Как правильно крутить руль автомобиля при повороте

Научиться правильно управлять рулевым колесом – это первостепенная задача, которая стоит перед всеми начинающими водителями. Обладая этим умением, автомобилист может избежать множества ошибок на дороге, ведущим к ДТП. Не стоит пренебрегать этими навыками, так как неправильное положение рук на руле может помешать водителю оперативно совершить маневр.

У каждого конкретного водителя своя манера обращения с рулем: кто-то обхватывает рулевое колесо двумя руками; кто-то рулит одной рукой; некоторые умудряются управлять автомобилем с помощью пальцев. Но дорога – это место повышенной опасности, здесь нет места легкомыслию и невежественности в вопросах практики вождения. Поэтому, если вы не уверены в правильности своего метода вождения, то лучше изучите еще раз все приемы управления рулевым колесом. Ведь, даже в ПДД – этот практический навык стоит на первом месте.

Как держать рулевое колесо

Если вы едете по прямой дороге, то лучше держать руки в позиции циферблата 9-15. Для этого требуется положить левую руку на 9, а правую на 15. За руль следует держаться обеими руками. Таким способом можно контролировать движение автомобиля, создать легкое управление и безопасную езду. Удобнее будет пользоваться переключателями на руле и рычагами поворотов.

Если ваша машина движется по асфальтированному покрытию, то большие пальцы рук нужно расположить над перегородками, а при движении по грунтовой дороге – на саму перегородку. Руль нужно держать крепко, чтобы обеспечивать хороший контроль движения. Но слишком вцепляться в рулевое колесо нет необходимости, даже во время крутых виражей. Его нужно держать уверенно, и не переусердствовать в этом, иначе руки будут быстро уставать.

Движения рук можно разделить на следующие виды:

  • Рабочие движения (начинаются с момента хвата за руль, их окончанием является момент отпускания руля).
  • Холостые движения (они происходят в период, когда руль отпущен, и то тех пор, пока вы снова его не возьмете).

Следует помнить, что при взятии в руки руля, а также при его отпускании, он не должен останавливаться.

Управления на прямой

Опытные водители знают, что универсальных хватов руля, как и приемов его вращения не существует. Ведь каждая ситуация специфична и требует разных, порой совершенно противоположных действий. Что касается управления машиной на прямолинейной траектории, то оно осуществляется при вышеописанной постановке рук на руле. То есть они размещаются симметрично, играя роль импровизированного балансира.

При такой технике нужно избегать «виляющего» движения, для чего не следует дожидаться момента, когда машина пойдет на увод. Подруливание должно совершаться в противоположную сторону с учетом заданной траектории движения. Также нужно учитывать тип покрытия и его состояние.

На асфальте рекомендуется использовать свой вес на одной стороне руля, ослабляя другую его сторону; вождение при гололеде или наличии снега осуществляется таким же образом, но все манипуляции должны совершаться очень аккуратно и плавно. Наконец, на гравийных, щебеночных и прочих участках дороги с так называемым меняющимся коэффициентом сцепления шин с покрытием лучший эффект дает постоянное «покачивание» рулевого колеса обеими руками.

Ошибки начинающих водителей

Первые уроки практики являются наиболее важными, но многие новички ввиду волнения совершают много серьезных ошибок. Первой ошибкой является возвращение руля в исходную позицию после совершения поворота, несмотря на устройство рулевого механизма, которое позволяет автоматически возвращать руль в положение движения автомобиля по прямой линии. При этом не требуется руками крутить руль. Во время управления рулем важной задачей является не совершать лишних действий, чтобы вовремя ориентироваться в дорожной ситуации.

Популярными ошибочными действиями новичков являются:

  1. Дергание рулем. Руки должны быть расслаблены, а хватка мягкой – основные моменты, о которых нельзя забывать при управлении транспортным средством. Нельзя прилагать больших усилий к рулевому колесу при совершении поворота. При этом можно резко входить в траекторию поворота, но через небольшое время таких виражей автомобиль придется отправлять в ремонт, покрышки и подвеска будут иметь повреждения. При скольжении колес управлять автомобилем будет невозможно, поэтому нельзя слишком усердствовать при вращении руля, и машина будет долго служить вам, а ремонт не понадобится.
  2. Водитель «повис» на руле. При вождении автомобиля на руль должно прикладываться только усилие рук. Мышцы, не работающие в данный момент, должны быть расслабленными. Для выполнения этих условий необходимо применять специальную опору, предназначенную для отдыха левой ноги, плотнее прислоняться к спинке, быть пристегнутым ремнем. С помощью таких правил вы будете максимально сливаться с автомобилем в одно целое.
  3. Мертвая хватка руля. Чтобы совершить поворот на дороге, необходимо к рулю применить некоторое усилие, но не браться за него мертвой хваткой. Следует научиться быстро расслаблять руки. При постоянном напряжении автомобиль будет плохо реагировать, а вы будете часто уставать при вождении.

Важнейшие навыки грамотного водителя

Что еще необходимо для надежного и оптимального прохождения поворотов, так это взгляд вперед. Взгляд вперед на свой будущий путь. Требование с самого начала поставить автомобиль на необходимую дугу в повороте может быть выполнено только в том случае, если поворот заранее оценен водителем.

Кто-то начинает действовать рулем только тогда, когда дорожное полотно пошло в сторону (это может быть уже поздно) или возврат руля осуществляется тогда, когда перед автомобилем показалась прямая (резкий возврат).

При подъезде к повороту, следует смотреть не на его начало, и даже не на середину, а на его окончание. Только тогда водитель видит всю ситуацию в целом, он видит свой будущий путь, понимает к чему нужно готовиться, видит цель и может действовать спокойно, заранее и плавно. Если вы смотрите на середину поворота, то ваш путь до нее будет плавным и надежным. Но затем откроется вторая половина и вы можете столкнуться с необходимостью резкого изменения направления на выходе, а это, как уже говорилось, чревато неприятностями.


Поэтому, смотрите с самого начала на выход из поворота – тогда вы сможете пройти поворот одним оптимальным движением. Вы сможете заранее оценить поворот, его крутизну, выбрать оптимальную траекторию, понять, насколько требуется подхватить руль для необходимого поворота.

О выборе траектории в повороте мы поговорим в следующей статье, а пока приучайтесь просматривать повороты заранее и проезжать их не методом «попадания капотом в дорогу», а по некой кривой, которую вы заранее для себя определили. Выход из поворота является таким же полноценным поворотом, только в другую сторону – к нему также следует готовиться и начинать действия заранее.

Из вышесказанного следует то, что, если поворот «закрытый», т.е. нет возможности просмотреть его до конца заранее, начинайте движение по нему с заведомо малой скоростью. Таким образом, вы сохраняете возможность вносить изменения в случае появления такой необходимости. Быстро и уверенно можно пройти поворот только в случае его полной открытости для вас.

Техника управления рулем

Когда вы едете на машине, то часто приходится совершать маневры. Такие маневры можно выполнять по-разному, они зависят от угла поворота. При посадке за рулем, после запуска двигателя, необходимо обхватить руль ладонями, с большим усилием не сжимать. Левая рука должна находиться на 9 часах, если смотреть по часам, а правая – на 3 часа. Локти нужно немного согнуть. Такое положение позволяет быстро реагировать при авариях.

Управление без отрыва рук

Управление без отрыва рук

Если необходимо повернуть автомобиль на 45 градусов, то не нужно изменять положение рук на руле. Это наиболее простая техника движения. Надо произвести следующие действия: положить руки на руль в позицию, как описано выше. При перестроении или обгоне руль надо повернуть в соответствующую сторону. Руки при этом с руля не снимают.

После совершения поворота вернитесь в исходное положение и не трогайте руль. Такой метод подходит тем, что не надо самому возвращать колеса в прямое положение, все произойдет автоматически. Но такой способ нельзя использовать, если требуется выполнить разворот или поворот при значительном радиусе поворота. Вы сможете при желании выпрямить руки, когда они находятся в исходном положении.

Управление с перехватом

Управление с перехватом

Если поворот крутой, то применяют способ перехвата руля. Разберемся в том, как нужно правильно выполнять перехват руля:

  1. Установить руки в начальную позицию.
  2. Двумя руками медленно выкрутить обод руля влево, пока не прикоснется левая рука к соответствующему боку.
  3. В это мгновение надо удалить левую руку с руля, а правой поворачивать.
  4. Затем быстро переместить левую руку по верхнему краю правой руки и снова взяться за рулевое колесо.
  5. Когда станет неудобно крутить руль правой рукой, надо ее переместить на верх руля.
  6. Далее работают по следующему порядку: продолжать поворачивать руль, перехватывая его.
  7. После возвращения транспортного средства на верную траекторию, сразу выровнять машину. Теперь надо вращать руль вправо по такому же методу.

Чтобы повернуть вправо, совсем не обязательно крутить руль двумя руками. Целесообразно применять только левую руку.

  1. Нельзя касаться руля правой рукой.
  2. Поместить левую руку выше центра обода руля, мягко сжимая его, и постепенно поворачивайте вправо.
  3. Когда рука не способна повернуться, то надо сжать руль кистью.
  4. Далее, надо выпрямить кисть и развернуть пальцы на 180 градусов. При этом опереться рукой в рулевое колесо и продолжать его вращать. Задача заключается в возвращении руки в исходное положение.

Правильная постановка рук на руле

Корректная техника руления автомобилем требует соблюдения определенного алгоритма действий, который начинается с постановки рук на «баранке». Если вовремя не освоить этот прием, в дальнейшем обучение пойдет по ложному пути и даст только фиктивные результаты.

Изначально следует запомнить, что заняв удобное положение в кресле следует обхватить руль надежно, но не сжимая изо всех сил. Однако при этом его вес и тягу водитель обязан ощущать. Далее, умозрительно разделив «баранку» на 12 равных частей по принципу часов, правую руку нужно положить на условные 2-3 часа, а левую на 9-10. При этом обе руки должны быть слегка согнуты, разведены в стороны и подвижны.

Такое положение позволяет быстро перехватывать рулевое колесо, не отрывая надолго рук, что делает управление автомобилем уверенным и комфортным. Отметим, что у автогонщиков практикуется другая техника руления, позволяющая совершать маневры гораздо быстрее. Однако на дорогах общего пользования она не применима в силу ее специфичности и риска спровоцировать аварийную ситуацию.

Управление одной рукой

Обычно при вождении бывает, когда одна рука занята. В таких случаях полезно уметь рулить с помощью одной руки. Чтобы научиться этому, необходимо сжимать левой рукой верх обода руля, и управлять им. Разберем пример: занята правая рука. При ее освобождении нужно снова положить ее на руль. Процедуры занятой рукой необходимо производить оперативно, чтобы как можно скорее возвратить ее на место.

В таком деле важным фактором являются тренировки. Если тренироваться целенаправленно, то можно научиться быстрее водить машину. Это осуществляется на свободной площадке, либо на пустынной дороге, где можно попробовать торможение, разгон и повороты.

  1. Для начала надо провести эксперименты. Начинать можно с малой скорости, и медленно разгоняться. Скорость может быть различной, при этом можно сравнивать, какую силу надо прилагать для управления автомобилем при большой скорости, а какую при малой.
  2. Пробовать вращать руль, нажимать тормоза все в одно время. Смотреть, как реагирует автомобиль на все манипуляции.
  3. Руки расслабить, на руле не висеть, тело держать в нужном положении, и следить, чтобы вес тела не мешал движению.
  4. Пользоваться разными способами управления, сочетать их друг с другом.
  5. При желании перестроения, надо точно выяснить, как будет вести себя транспортное средство на ваши манипуляции. Для начала попытайтесь совершить перестроение медленно, а затем быстро.
  6. На второй скорости попробуйте совершить поворот, надавливая при этом на педаль газа, а затем с накатом, сбрасывая газ. При таком положении нужно смотреть, как эффективно автомобиль совершает поворот.

Как научиться правильно крутить руль

Небезызвестное упражнение «змейка» до сих пор считается одним из самых лучших упражнений для отработки навыков руления, можно сказать, до автоматизма. Несмотря на кажущуюся легкость и простоту, правильно выполнить это упражнение не так и легко. Основной особенностью при прохождении змейки является необходимость достаточно быстрого вращения руля, при не самой высокой скорости движения самого автомобиля. Посмотреть, как правильно рулить на автомобиле можно на видео, где опытный водитель проходит пресловутую змейку весьма квалифицировано:

Это упражнение позволяет в спокойных условиях (на полигоне или огороженной площадке) получить практический опыт езды на автомобиле при небольших скоростях, освоить азы правильного вращения руля, сформировать четкое собственное представление о реакционности передней части автомобиля при поворотах. Кроме того, на этом же этапе, можно понять каким образом и как определить положение колес по рулю, что поможет лучше ориентироваться «в пространстве» при завершении различных маневров (повороты, перестроение или развороты).

Выполнение «змейки»

Выполнение «змейки»

Для получения водительских прав надо успешно сдать теорию и практику вождения машины. На практических экзаменах обычно сдают всем известное упражнение «змейка». Она выполняется на площадке по форме прямоугольника, состоящей из четырех одинаковых секций по площади. Длина этих секций больше длины автомобиля в 1,5 раза, а ширина определяется по длине машины. Естественно, что целесообразно перед сдачей экзамена такого упражнения самому где-нибудь потренироваться.

На площадке надо установить стойки из подручных средств – мешков, бутылок с водой, канистр и т. д. Всего надо шесть стоек: на старте, финише, промежуточных – четыре. Посторонних автомобилей на площадке быть не должно, чтобы была свобода совершения маневров в упражнении.

Смысл упражнения состоит в проезде этого расстояния по траектории, похожей на змейку. При этом нельзя касаться стоек. Сначала надо подъехать к «старту». Постепенно начинайте ехать по прямой дороге. Когда автомобиль начнет движение, надо нажать полностью педаль сцепления, автомобиль будет катиться по инерции.

Когда первая отметка в качестве стойки дойдет до середины передней двери машины, то нужно повернуть рулевое колесо налево, при этом делается всего один оборот. Первую стойку проезжают под углом 45 градусов.

Необходимо контролировать вторую стойку. Когда она появится с правой стороны, то колеса выровнять путем вращения руля вправо на один полный оборот. Передвигайтесь по прямой линии, после достижения второй стойки середины правой передней двери делается два полных оборота рулевого колеса направо. После этого надо легко нажать на педаль газа, немного отпустить педаль сцепления, и автомобиль немного подать вперед.

После этого надо нажать на сцепления полностью. Далее контролируйте третью стойку. При приближении и прохождении ее левого переднего крыла выравнивайте колеса с помощью вращения руля на два оборота. Затем осуществляются подобные действия. У некоторых новичков возникают проблемы с подъездом к финишу. Это осуществляется таким методом.

Когда машина доедет до 5-й стойки и приблизится к середине левой передней двери, колеса должны быть поставлены для прямолинейного движения, надо выполнить вращение руля на полный оборот в левую сторону. Посмотрите вперед, при направлении передка автомобиля к о, надо выравнивать колеса одним оборотом руля, вращая его в правую сторону. Затем следует приблизиться к финишу. Для ориентира применяйте 6-ю стойку. Выключите скорость и поставьте автомобиль на ручник. На этом упражнение «змейка» можно считать законченным.

Основной проблемой при осуществлении этого упражнения является касание стоек. Они после этого падают, а вам начисляют штрафные баллы. Для недопущения подобных фактов, надо ехать ровно, скорость перемещения не должна изменяться, на любые педали не надо давить. Основной задачей является то, что нужно вовремя вращать рулевое колесо.

Другой ошибкой при выполнении «змейки» является: при медленном движении начинающий водитель также медленно вращает руль, что, конечно, ошибочно. Вращать руль надо быстро, однако скорость автомобиля должна быть маленькой. Добиться правильного управления рулем должен каждый водитель. Только быстрая реакция на дороге, без суеты и паники обеспечат вам сохранить автомобиль в целости.

Грамотное руление в поворотах

Существует также второй важнейший аргумент в пользу предложенной тактики руления в поворотах. Вы уже знаете о том, что по мере увеличения угла поворота руля, увеличиваются боковые силы, действующие на автомобиль. Очень важно выработать такой способ проезда поворотов, при котором водитель поворачивает рулевое колесо на максимально необходимый угол в самом начале.

При этом, с самого начала водитель вызывает максимальные боковые усилия и, если вдруг он понимает то, что переборщил – автомобиль начинает скользить, не вписываясь в поворот, – это происходит в самом начале маневра, т.е. тогда, когда имеется еще достаточно места и времени для исправления ситуации.

В результате у водителя имеются возможности для контраварийных действий. Если же при проезде поворота водитель постепенно доворачивает руль все больше и больше, то он рискует перейти грань сцепления колес с дорогой в середине или на выходе из поворота – тогда автомобиль немедленно оказывается на встречной полосе или обочине и времени на исправление ситуации уже нет.

Таким образом, важно, чтобы при подъезде к повороту, вы с самого начала повернули руль на необходимый угол, направив автомобиль по желаемой дуге, и в середине поворота удерживали руль неподвижно с последующим плавным возвратом на выходе. Вы с самого начала вызываете максимальные боковые усилия, убеждаетесь, что все в порядке и автомобиль хорошо «держит» дорогу, и проезжаете поворот надежно и быстро по дуге одного радиуса. Метод предварительных захватов позволит вам:

  • подхватить руль поудобнее, поворачивая его двумя руками;
  • тонко ощутить надежность сцепления колес с дорогой;
  • легко удерживать его в середине поворота, когда нагрузки максимальны;
  • плавно вернуть руль на выходе из поворота.

Управление рулем задним ходом

Наши дороги имею многие недостатки, но зимой добавляется еще гололед, снег, что часто приводит к заносу транспортного средства. Автомобиль может занести из-за неосторожного движения водителя на скользкой дороге. В таких ситуациях наиболее опасными считаются автомобили с задним приводом, но этот неприятный момент может возникнуть и у машины с передним приводом.

Если занос произошел, то надо сохранять спокойствие и не паниковать. Далее, чтобы автомобиль вывести из этого состояния нужно произвести некоторые автоматические действия, которые должны вырабатываться многолетним вождением.

В какую сторону вращать руль во время заноса переднеприводной машины? Руль надо вращать в сторону заноса и прибавлять газ. Важным фактором является то, чтобы водитель смог почувствовать момент заноса. Основным делом является работа рулем. При этом нельзя переключать передачи и тормозить. Запрещается пользоваться ручным тормозом, это усиливает занос. Автомобиль развернет и может произойти авария.

Куда вращать руль во время заноса в машине с задним приводом? В таком случае руль также вращают в сторону заноса, газ отпускают. Запрещается также нажимать сцепление, переключать скорости и пользоваться тормозами.

Для полноприводного автомобиля из заноса выйти сложнее. Чаще всего надо просто ждать, когда машина сама остановится. Можно только немного повернуть руль в сторону заноса и не прибавлять газ.

Лишние движения при рулении не нужны

Многие специалисты сходятся во мнении, что правильное вращение руля – это прежде всего отсутствие лишних движений. К примеру, наиболее распространенной ошибкой начинающего водителя – это возвращение руля в исходное положение после каждого маневра вручную. На самом деле делать этого практически не нужно, поскольку механизм управления самостоятельно возвращает руль в правильное положение, и участие водителя сводится лишь к контролю над этим процессом.

Достаточно важным моментом для неопытного водителя является правильное положение рук на руле. Для быстроты запоминания оптимального положения, удобно представлять руль в виде циферблата часов, и располагать руки на стрелках 9 и 3. Поскольку вся эргономика руля рассчитана именно под такое расположение рук, управлять транспортным средством из него будет наиболее комфортно, вне зависимости от сложности выполняемого маневра. Кроме того, при таком положении рук оказываются легкодоступны рычаги управления дворниками и поворотниками, расположенные по бокам руля.

Существует несколько простых правил, которые помогут начинающим автолюбителям максимально оперативно овладеть навыками управления транспортным средством:

  • начинать движение необходимо с правильно расположенными на руле руками, а в процессе движения периодически «возвращать» их в это положение;
  • вне зависимости от ситуации, избегать резких вращений руля, особенно на скользкой дороге или на высокой скорости;
  • необходимо исключить занятия посторонними делами во время движения (телефонные разговоры, курение);
  • перед выездом на дорогу с интенсивным движением, неплохо отточить навыки на отдельном участке, с минимальной загруженностью;
  • поворот вправо осуществляется преимущественно левой рукой, и наоборот;
  • если автомобиль уходит в занос, вращать руль следует только в сторону заноса – это один из редких случаев, когда делают это достаточно резко (быстро).

В случае полного отсутствия опыта вождения, имеет смысл занятий с персональным инструктором, а для закрепления знаний помогают самостоятельные занятия на тренажере, имитирующим руль, который можно изготовить самостоятельно или приобрести готовый вариант. В качестве отличного варианта обрести не только уверенность в своих силах, но и практические навыки, которые непременно и не раз выручат водителя, можно назвать подготовку на курсах контраварийного вождения.

Параллельная парковка

Правильная парковка на автомобиле в условиях города является важным моментом. На учебном автодроме нельзя точно повторить все моменты, возникающие реально. Лучше стараться найти место для автомобиля, чтобы припарковаться передом.

Параллельная парковка выполняется следующим образом:

  1. Поравняться с автомобилем, расположенным рядом, встать параллельно, сохраняя расстояние 1 метр.
  2. Определите место безопасного поворота.
  3. Двигайтесь задним ходом, пока мысленная метка не дойдет края автомобиля, находящегося справа.
  4. Поверните руль до упора вправо, передвигайтесь на задней скорости, пока не будет виден правый край автомобиля, остановитесь.
  5. Поворачивайте руль в исходную позицию и двигайтесь дальше назад, пока не будет виден автомобиль, стоящий впереди.
  6. Поверните руль влево до упора, двигайтесь назад, пока машина не встанет параллельно бордюру.
  7. Выровняйте машину, и поставьте ее так, чтобы она стояла на равном удалении от других машин.

Основные техники правильного вождения

Руление не отрывая рук. Такой способ подходит при совершении маневров с небольшим углом поворота автомобиля (до 450) – обгон, перестроение. Перед началом маневра руки располагаются в правильном положении (3 и 9) и не отрываются от руля во время его совершения. Для того, чтобы завершить такой маневр достаточно всего лишь отпустить руль, и он вернется в свое исходное положение.Следует понимать, что правильное положение рук позволяет

  1. постоянно держать ситуацию под контролем, и в любую секунду вернуть автомобиль на прежнюю траекторию легким поворотом руля.
  2. Метод перехвата. Практически единственно верным ответом на вопрос, как правильно рулить на автомобиле, совершающим маневр с большим углом (свыше 900), станет – методом перехвата. Из исходного положения рук, начинается поворот руля в нужную сторону до тех пор, пока левая рука (при повороте налево) не достигнет, соответственно, левого бока. После этого рука убирается, и вращение продолжает правая рука. Возвращать руль в исходное положение следует действуя прямо противоположным образом.

Почему колеса при повороте руля поворачиваются на разный угол?

Зачем колеса поворачиваются на разный угол?

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности: представьте себе, что автомобиль движется по кругу по часовой стрелке – в этом случае окружность, по которой будет двигаться переднее правое колесо, будет меньше, чем окружность, описываемая левым. Соответственно, при постоянной скорости автомобиля колеса на одной оси будут вращаться с разной скоростью. Если бы колеса были повернуты на одинаковый угол, то внутреннее колесо, стремясь двигаться так же, как наружное, постоянно проскальзывало бы и вызывало проскальзывание наружного – при этом поведение автомобиля в повороте было бы непредсказуемым, а износ шин – катастрофическим. Наглядно это можно видеть на многоосных тележках грузовиков и прицепов: не поворачивающиеся колеса в повороте движутся с проскальзыванием, и шины изнашиваются быстро и неравномерно. Соответственно, для решения этих проблем и обеспечения правильного движения управляемых колес по их траектории они и поворачиваются на разные углы.

Как рассчитана геометрия движения колес?

Сама проблема проскальзывания внутреннего колеса в повороте была актуальна задолго до массового распространения автомобилей – ведь те же проблемы были и у конных повозок. Собственно, именно на конной повозке рулевое управление, решающее эту проблему, и дебютировало: в 1817 году его изобрел Георг Ланкеншпергер, а в 1918 году запатентовал в Англии его агент Рудольф Аккерман. С тех пор принцип поворота управляющих колес на разные углы в повороте так и называется – принцип Аккермана.

Чтобы обеспечить нужные углы поворота колес, геометрия рулевой трапеции рассчитывается по единой условной схеме. В ней поперечная рулевая тяга короче управляющей оси и смещена за нее, а поворотные рулевые рычаги лежат на линии между осью поворота передних колес и центром задней оси автомобиля. Для того, чтобы проще было понять это сложное на первый взгляд объяснение, достаточно взглянуть на простую схему ниже.

Соответственно, при повороте колес в такой схеме они оказываются повернуты на разные углы – внутреннее поворачивается больше, а наружное меньше. При этом центры окружностей, по которым движутся колеса, совпадают, а радиус окружности для наружного колеса — это фактически радиус разворота автомобиля «от бордюра до бордюра» с поправкой на ширину шины.

Стоит отметить, что изображение выше – схематическое, и рулевое управление автомобиля, разумеется, сложнее, чем то, что изображено на схеме. Однако общая геометрия справедлива для всех «гражданских» автомобилей.

В автоспорте подход может меняться: к примеру, на некоторых гоночных автомобилях ситуация с углами поворота колес может быть даже обратной для компенсации бокового увода колеса в скоростных поворотах, а в дрифте передние колеса стараются сделать параллельными даже в поворотах, чтобы снизить износ передних шин при постоянном движении в управляемом заносе. Но это – крайности, не актуальные для обычных серийных машин.

Кстати, в самом начале мы не зря упомянули не только разные пути, которые проходят в повороте колеса, но и разные скорости их вращения. Для того, чтобы обеспечить возможность вращения колес на одной оси с разными скоростями, как мы уже рассказывали, нужен дифференциал.

Самые частые ошибки водителей

Стоит получить права, и человек сразу забывает о том, как нужно себя правильно за рулём вести: как правильно крутить руль автомобиля, как сидеть, на что обращать внимание. Но от этого всего зависит безопасность передвижения. Из-за отсутствия достаточного опыта многие водители считают, что держать руль правильно совсем не нужно, ведь этот факт мало на что влияет. Но на самом деле это не так. В результате и новички, и достаточно опытные водители перестают следовать правилам. Какие ошибки они совершают?

  1. Показывая свою лишнюю самоуверенность на дороге, руль начинают держать безобразно, хватаясь всего несколькими пальцами. Управление при помощи такой техники может привести к тому, что при заносе или на повороте можно просто потерять контроль над рулём.
  2. Не нужно «висеть на руле», такое положение как неудобно, так и неправильно.
  3. Держать руль с выпрямленными руками категорически не рекомендуется. В таком положении совершить нужный маневр достаточно сложно.
  4. Управление автомобилем при охвате руля «мёртвой хваткой» тоже не рекомендуется. Это всё лишь усложняет сам процесс вождения.

Не нужно пренебрегать правилами, дорога может быть непредсказуемой, а неправильное положение рук на руле может привести к неблагоприятным последствиям. Необходимо выработать привычку держать руль правильно, тогда никаких проблем возникать не будет. Теоретические знания плюс практика приведут к хорошим результатам.

Популярные автомобили

Привет, Автокадабра! Продолжаем наш автоликбез — в сегодняшнем выпуске поговорим про рулевое колесо и о том, как с ним правильно работать. Чей ответ вам понравится больше всего?


Фотография с курса спортивного вождения в Европе

. Ответ (фрагмент лекции)
Александра Илюхина
, мастера спорта, преподавателя кафедры прикладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФКСиТ:

— Техника называется «вращение рулевого колеса двумя руками». У вас есть много чудных способов управления рулем — «а ля досааф», или «английская техника», мы ее еще называем «техникой ГАИ». Когда вас научили: сколько-то вы надоили в эту сторону рулевое колесо, сколько-то вы раздоили в эту сторону (автоинструктор демонстрирует технику вращения рулевого колеса). Сколько движений вы сделали, где находятся в этот момент ваши колеса — непонятно! Но эта техника имеет право на существование.

Теперь посмотрим, как в целом выглядит техника вращения рулевого колеса. Я однажды начинаю вращение двумя руками, после того, как у меня одна рука появилась наверху — это сигнал для моей нижней руки — опустить рулевое колесо.

Средний темп движения (автоинструктор демонстрирует средний темп вращения рулевого колеса), прогресс движения рулевого колеса.

Ну и критическая ситуация, когда вам нужно будет из нее выходить, вы, как последний раз в жизни, какие-то движения рулевого колеса будете осуществлять (автоинструктор демонстрирует высокий темп вращения рулевого колеса).

Ответ Антона Захарова

, ведущего инструктора Центра Высшего водительского мастерства:

— Рулем надо уметь работать таким образом, чтобы не терять положение передних колес. Передние колеса вы же не видите, вы должны знать руками, куда смотрят сейчас ваши передние колеса, сколько вам потребуется времени, чтобы их вернуть в прямое положение.

Это те вещи, которые проистекают из-за порядка на рулевом колесе, из-за верных амплитуд работы рулевым колесом и т.д. Это следствие использования техники эффективной работы рулевым колесом, естественно, этому нужно учиться.

Если вы не умеете вращать рулевое колесо, вы уже где-то подставляетесь, где-то рискуете поскользнуться или не стабилизировать автомобиль, или получить ритмический занос там, где его могло бы не быть, ну и т.д.

Старайтесь все-таки управлять автомобилем двумя руками, старайтесь держать обе руки на рулевом колесе, старайтесь держать ваши плечи максимально расслабленными. У вас может быть напряжена спина, но плечи ваши должны быть расслаблены, руки ваши должны быть расслаблены. Это положение, которое вам дает физически, а на самом деле и психологически, быть готовым к определенным действиям.

Ответ Михаила Горбачева

, мастера спорта, автора многих книг по вождению автомобиля, члена Союза Журналистов:

— Сейчас я вам покажу, как правильно управлять автомобилем. Какие действия должен делать водитель с рулем. Руль — это главный орган управления автомобилем. Многие на вопрос: какой главный орган управления автомобилем? Отвечают: тормоз, педали тормоза. На самом деле, это не так. Главное — это руль! Как водитель рулит, так автомобиль и едет!

Существует главное правило в управлении автомобилем — «рулить скупо». Что значит «рулить скупо»? Как правильно рулить я вам сейчас продемонстрирую.

Мы подъезжаем к повороту, делаем один поворот рулем, машина идет по дуге, приезжаем точно на середину дороги — и руль крутим обратно.

Здесь мы прибегаем к такому методу, который называется «ага-метод». Поворачиваю руль и думаю: ага, чего-то я мало повернул, следующий раз поверну больше. Подъезжаю к повороту, вновь поворачиваю руль и думаю: ага, чего-то я повернул много, в следующий раз поверну меньше. Повернул руль на правильный угол, думаю: ага, теперь я повернул на правильный угол, я теперь его запомню и буду делать только так.

Ответ Николая Островского

, мастера спорта, инструктора Школы водительского мастерства «Тушино Ринг»:

Водитель должен относиться к технике руления таким образом, чтобы он имел возможность с одинаковой скоростью и с одинаковым усилием повернуть руль как вправо, так и влево. Поэтому здесь выбирается хват обязательно двумя руками симметрично относительно оси руля, примерно вот в таком положении (автоинструктор демонстрирует правильное положение рук на рулевом колесе). Этот угол хвата от указательного пальца правой и левой руки соединяется с центром руля и называется угол хвата. Чем выше физическая возможность человека — этот угол меньше, чем она ниже — хват увеличивается, но не больше 180°. Желательно выбрать вот такой угол хвата (автоинструктор демонстрирует угол хвата). Об этом очень много писалось, люди защищали диссертации. Кстати, школа руления, которая существует у нас в СССР, в России — это вообще уникальная школа автоспорта. Она была разработана в 80-х годах, когда наши ведущие гонщики конкурировали на автомобилях нашего российского автопрома, которые явно не соответствовали мировым стандартам. Поэтому приходилось использовать технику руления, конкурируя с пилотами, которые управляли спортивными болидами с короткой рейкой, гидроусилителем руля и т.д. Наши водители были этого лишены, поэтому они разрабатывали технику руления, которую собрал воедино Эрнест Сергеевич Цыганков, разработал методику и преподает успешно на протяжении всего этого времени. Я думаю, много тысяч водителей ему благодарны, что они в какой-то момент воспользовались этой техникой, смогли выйти из тяжелой ситуации на дороге, потому что именно на первом этапе управления автомобилем водитель компенсирует все ошибки, которые были им допущены по прогнозированию дорожной ситуации, по выбору траектории движения и т.д., все ошибки он компенсирует именно скоростным рулением, за счет этого, удается избежать негативных последствий.

Ответ Станислава Семионова

, ведущего инструктора школы вождения Михаила Горбачева «Drive-Class»:

— Во-первых, чтобы понимать, куда повернуты колеса, а это очень важно в экстренных ситуациях, например, при возникновении заноса. Для того чтобы рулить точно, т.е. понимать насколько нужно повернуть. И для того, чтобы выглядеть красиво за рулем, что тоже важно.

Итак, стандартное положение рук на руле в современном автомобиле сейчас принято «9-3». В любом современном автомобиле вы найдете какое-нибудь напоминание о том, что нужно держать руль именно в этом положении.

Например, в этом автомобиле, если я держу руки в положении 9-3, рычаги управления дворниками и поворотниками находятся непосредственно под моими пальцами.

Есть выемки на руле под большие пальцы, и кнопки управления аудиосистемой тоже очень удобно находятся под большими пальцами. Т.е. вся аргономика руля сделана так, что в этом автомобиле нужно держать руль именно в положении 9-3. В своем автомобиле можете посмотреть и тоже что-нибудь найдете.

На сегодняшний момент существует много разных способов руления, но основными являются три. Почему три, потому что, если на самом деле рассмотреть все множество поворотов, которые вы можете встретить на дорогах, то все повороты можно разделить на три категории.

Повороты бывают плавные, средние и крутые. И для каждой категории поворотов существует свой прием по рулению. Главное правильно понимать к какой категории относится тот поворот, к которому вы сейчас подъезжаете.

Первые повороты — это плавные скоростные, достаточно большого радиуса повороты, которые делаются двумя руками без отрыва от руля. Руки не смещаем, и поворот делаем достаточно плавно на небольшой угол, например, на четверть руля или может быть даже меньше и так далее. Возможно смещение руля и на 180 градусов, которое в данном случае является предельным.

Поэтому в данном случае, если поворот у вас плавный скоростной, то вы просто немножко наклоняете руль и таким образом двигаетесь, допустим, в левом повороте.

Если говорить о технике, то она крайне проста, главное, чтобы вы руль толкали. Если это будет левый поворот, то здесь рабочая главная рука правая. Если вы двигаетесь в правом повороте, то здесь рабочая рука левая. Т.е. вы руль от себя как бы немножко толкаете.

В общем, в данном случае является ошибкой поворачивать налево левой рукой. Правильно налево поворачивать правой.

Следующая категория поворотов — это повороты средние, где руль нам нужно повернуть, допустим, на три четверти оборота руля. Таких поворотов достаточно много, и если вы будете делать такой прием поворота без отрыва рук, то это крайне неудобно и со стороны выглядит, в общем-то, странно.

Поэтому данный прием выполняется следующим образом. Вы опускаете правую руку в «6 часов» на руле, здесь есть специальные выемки для большого пальца и только лишь правой рукой из нижнего положения делаете левый поворот. Таким образом, вы повернули руль на достаточно большой угол. Таких поворотов достаточно много в Москве.

Необязательно поворачивать на такой большой угол, можете поворачивать и на меньший, или может быть даже на больший, если вы не вписываетесь в поворот. Вариантов достаточно много и этот прием можно назвать универсальным.

То же самое можно делать для правых поворотов, для этого вы используете левую руку, которую также опускаете вниз в район «6 часов» и просто толкаете ею руль. Правая рука практически ничего не делает и только пропускает руль через себя.

Возврат руля обязательно осуществляется той рукой, которой вы поворачивали. Ни в коем случае нельзя руль отпускать. Отпускание руля на выходе из поворота, когда руль начинает сам резко крутиться, является, в общем, достаточно грубой ошибкой.

Поэтому даже если пропускать руль через руки — это не совсем правильно. Т.е. чем вы поворачивали в поворот, тем из поворота и выезжаете.

И последний прием по рулению — это самые крутые повороты, например, разворот автомобиля влево в обратную сторону или, например, выезд-въезд во двор. Прием называется «Перехваты» и поворачивать руль очень часто приходится на максимально возможный угол, т.е. до упора.

Здесь все выполняется следующим образом. Примерно за два движения руками мы повернули руль до упора, и обратно так же два движения и вы находитесь в прямом положении рук на руле.

Если у кого-то возникает ощущение, что иногда руль стоит не прямо, и он не знает где прямо, то все очень просто — нужно повернуть руль до упора, обратно отсчитать примерно полтора оборота и тогда вы окажетесь в прямом положении. Потому что в среднем автомобиле от прямых колес до упора руля примерно полтора оборота. В этом автомобиле чуть-чуть меньше, но это похоже на полтора.

Так же можно попробовать поворот руля вправо такими же перехватами. Заметьте, что руки касаются точно положения «9-3» на руле. Вот те же «9 часов», вот те же «3 часа». Когда я выпрямляю руль, колеса находятся прямо и руки при этом находятся в положении «9-3», я могу спокойно разгоняться и ехать или объезжать какие-нибудь там ямы, потому что руки находятся в этом положении.

В общем, считается на самом деле ошибкой держать руки, например, внизу или ехать с рукой на «12».

Очень часто можно встретить положение рук «10-2», что было правильно, но сейчас автомобили и рули устроены так, что «10-2» не всегда неудобно.

Опять-таки все это зависит от автомобиля, если вы двигаетесь на Жигулях какого-нибудь там 70-го года выпуска или на Москвиче 65-го, то там это, в общем, нормально.

Если у вас автомобиль современный, то еще раз говорю, вы можете посмотреть на свой руль, и увидите на нем напоминание о том, что нужно держаться за него в положении «9-3».

Ответ Андрея Лунина

, ведущего инструктора автодромной подготовки клуба «Экстрим-Драйв»:

— Положение рук на руле. Естественно двумя руками мы должны держать рулевое колесо в точках 10 и 2 по циферблату часов, либо 9 и 3, как вариант.

Обязательно двумя руками, обязательно закрытой хваткой, когда большие пальцы закрывают, обхватывают обод рулевого колеса.

Посадка хват двумя руками — это поза готовности нормального водителя. Если мы держим рулевое колесо двумя руками в точках 10 и 2 и правильно работаем рулевым колесом, то у нас поставлена техника руления, у нас есть большая скорость руления.

Необходимо иметь мышечную память. Мы должны иметь возможность не глядя рулевое колесо в случае необходимости возвращать в прямое положение соответствующее прямому положению передних колес.

Ответ Кирилла Папкова

, инструктора школы водительского мастерства BMW:

— Руль штука круглая, но хорошо его таким не воспринимать. Вот эти штучки на руле, тоже ошибочная такая иллюзия точек хвата руля.

Есть множество всяческих разных методик хватов, как раньше учили держать руль. Сейчас ввиду того что все автомобили оснащены в основном какими-либо усилителями например рулевого управления электрическими, гидравлическими без разницы, мы можем пальчиком руль поворачивать.

Нам не приходится каких-то чрезмерных усилий прикладывать к повороту руля. Поэтому мы можем взять руль широко, расположив симметрично руки, и отсюда мы способны поворачивать руль куда угодно, легко и непринужденно.

Почему был когда-то придуман хват, так называемый 10-2, потому что на Волге ГАЗ-24, например, руль из положения 9-3 вообще не провернешь, сил не хватит. А из положения 10-2, в принципе, прикладывая усилия чуть ли не всем корпусом, руль повернуть можно.

Соответственно, при наличии усилителя рулевого управления сейчас на всех автомобилях мы можем особо сильно не утруждаться. Руль крутится плавно и равномерно везде практически, поэтому мы можем рулить из этого широкого хвата, так называемого 9-3 или «без пятнадцати три». Опять же, если воспринимать руль как циферблат часов.

В чем преимущество. Во-первых, если на руле есть кнопочки, то очень удобно их нажимать без отрыва рук от руля. Если руки будут на 10-2, то нам придется громкость магнитолы менять при помощи смещения куда-либо руки, на это тратится лишнее время, лишние силы, даже, как бы там ни было.

Второе преимущество, поворотнички, дворнички тоже все здесь, нам не нужно руку никуда перемещать. Кстати, выпуклые штучки на руле — это и есть, чтобы его держать, упор большого пальца. Т.е. вдруг, я почему-то рулю одной рукой, чтобы у меня руль просто не выскользнул из руки.

Вот из этого хвата 9-3 в любую сторону я могу руль повернуть максимально много, т.е. практически до ? оборота руля, даже при скрещивании рук.

Если у меня есть поворот, который требует геометрического поворота руля, я лучше поверну его без отрыва рук от руля, чем делая мелкие перехваты, пытаясь, каждый раз поймать где-то руль.

Если я буду поворачивать одной рукой — это тоже не очень хорошо, потому что: мне приходится тянуть руль вниз, я теряю ответную связь на руле, он у меня висит где-то внизу на большом пальце, я не чувствую, что происходит с передними колесами.

Если я поворачиваю двумя руками, я, во-первых, толкающей рукой через верхний сектор, чувствую, все что происходит под колесами, во-вторых, свободной нижней рукой я себя страхую, если вдруг мне потребуется второй поворот — она будет наготове.

Так я могу поворачивать бесконечно долго, если найду бесконечное количество поворотов. Это так называемый метод безотрывного руления, обеспечивает вам возможность проехать любой поворот на скорости больше 40 км/ч. В смысле те повороты, которые рассчитаны на прохождение более 40 км/ч. Другой какой-то там метод руления осуществлять даже не безопасно.

Вообще, почему неправильно руль перебирать — каждый раз мы теряем его нулевую точку, прямое положение колес. Плюс ко всему руль практически везде по фактуре своей одинаков, для того, чтобы понять, где он прямо, а где не прямо нужно на него посмотреть, как только я посмотрел на руль, я перестал смотреть на дорогу и куда-то улетел.

Большими пальцами лежа на спицах в специальных выемках я чувствую прямое положение колес, нейтральное положение руля.

Исходя из этого, можно найти еще второй метод руления, когда вам нужно порулить побольше — метод перехват. Сейчас в среднем у каждого автомобиля в каждую сторону руль поворачивается на полтора оборота. Одним перехватом руля я перекрыл диапазон руления вправо.

Про что я говорил, что руль как бы круглый, сейчас я эту иллюзию разрушу — он прямоугольный штурвал. У вас есть сектор девяти, сектор трех, вот в этих секторах в идеале руки и должны работать. Так я всегда знаю, где у меня колеса прямо и это будет максимально быстро.

Если я использую другой перехват, кошачий, я его называю: раз, два, три, четыре, пять, шесть и обратно — да, я давно уже улетел с дороги.

Для чего используются глубокие повороты, для того, чтобы парковаться около дома. Согласитесь, что для того чтобы парковаться у дома, мы делаем так: небрежно держим руль одной рукой, а в другой еще и телефон.

Конечно, не критично, если около дома я буду рулить ладошкой, а не правильным перехватом. Но с другой стороны, как у меня руки привыкли работать на большой поворот руля, так они и отработают на любой скорости движения.

Если вдруг у меня возникнет занос и будет необходимость на высокой скорости крутить руль от упора до упора, я себе этим мало что не помогу, скорее всего максимально быстро улечу с дороги.

Вот если я себя заставлю каждый день около дома работать перехватом абсолютно не обращая на это внимание — а через три месяца я не буду обращать на это внимание, потому что три месяца так порулив, я забуду, что есть какие-то другие хваты и метод руления типа «ладошка» — то потом на высокой скорости я на занос отработаю правильно и самое важное из заноса поставлю колеса прямо максимально эффективно и быстро именно тогда когда это нужно, а не буду потом где-то искать, что приведет к следующим заносам, вращениям и потере траектории движения.

Для стабилизации автомобиля лучше все ж таки рули двумя руками. Если мы говорим о глубоких поворотах руля. Можно рулить так называемым перекатом одной рукой. В этом плюс, что рука всегда возвращается в то же место. Но если в какой-то точке она у меня подскользнется куда-то, то обратно уже не вернется, это плохо. Если мне придется делать еще какие-то методы руления, я просто напросто собьюсь. А любая малейшая пауза на то, чтобы найти руль, она критична.

Одной рукой можно рулить для изменения направления движения. Если поворот круче чем на 180 градусов, но меньше чем перехват, бывает, что так мало вроде бы, то начинаешь перехватом рулить до трех четвертей дорулил и этого вроде как достаточно, докручивать не надо. Использовать перехват не очень рационально тогда получается, лишнее движение. Перед захватом из нижнего сектора в 6 часов повернул одной рукой толкающей и все.

Опять же метод идеален для проезда перекрестков, но если я на занос буду так рулить, и потом окажется этого мало, то надо будет вмешивать какой-то еще комбинированный метод руления и вот тогда обратно возвращать руль будет очень тяжело.

Самая частая ошибка с точки зрения руления и всего остального — вцепиться в руль и попытаться что-нибудь сделать резко. Как только мы прикладываем к нему усилия, как только он становится для нас точкой опоры, он перестает быть органом управления.

Так вот порулив, у меня сустав заклинило и дальше я рулить не могу, если я руки расслаблю, все провернется дальше свободно.

То же самое с перехватом, нельзя руки напрягать, у меня локти внизу, они работают как на шарнирах, я его кручу-то там мизинцами.

Резкий маневр: если это объезд какой-то, то все равно не требуется перехватов. Вряд ли у вас когда-либо в жизни объезд потребует таких перехватов руля. Там руление быстрое, без отрыва рук от руля, конечно, большие пальцы должны быть внутри.

Если мы говорим про перехват в случае заноса, заранее вынимайте пальцы из руля для того, чтобы их не сломать. С другой стороны начало большого поворота должно быть с большими пальцами внутри, когда вы перехватываетесь, большой палец тоже должен быть внутри.

Если мы будем ставить пальцы на большие уплотнения, вот тогда шансов сломать большой палец еще больше, во-первых. Во-вторых, тактильно так менее понятно, что это нейтральное положение руля.

Интересно?

Приглашаем вас отработать полученную теорию на 6-часовой практике!

eXtrimDrive

С перехватом или без: как правильно рулить автомобилем

Немного о хвате

Расположение рук должно быть симметричным и в верхнем секторе рулевого колеса. Если мы представим руль в виде циферблата часов, то либо на 10 и 2, либо на 9 и 3 часов соответственно. А кстати, почему в верхнем секторе? Чем плоха расслабленная ковбойская поза? Ведь на автомобиле наверняка есть гидро- или электроусилитель, а значит никакой силы к рулевому колесу, тем более на ходу, применять не нужно!

Но дело вовсе не в силе. Просто если тянуть руль сверху вниз, то рулить в итоге получается удобнее и быстрее, точнее и информативнее, чем снизу вверх. Есть и еще одна причина, не менее важная. Когда обе руки в верхнем секторе, то водитель своей позой показывает (в первую очередь сам себе), что он работает. Если же руки в нижнем секторе руля, то он отдыхает. Так уж чаще всего получается, что приняв «позу отдыха», в голову начинают лезть лишние мысли, которые отвлекают от происходящего на дороге. Не менее серьезно, чем мобильный телефон.

Но все это не значит, что сев в машину, нужно вцепиться в руль и сидеть так, ни в коем случае не расслабляясь ни на секунду. Отдыхать и опускать руки с руля можно и нужно. На светофорах, в пробках или в плотном потоке, при скорости менее 30 км/ч. В таком случае, если возникнет какая-то нештатная ситуация, водителю ничего не останется, кроме экстренного торможения. Увернуться с помощью резкого перестроения в городской толчее практически невозможно – соседние ряды обычно заняты. Впрочем, если вам кажется, что надежнее всегда держать руки в верхнем секторе рулевого колеса, и напрягает все время переносить их вверх-вниз по мере разгона, то действуйте, как удобнее.

Самое главное – никогда не использовать внутренний хват, ни сверху, ни снизу. Руки должны работать с рулем только снаружи! Поясню, что внутренним считается хват, когда как минимум четыре ваших пальца находятся внутри обода рулевого колеса. То есть если руки внизу, то они должны «обнимать» обод снизу, а не лежать сверху на нем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: