды ТН ВЭД, описание товара, таможенные платежи с должностным лицом таможенного органа.

Вступление Ирана в ЕАЭС: легко сказать — непросто сделать

Планы Ирана ускорить вступление в ЕАЭС, о которых недавно заявило руководство страны, выглядят эффектной геополитической декларацией, за которой просматривается еще одна попытка спасти стремительно ухудшающуюся ситуацию в экономике Исламской Республики. Потеряв из-за американских санкций большую часть своего нефтяного экспорта, Иран ищет любые новые рынки для других своих товаров, и гипотетическое присоединение к ЕАЭС, несомненно, облегчит решение этой задачи. Но сможет ли Иран благодаря членству в ЕАЭС стабилизировать свою экономику в целом и финансовую систему в частности, большой вопрос: в сравнении с остальными странами — членами ЕАЭС иранская экономика существует в совершенно иной реальности, которая вряд ли принципиально изменится в обозримом будущем. Впрочем, Иран успешно наращивает торговый оборот с ЕАЭС и без формального участия в этом альянсе, которое неизбежно потребует долгих и сложных технических переговоров.

Подготовительные работы к постоянному членству Ирана в ЕАЭС будут проведены в течение двух недель, заявил спикер парламента страны Мохаммад Бакери Калибаф 10 февраля — после возвращения из Москвы, где он провел встречу с председателем коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаилом Мясниковичем. Такая постановка вопроса прозвучала по меньшей мере сенсационно, учитывая то, что до недавнего времени полноценное членство Ирана в ЕАЭС не обсуждалось — речь шла лишь о подготовке соглашения о свободной торговле в рамках развития Временного соглашения между Ираном и ЕАЭС, подписанного еще в мае 2018 года. Тогда говорилось, что для соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) может потребоваться три года, и в прошлом декабре на итоговом заседании Высшего Евразийского совета главы стран ЕАЭС одобрили начало переговоров по этому вопросу. Согласно иранским источникам, в процессе стороны должны обсудить условия торговли 862 товарами, включая 360 товаров, которые Иран экспортирует в страны ЕАЭС.

Первая реакция руководства ЕАЭС на заявление спикера иранского парламента была сдержанной. Помощник председателя коллегии ЕЭК Ия Малкина на брифинге 17 февраля, отвечая на вопрос о перспективах вступления Ирана в ЕАЭС, напомнила, что договор о ЕАЭС, а также порядок принятия в эту ассоциацию новых членов предполагают подачу заинтересованным государством обращения на имя председателя Высшего совета ЕАЭС. Такое обращение от Ирана не поступало, сообщила Малкина, добавив, что повестка сотрудничества ЕАЭС с Ираном «исключительно торговая».

Объем этой торговли пока не слишком велик. На днях Тегеранская палата торговли, промышленности, добывающей индустрии и сельского хозяйства сообщила, что за 10 месяцев с начала текущего иранского года (20 марта 2021 года) Иран экспортировал в страны ЕАЭС около 2,2 млн тонн ненефтяных товаров на $ 824 млн долларов — на 18% по весу и на 4% по стоимости меньше, чем за тот же период годом ранее. Импорт Ирана из ЕАЭС составил около 2,7 млн тонн товаров на $ 956 млн, но, поскольку импорт сокращался быстрее экспорта, Ирану удалось улучшить свой баланс торговли с ЕАЭС на $ 106 млн. Общий торговый оборот за 10 месяцев текущего иранского года сократился на 8,4%, до $ 1,8 млрд, — сейчас на ЕАЭС приходится около 3% от общего объема внешней торговли Исламской Республики.

В Иране этот показатель хотят увеличить как минимум на порядок. В конце января, объявив о предстоящем начале переговоров по ЗСТ, глава Организации содействия торговле Ирана Хамид Задбум сказал, что Иран и ЕАЭС обладают возможностями для увеличения объема двусторонней торговли до $ 20 млрд. В свою очередь, первый вице-президент Ирана Эшак Джахангири в своем выступлении на минувшей неделе назвал многосторонние соглашения с евразийскими государствами одним из лучших вариантов для увеличения иранского экспорта.

Основным рынком в данном случае, несомненно, рассматривается Россия, и здесь далеко идущие планы Ирана хорошо подкрепляются текущей статистикой. По данным Федеральной таможенной службы, иранский импорт в РФ в прошлом году увеличился на 36,2%, до $ 796 млн, а экспорт из России в Иран, напротив, сократился на 6,1%, до $ 1,425 млрд. Правда, для России баланс торговли с Ираном остается устойчиво положительным, а доля Исламской Республики в общем внешнеторговом обороте минимальна — всего 0,4%.

Во многом дальнейшее наращивание торговли упирается в снятие инфраструктурных ограничений. Хотя проект международного транспортного коридора Север — Юг, который должен связать иранские порты на Индийском океане с российскими портами Балтики, на бумаге существует больше двух десятилетий, реальные подвижки в этом направлении заметны только в последние пару лет, после того как Иран в начале 2021 года завершил строительство железной дороги из Решта, центра прикаспийской провинции Гилян, до города Казвина, откуда идет магистраль на Тегеран. На строительство этого 164-километрового участка было потрачено 13 лет.

Первоначально объем грузов, которые можно перевозить по коридору Север — Юг оценивался примерно в 25 млн тонн к 2015 году, но фактически в 2021 году через азербайджанскую Астару на границе с Ираном в 2021 году прошло всего 364 тысячи тонн грузов. Только в этом году Иран планирует достроить железную дорогу из своего крупнейшего порта на Каспии Энзели до Решта, а давно анонсированное строительство ветки из Решта в Астару — это, видимо, вопрос еще нескольких лет. К тому же все эти начинания сопряжены с рядом других региональных сюжетов. Например, в стороне от коридора Север — Юг остается входящая в ЕАЭС Армения, а выгоды в качестве транзитера получит не являющийся членом ЕАЭС и недружественный Армении Азербайджан. А что касается Ирана, то Исламская Республика до сих пор не ратифицировала принятую еще в 2021 году Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, ссылаясь на то, что принципы разграничения территориальных вод требуют уточнения.

Еще одним важным мотивом для углубления сотрудничества с ЕАЭС в Иране считают возможность увеличивать объемы оборота в национальных валютах. Этот момент акцентировал Мохаммад Калибаф в ходе недавнего визита в Москву. «Необходимы новые подходы, особенно в финансовых расчетах, и мы хотим, чтобы иранские экспортеры имели доступ к торговле в национальной валюте, что облегчит процесс», — отметил он.

В целом такой подход соответствует политике, давно реализуемой Россией, но для Ирана он имеет гораздо большее значение, учитывая то отчаянное положение, в котором оказалась финансовая система страны в условиях американских санкций. Вскоре после их введения Иран был вынужден зафиксировать курс риала и ограничить операции с иностранными валютами для физических лиц, в результате чего в стране возникло два валютных рынка: расчеты по официальному курсу оказались доступны для уполномоченных властями агентов, таких как экспортеры, а «уличный» курс стал жить собственной жизнью. Прошлогоднее падение цен на нефть и пандемия коронавируса привели к дальнейшей девальвации иранской валюты: во втором квартале «уличный» курс риала потерял четверть стоимости, установив новый антирекорд — 200 тысяч за один доллар, а в октябре опустился до 300 тысяч за доллар. Официальный курс при этом сохраняется на уровне 42 тысяч пунктов.

Как отмечается в выпущенном в конце прошлого года бюллетене Всемирного банка, очередной всплеск спроса иранцев на валюту и другие безопасные активы был подогрет высокими инфляционными ожиданиями, а также геополитической и экономической неопределенностью. Постоянное обесценение риала привело к подорожанию сначала импортных товаров, а затем продуктов питания и жилья — в результате в прошлом ноябре инфляция в Иране достигла максимального за 16 месяцев значения в 46,4%. Для стран ЕАЭС такой уровень инфляции уже давно остался в прошлом, даже если исходить из такой более отражающей реальную картину подорожания товаров первой необходимости категории, как инфляционные ожидания — в России, например, они находятся на уровне порядка 10% годовых.

Непрекращающиеся финансовые проблемы создают хроническое давление на иранский бюджет. Для покрытия растущего дефицита власти Ирана в прошлом мае решили выпустить внутренние долговые облигации в объеме 1 500 трлн риалов в дополнение к уже одобренному в рамках действующего бюджета выпуску на 900 трлн риалов. Кроме того, началась распродажа госактивов на фондовом рынке, а на покрытие чрезвычайных расходов пришлось изымать средства из государственного фонда благосостояния. Страны ЕАЭС в прошлом году тоже столкнулись с необходимостью наращивать долг, но их обязательства по меньшей мере находятся «в рынке» — иранские же внутренние облигации с заявленной ставкой 14,5% годовых очевидным образом не покрывают инфляцию.

Иранская экономика вступила в рецессию третий год подряд после тройного шока — санкций, обвала рынка нефти и коронавируса — и экономические перспективы Ирана остаются весьма неопределенными, констатировал Всемирный банк в конце прошлого года. Согласно оценкам аналитиков, в 2020/21 году иранский ВВП сократится на 3,7%, причем это еще довольно оптимистичный сценарий (годом ранее падение экономики составило 6,8%), поскольку прошлой весной Иран довольно рано ослабил карантинные меры. Но в ноябре из-за новой волны пандемии опять пришлось вводить ограничения, и сейчас страна занимает 15-е место в статистике заболеваемости коронавирусом (более 1,6 млн случаев с начала пандемии), а по количеству умерших (около 60 тысяч человек) находится на 11-й позиции в мире.

Наконец, еще одна усугубляющаяся проблема Ирана — бедность населения. Многолетняя рецессия и высокая инфляция подорвали средства к существованию домохозяйств и остановили сокращение масштабов нищеты, а рост стоимости жизни снизил стоимость денежных переводов иранцев из-за границы и трудовых доходов в реальном выражении, отмечают эксперты Всемирного банка. В 2018/19 году национальный уровень бедности, то есть количество людей, имеющих доходы ниже 5,5 доллара в сутки, составлял 12,3%, за год увеличившись на 1,5%. В ответ на пандемию власти объявили о денежных трансфертах и потребительских ссудах для людей с низкими доходами и домохозяйств, не имеющих постоянного источника доходов, но эффективность этих мер может оказаться низкой. В «шоковом» сценарии Всемирного банка доля иранцев, живущих за чертой бедности, может увеличиться до 21%, а новые государственные расходы еще сильнее обострят проблемы бюджета.

Санкции и девальвация риала, несомненно, имели и положительное влияние на иранскую экономику, поскольку повысилась конкурентоспособность на международных рынках ряда экспортных товаров Исламской Республики, прежде всего сельхозтоваров и продукции обрабатывающей промышленности. Но без возвращения Ирана на мировой рынок нефти компенсировать его выпадающие доходы за счет других секторов экономики вряд ли получится в обозримой перспективе. В прошлом году добыча нефти в Иране упала до трехлетнего минимума 2 млн баррелей в сутки, из которых 600−700 тысяч баррелей так или иначе удавалось отправлять на экспорт в обход санкций, введенных Дональдом Трампом.

Смена руководства в Белом доме, на первый взгляд, была хорошей новостью для руководства Исламской Республики, поскольку Джо Байден в ходе предвыборной кампании говорил о готовности вернуться к переговорам по иранской ядерной сделке, намекая на возможность ослабления санкций. Уже в середине декабря, вслед за объявлением команды Байдена о возможном возвращении США в ядерную сделку, президент Ирана Хасан Роухани сообщил о готовности резко увеличить нефтедобычу. Спустя несколько дней было объявлено о планах довести ее в 2021 году до 4,5 млн баррелей в сутки, отправляя на экспорт чуть больше половины этого объема, что практически соответствовало бы уровню до санкций.

Но пока конкретных шагов по возобновлению ядерных переговоров ни с той, ни с другой стороны не сделано, — хуже того, американцы постоянно дают Ирану понять, что рассчитывать на скорую отмену или хотя бы ослабление санкций не приходится. Недавно, к примеру, на рынке США была реализована крупная партия иранской «санкционной» нефти, перехваченной при ее морской транспортировке, а вскоре может быть реализована еще одна такая операция. Уже после вступления Байдена в должность президента США в один из портов на побережье Мексиканского залива был доставлен ходивший под либерийским флагом танкер Achilleas с 2 млн баррелей нефти, которая, по версии американских властей, принадлежала Корпусу стражей Исламской революции и перевозилась в обход санкций. Иранское руководство уже квалифицировало захват судна как пиратство, а нанесенный 26 февраля удар американских военных по проиранским силам в сирийской провинции Дейр-эз-Зор стал еще одним намеком на то, что никаких переговоров на равных не будет, к тому же приказ Минобороны США отдал лично Джо Байден.

В этом контексте форсирование Ираном вступления в ЕАЭС выглядит прежде всего геополитическим жестом: Исламская Республика демонстрирует готовность к углублению сотрудничества прежде всего с Россией, в подтексте которого легко прочитывается объединение антиамериканских усилий. Но остается еще и сугубо процедурная сторона вопроса, предполагающая согласование сотен параметров экономической интеграции со всеми участниками ЕАЭС, и сколько займет этот процесс, предположить очень сложно — одного только политического решения тут будет явно недостаточно. Для микроскопической и сильно зависящей от России экономики Киргизии вхождение в ЕАЭС заняло больше четырех лет с момента решения ее руководства вступить в Таможенный союз, принятого в начале 2011 года, а для Ирана, входящего в третью десятку экономик мира по абсолютным размерам ВВП, это может потребовать куда большего времени.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: