Понятие таможенной службы. Принципы прохождения таможенной службы


Электронная библиотека

Юриспруденция / Таможенное право / 4.1 Понятие, принципы и особенности государственной таможенной службы

Понятие «таможенная служба», как и многие другие правовые категории, можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле

слова под таможенной службой следует понимать
совокупность таможенных органов и учреждений системы таможенных органов, правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия прохождения государственной службы в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов
.

Таможенная служба в узком смысле

– это
вид профессиональной деятельности по обеспечению полномочий таможен­ных органов.
Именно на понимании таможенной службы как вида профессиональной деятельности основано сформулированное в ст. 1 федерального закона РФ 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» определение службы в таможенных органах – служба в таможенных органах (таможенная служба) является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное, компетентное исполнение соответствующих полномочий лицами, находящимися на государственных должностях в таможенных органах.

Государственной службой в таможенной сфере является также служебная деятельность в организациях и на предприятиях, подведомственных ФТС (учреждениях системы таможенных органов), только теми должностными лицами, которым в установленном федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах» порядке присвоены специальные звания либо в соответствии с федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» присвоены классные чины.

В то же время не всякая профессиональная деятельность в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов является государственной таможенной службой. В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусмотрены соответствующие должности работников таможенных органов, чья профессиональная деятельность не связана с реализацией функций, прав и обязанностей таможен­ных органов. Перечень таких должностей опреде­ляется Руководителем ФТС России, а работа в тамо­женных органах на таких должностях не является государственной таможенной службой.

Государственная таможенная служба основана на нормах Таможенного кодекса РФ, федерального зако­на «О службе в таможенных органах» и федерального закона «О государственной гражданской службе Рос­сийской Федерации» и построена в соответствии с об­щими принципами организации государственной служ­бы в Российской Федерации, закрепленными в Кон­ституции РФ и федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Россий­ской Федерации» (в редакции от 11 ноября 2003 г.).

Государственная таможенная служба должна строиться в соответствии с общими принципами го­сударственной службы в Российской Федерации. Сформулируем эти принципы

применительно к го­сударственной таможенной службе.

При осуществлении государственной таможенной службы должен повсеместно применяться принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов

над всеми иными нормативно-правовыми актами, должно­стными инструкциями и т. п. Нарушение этого прин­ципа влечет привлечение виновных в этом должност­ных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина

состоит в том, что при осуществлении своих полномочий государственные таможенные служащие обязаны признавать, соблюдать и защи­щать права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с принципом единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения

между Российской Федерацией и ее субъек­тами государственная таможенная служба относится к федеральной государственной службе и находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Из принципа единства системы государственной власти вытекает принцип единства основных требо­ваний, предъявляемых к государственной службе

, в соответствии с которым строится вся система госу­дарственной службы в Российской Федерации, в том числе и государственная таможенная служба.

Та­кое единство в таможенной службе обеспечивается единством системы таможенных органов и учреж­дений системы таможенных органов, единством за­дач и функций в данной системе.

В соответствии с принципом равного доступа граж­дан к государственной службе

все граждане Россий­ской Федерации без какой-либо дискриминации в соответствии со своими способностями и профессио­нальной подготовкой имеют право на замещение дол­жности в таможенных органах и учреждениях систе­мы таможенных органов. Требования к кандидату на должность обусловливаются исключительно харак­тером должностных обязанностей.

Принцип профессионализма и компетентности

государственных служащих является одной из гарантий правильной организации и нормального функционирования государственной таможенной службы. Учитывая сложный, многофункциональный характер таможенного дела, важно подчеркнуть необходимость наличия как общей, так и специальной подготовки таможенных служащих.

Принцип обязательности для государственных служащих решений вышестоящих органов и должностных лиц

, принятых ими в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, распространяется и на государственную тамо­женную службу.

В соответствии с принципом гласности

в осуществлении государственной службы в Таможенном кодексе РФ предусмотрен институт информирова­ния и консультирования по таможенным вопросам. Нормами гл. 4 ТМК РФ закреплена обязанность тамо­женных органов предоставлять информацию о при­нимаемых решениях, действиях или причинах бездействия таможенных органов и их должностных лиц, а также о положениях действующего таможен­ного законодательства.

Принцип ответственности государственных тамо­женных служащих

за подготавливаемые и принимае­мые решения, за неисполнение или ненадлежащее ис­полнение своих должностных обязанностей занимает особое место в системе государственной таможенной службы.

Взаимоотношения между государственны­ми таможенными служащими и политическими парти­ями и религиозными объединениями определяются кон­ституционными принципами свободы убеждений, сво­боды совести и вероисповедания (принцип внепартийности государственной службы

). Лица, находящиеся на таможенной службе, пользуются свободой исповедо­вать любую религию или не исповедовать никакой, сво­бодой принадлежности к любым политическим парти­ям и объединениям, а также правом выдвигать свою кандидатуру на выборы от любой политической партии. В то же время в соответствии с рассматриваемыми прин­ципами государственной службы не допускается созда­ние в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов каких-либо партий, движений и объединений, преследующих политические цели.

В соответствии с принципом социальной защи­щенности государственных служащих

государство гарантирует государственным таможенным служа­щим стабильное денежное содержание, оплачивае­мые отпуска, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и прочие гарантии.

Принцип стабильности государственной службы

состоит в том, что положение государственного та­моженного служащего не должно зависеть от поли­тической конъюнктуры в стране, от конкретной лич­ности политического руководителя и от каких-либо необоснованных организационных импровизаций вышестоящих должностных лиц.

Понятие, принципы и особенности государственной таможенной службы

Особое место среди субъектов таможенного права занимают государственные таможенные служащие, работающие как в таможенных органах, так и в иных подведомственных ГТК России организациях, непосредственно участвующих в осуществлении таможенного дела в стране.

Понятие «государственный таможенный служащий» производно от понятия «государственная таможенная служба», поэтому и рассматривать эти понятия следует по порядку.

Понятие «таможенная служба» как и многие другие правовые категории можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова под таможенной службой следует понимать совокупность таможенных органов и иных организаций системы ГТК России, непосредственно участвующих в осуществлении таможенного дела (организаций таможенной службы), правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия прохождения государственной службы в таможенных органах и организациях таможенной службы. Таможенная служба в узком смысле — это вид профессиональной деятельности по обеспечению полномочий таможенных органов.

Именно на понимании таможенной службы как вида профессиональной деятельности основано сформулированное в ст. 1 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах» определение службы в таможенных органах — служба в таможенных органах (таможенная служба) является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов.

Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное исполнение соответствующих полномочий лицами, находящимися на государственных должностях в таможенных органах.

Государственной службой в таможенной сфере является также служебная деятельность в организациях и на предприятиях, подведомственных ГТК России (организациях таможенной службы), но только теми должностными лицами, которым в установленном Федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах» порядке присвоены специальные звания.

В то же время, не всякая профессиональная деятельность в таможенных органах и организациях таможенной службы является государственной таможенной службой. В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусмотрены соответствующие должности работников таможенных органов, чья профессиональная деятельность не связана с реализацией функций, прав и обязанностей таможенных органов. Перечень таких должностей определяется Председателем ГТК России, а работа в таможенных органах на таких должностях не является государственной таможенной службой. Не является службой и работа в организациях таможенной службы по трудовым и гражданско-правовым договорам (контрактам).

Государственная таможенная служба основана на нормах Таможенного кодекса РФ и Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах» и построена в соответствии с общими принципами организации государственной службы в Российской Федерации, закрепленными в Конституции РФ и Федеральном законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Государственная таможенная служба должна строиться в соответствии с общими принципами государственной службы в Российской Федерации, к которым относятся: принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов; принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; принцип единства системы государственной власти; принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; принцип равного доступа граждан к государственной службе; принцип профессионализма и компетентности государственных служащих; принцип обязательности для государственных служащих решений вышестоящих государственных органов и должностных лиц; принцип гласности в осуществлении государственной службы; принцип ответственности государственных служащих; принцип внепартийности государственной службы; принцип отделения религиозных объединений от государства; принцип социальной защищенности государственных служащих; принцип стабильности кадров государственной службы.

Применительно к государственной таможенной службе эти принципы характеризуются следующим образом. При осуществлении государственной таможенной службы должен повсеместно применяться принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями и т. п. Нарушение этого принципа влечет привлечение виновных в этом должностных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в том, что при осуществлении своих полномочий государственные таможенные служащие обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с принципом единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами государственная таможенная служба относится к федеральной государственной службе и находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Из принципа единства системы государственной власти вытекает принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, в соответствии с которым строится вся система государственной службы в Российской Федерации, в том числе и государственная таможенная служба. Такое единство в таможенной службе обеспечивается единством системы таможенных органов и организаций таможенных службы, единством задач и функций в данной системе. Единые служебные требования предъявляются ко всем государственным таможенным служащим независимо от того, являются ли они сотрудниками ГТК России, регионального таможенного управления, какой-либо таможни или, например, Северо-Кавказской таможенной лаборатории.

В соответствии с принципом равного доступа граждан к государственной службе все граждане Российской Федерации без какой-либо дискриминации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют право на замещение должности в таможенных органах и организациях таможенной службы. Требования к кандидату на должность обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей. Ограничения права доступа к государственной таможенной службе, обусловленные спецификой этой службы, закреплены в ст. 7 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах» и будут рассмотрены нами позднее.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих является одной из гарантий правильной организации и нормального функционирования государственной таможенной службы. Учитывая сложный, многофункциональный характер таможенного дела, важно подчеркнуть необходимость наличия как общей, так и специальной подготовки таможенных служащих. А наличие этого принципа государственной службы обязывает таможенников в совершенстве овладевать правилами и процедурами таможенной деятельности, знать свои права и обязанности, а также активно и в полной мере осуществлять возложенные на них функции.

Принцип обязательности для государственных служащих решений вышестоящих органов и должностных лиц, принятых ими в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством. Этот принцип распространяется и на государственную таможенную службу. И в то же время он не является безусловным. В случае сомнения в правомерности полученного распоряжения государственный таможенный служащий обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом: а) своему непосредственному руководителю; б) руководителю, издавшему распоряжение; в) вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, то государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда исполнение такого распоряжения является административно или уголовно наказуемым деянием. При этом ответственность за исполнение неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

В соответствии с принципом гласности в осуществлении государственной службы в Таможенном кодексе РФ предусмотрен институт информирования и консультирования по таможенным вопросам. Нормами главы 52 ТК РФ закреплена обязанность таможенных органов предоставлять информацию о принимаемых решениях, действиях или бездействии таможенных органов и их должностных лиц, о таможенном законодательстве и т. д. В развитие норм Таможенного кодекса принято Положение об информировании и консультировании по таможенным вопросам, утвержденное Приказом ГТК РФ от 15 мая 1995 г.

Принцип ответственности государственных таможенных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей занимает особое место в системе государственной таможенной службы. Практика показывает, что сбои в системе таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности происходят не только из-за недостатков в правовом регулировании отдельных вопросов, но и по вине государственных таможенных служащих, ненадлежащим образом исполняющих свои должностные обязанности. Вопросам ответственности таможенных органов и их должностных лиц посвящена отдельная тема курса.

Принцип внепартийности государственной службы и принцип отделения религиозных объединений от государства. Взаимоотношения между государственными таможенными служащими и политическими партиями и религиозными объединениями определяются конституционными принципами свободы убеждений, свободы совести и вероисповедания. Лица, находящиеся на таможенной службе, пользуются свободой исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободой принадлежности к любым политическим партиям и объединениям, а также правом выдвигать свою кандидатуру на выборы от любой политической партии. В то же время в соответствии с рассматриваемыми принципами государственной службы, также имеющими под собой конституционную основу, не допускается создание в таможенных органах и организациях таможенной службы каких либо партий, движений и объединений, преследующих политические цели. При исполнении служебных обязанностей государственные таможенные служащие не вправе руководствоваться решениями каких либо партий, и обязаны действовать только в соответствии с нормами таможенного законодательства. На служебную деятельность таможенных служащих не могут также влиять и религиозные объединения, ибо они отделены от государства.

В соответствии с принципом социальной защищенности государственных служащих государство гарантирует государственным таможенным служащим стабильное денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание. Кроме того, государственным таможенным служащим предоставляются льготы по налогообложению, по оплате проезда в общественном транспорте и к месту проведения отпуска, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также ряд иных социальных гарантий.

Принцип стабильности кадров государственных служащих состоит в том, что положение государственного таможенного служащего не должно зависеть от политической конъюнктуры в стране, от конкретной личности политического руководителя и от каких-либо необоснованных организационных импровизаций вышестоящих должностных лиц. Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения таможенных служащих необходимы в интересах как государства в лице таможенных органов и организаций таможенной службы, так и самих таможенных служащих, однако надежных правовых гарантий стабильности государственной таможенной службы пока, к сожалению, не существует.

Должностные лица таможенных органов Российской Федерации

Статья 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» раскрывает понятие «должностные лица таможенных органов».

С принятием Федерального закона «О службе в таможенных органах» (1997 г.) и до принятия Федерального закона «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (2002 г.) все должностные лица являлись сотрудниками таможенных органов, которым в установленном законом порядке присваивались специальные звания. Согласно Федеральному закону N 78-ФЗ часть сотрудников перешли на должности федеральной государственной гражданской службы, содержание понятия должностного лица таможенных органов претерпело изменения (см. комментарий к преамбуле).

К должностным лицам таможенных органов Российской Федерации в настоящее время относятся: 1) лица, которым в установленном порядке присвоены специальные звания — сотрудники таможенных органов; 2) лица, которым присваиваются классные чины. Комментируемый Закон прямо не называет должностных лиц, которым присваиваются классные чины, федеральными гражданскими служащими, что создает некую законодательную неопределенность в их правовом статусе.

Таким образом, в настоящее время понятие «должностные лица таможенных органов» является собирательным, включающим в себя две категории служащих, проходящих службу в таможенных органах.

Следует отметить, что Федеральный закон N 78-ФЗ не установил критерии, по которым должно было происходить разделение должностей на категории. В результате перехода части сотрудников таможенных органов на условия государственной гражданской службы сотрудниками остались должностные лица правоохранительного блока таможенных органов РФ (подразделения, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, административными расследованиями, подразделения силового обеспечения, авиационные, морские, воздушные подразделения), а также руководящий состав таможенных органов до начальников отделов включительно. Вместе с тем в таможенных органах происходит постепенный перевод руководителей неправоохранительного блока на должности федеральной государственной гражданской службы. Таким образом, можно предположить, что в перспективе сотрудниками таможенных органов останутся только сотрудники правоохранительных подразделений. Представляется, что с принятием федерального закона «О правоохранительной службе» понятие «сотрудник таможенного органа» должно приобрести четкую концептуальную основу.

Отнесение должностного лица к той или иной категории имеет принципиальное значение, так как, по сути, определяет вид службы, которую они проходят в таможенных органах, а также правовое регулирование. Различия в правовом регулировании двух категорий должностных лиц таможенных органов влекут за собой различный порядок прохождения службы в таможенных органах, а также различный правовой статус должностных лиц, в том числе набор предоставляемых социальных гарантий и льгот.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: