Система ЭРА-ГЛОНАСС: устройство, принцип работы и особенности эксплуатации


Система мониторинга транспорта GPS или ГЛОНАСС – это удобный инструмент удаленного контроля за передвижением транспорта. Использование спутниковой навигации дает владельцам автопарков возможность вычислять месторасположение любого автомобиля с погрешностью в несколько метров, позволяет получить данные о других основных параметрах движения ТС, в частности:
  • скоростном режиме;
  • пройденном расстоянии;
  • соблюдении графика работы и отдыха водителя;
  • других технических характеристиках, которые могут быть оформлены в виде структурированных данных, сводных графиков и карт, что упрощает их использование в работе.

Полный список документов, необходимый для оформления карты.

На основе полученных сведений можно сделать выводы, полезные для последующей оптимизации бизнеса. Например, расхождение между фактическим и ожидаемым расчетом расхода топлива иллюстрирует ресурсозатратность маршрута или выявляет махинации со стороны водителя. Наблюдение поможет определить источник проблемы и нивелировать ее, подобрав рациональное решение. Кроме того, эксплуатация спутниковой навигации предоставляет возможность:

  • удаленной блокировки электросистемы транспортного средства;
  • подачи сигнала тревоги из салона автомобиля;
  • установления коммуникативной связи между диспетчером и водителем посредством обмена голосовыми сообщениями;
  • формирования карты изменения скорости передвижения.

Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь!

Что такое «ЭРА-ГЛОНАСС»?

В 1970-х годах американские военные запустили в космос множество спутников, благодаря которым была создана глобальная навигационная система GPS. Позднее аналогичные разработки появились в Советском Союзе. Но из-за распада СССР развитие этой технологии было приостановлено. Только в 2015 году в России начала действовать собственная система «ЭРА-ГЛОНАСС», ставшая аналогом GPS. При этом отечественная разработка предлагает несколько новых функций, недоступных зарубежных.

Сведения о стоимости

Ценовая политика зависит от региона и фирмы-производителя. Стоимость включает оборудование и накладные расходы. Чтобы установить её на авто, вам нужно заплатить в среднем 22 тысячи рублей.

Продавать «ЭРА-ГЛОНАСС» могут только компании, прошедшие авторизацию.

Что такое система «ЭРА-ГЛОНАСС» и как она работает? Функции, установка и 2 режима работы

Процедура распознания клиента в системе стоит 950 рублей, установка вам обойдётся в 18 950 рублей. С учётом налога на добавочную стоимость окончательная сумма составит 23 482 рубля. За обслуживание платить не нужно.

Новейший кросс Hyundai Ioniq 7 станет конкурентом Kia Telluride, но с другими моторами. Первые фото

Hyundai
«ЭРА-ГЛОНАСС» — глобальная система, которая, применительно к автомобилям, обеспечивает своевременное оказание помощи водителям и пассажирам, попавшим в аварии на дороге. Данная технология предназначается для вызова экстренных служб на место ДТП. В Европе действует аналог «ЭРА-ГЛОНАСС», известный как eCall. Суть данной технологии сводится к следующему: в случае возникновения аварии или после нажатия на соответствующую кнопку в салоне информация о координатах расположения автомобиля автоматически передаются в единый центр (диспетчерскую службу), которая оповещает экстренные службы («Скорую помощь», МЧС) о случившемся происшествии. Благодаря этому, последние оперативно прибывают на место аварии и оказывают пострадавшим необходимую помощь.


Читайте нас:

Что входит в состав «ЭРА-ГЛОНАСС»

Блок управления системой в обязательном порядке устанавливается на все новые автомобили, которые поступают на рынок стран-членов Таможенного союза (в том числе и на российский). В его состав входят:

  • GSM-модуль, обеспечивающий передачу данных через мобильную сеть;
  • устройство, обеспечивающее связь с навигационными спутниками;
  • датчики, которые фиксируют как столкновение, так и переворот автомобиля;
  • блок с индикаторами;
  • микрофон и динамик, которые позволяют общаться с экстренными службами;
  • клавиша SOS (монтируется в салоне), посредством которой можно активировать «ЭРА-ГЛОНАСС»;
  • батарея, обеспечивающая автономную работу оборудования, которое входит в состав модуля;
  • антенна, принимающая и передающая информацию.

При этом комплектация «ЭРА-ГЛОНАСС» может различаться в зависимости от типа транспортного средства. В частности, на подержанные автомобили устанавливается система, лишенная датчиков фиксации переворота и удара. Поэтому владельцы таких машин вынуждены принудительно (с помощью кнопки из салона) активировать «ЭРА-ГЛОНАСС».

Определение расстояния до спутников

Из школы мы знаем, что для определения расстояния необходимо скорость объекта умножить на время. Соответственно, зная скорость распространения сигнала, а в вакууме это скорость света, и время его прохождения можно легко рассчитать путь, те есть расстояние до спутника. Чтобы определить промежуток времени необходимо знать точное время подачи и приема сигнала. Для этого на спутнике устанавливаются очень точные атомные часы, и время подачи сигнала записывается и передается отдельным пакетом данных.

На земле навигационный приемник, принимая сигнал, засекает время приема и отнимает от него полученное отдельно время подачи сигнала. Полученный отрезок времени и будет временем прохождения сигнала от спутника до приемника. После умножения данного временного отрезка на скорость света и получится искомое расстояние до спутника.

Система GPS слежения

Синхронизация по времени

Итак, для определения местоположения теоретически необходимо провести измерения расстояний до трех любых спутников. Но в бытовых приемниках навигационных сигналов стоят обычные кварцевые часы, имеющие определенную погрешность. Поэтому для того, чтобы на практике правильно определить местоположение необходимо произвести еще одно измерение до четвертого спутника. Имея четыре измерения расстояний можно с помощью специально созданной компьютерной программы синхронизировать время спутников со временем приемника и определить точное местоположение.

ГЛОНАСС и GPS: инфографика

Определение положения спутника на орбите

Корректировка погрешностей

  • При любых измерениях существует вероятность ошибок. Источниками ошибок в нашем случае являются преимущественно два фактора: погрешности измерения времени и прохождения радиосигнала через ионосферу Земли.
  • Погрешности при измерении времени будут всегда. Просто невозможно сделать часы, сохраняющие точность на протяжении всего времени эксплуатации – все равно понадобиться корректировка набегающей погрешности измерения.
  • Еще одно узкое место при расчете расстояния – наличие у Земли ионосферы. Через ионосферу по законам физики радиосигнал не может распространяться со скоростью света, поэтому формула определения пути на этом участке будет рассчитываться неправильно.
  • Для того чтобы минимизировать влияние этих факторов вводят так называемые корректировочные коэффициенты, с помощью которых удается значительно улучшить точность вычисления местоположения.

Существующие навигационные системы

Хронология развития навигационных систем

В настоящее время есть всего две полностью глобальные системы – GPS и ГЛОНАСС. Физические принципы работы их полностью идентичны, а системы различаются только высотой орбит эшелонов спутников и частотами используемых радиосигналов, кроме того обе системы оснащены дополнительным более точным кодированным радиосигналом используемым только для военных целей. Навигационная система – это комплекс высокотехнологичных, дорогих и очень сложных в обслуживании устройств, располагают которыми пока только США и Россия.

Принцип работы системы

По принципу работы «ЭРА-ГЛОНАСС» сопоставима с мобильным телефоном. В обоих случаях после нажатия на соответствующую кнопку встроенная электроника организует связь между абонентами. Но применительно к «ЭРА-ГЛОНАСС» звонок проходит только в диспетчерскую службу. Более того, связь организуется при условии попадания автомобиля в аварию либо после нажатия на кнопку SOS. В обоих случаях встроенная электроника действует по следующему алгоритму:

  • специальные датчики фиксируют, что автомобиль попал в аварию (то есть фиксируют факт удара о кузов либо переворачивание машины);
  • информация поступает на бортовую электронику, которая в автоматическом режиме связывается с диспетчерским пунктом;
  • после получения информации о столкновении оператор диспетчерского пункта связывается с водителем и выясняет все обстоятельства произошедшего. Одновременно с этим он передает предоставленные данные в экстренные службы. Если связь с водителем или пассажиром установить не удалось, то эта информация все равно отправляется в «Скорую помощь», ГИБДД и МЧС.

После такого взаимодействия на место происшествия выезжают все экстренные службы и экипаж ГИБДД. Блок управления «ЭРА-ГЛОНАСС» после аварии в автоматическом режиме передает следующую информацию:

  • координаты расположения транспортного средства, благодаря чему службы экстренной помощи максимально быстро находят пострадавший автомобиль;
  • данные о характере ДТП (столкнулся или перевернулся автомобиль, скорость передвижения в момент удара, уровень перегрузки);
  • сведения об автомобиле (номера, марку, цвет и другую информацию), необходимые для тех случаев, когда отправленные координаты лишь приблизительно указывают на место аварии;
  • количество лиц, сидящих в салоне (эти данные определяются, исходя из количества пристегнутых ремней).

То есть система «ЭРА-ГЛОНАСС» оповещает экстренные службы, предоставляя максимально подробную информацию о произошедшей аварии. Благодаря этому, специалисты приезжают на место ДТП полностью подготовленными.

Особенности эксплуатации «ЭРА-ГЛОНАСС»

Блок управления «ЭРА-ГЛОНАСС» устанавливается на новые автомобили еще на стадии производства. Монтаж на подержанные машины осуществляется в специализированных компаниях, имеющих соответствующую лицензию. В последнем случае после установки необходимо пройти дополнительные испытания в лаборатории, которая выдает заключение о характере работы «ЭРА-ГЛОНАСС» (функционирует нормально либо требуются доработки). Помимо новых автомобилей и подержанных машин, ввезенных в Россию, данная система обязательно монтируется на коммерческий, пассажирский (автобусы) и коммерческий транспорт. После установки «ЭРА-ГЛОНАСС» его необходимо активировать. В основном эту процедуру проводят сразу после монтажа. Однако в ряде случаев система активируется позднее.

Данная процедура предполагает проведение проверки качества установки и характера работы основных узлов (микрофона, динамика, аккумулятора и других устройств). В конце необходимо сделать контрольный звонок в диспетчерскую службу. По окончании описанных процедур оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС» проходит идентификацию и добавляется в единую базу данных. Только после этого любые экстренные сигналы, поступающие с оборудования, сразу обрабатываются диспетчерской службой.

Несмотря на то, что «ЭРА-ГЛОНАСС» работает от автономного аккумулятора, при необходимости данную систему можно отключить. Для этого нужно:

  • подключить к прикуривателю глушитель GPS-сигналов. В этом случае блок управления «ЭРА-ГЛОНАСС» не сможет связываться с оператором;
  • отключить антенну. Это можно сделать, вынув кабель из разъема. После отключения антенны электроника отправляет экстренный сигнал в диспетчерскую службу, но не предоставляет координаты автомобиля;
  • отключить блок питания. В этом случае электроника «ЭРА-ГЛОНАСС» продолжает работать в течение двух или трех дней, пока не разрядится аккумулятор.

Отключать «ЭРА-ГЛОНАСС» нельзя. Помимо того, что в случае аварии водитель не сможет получить своевременную помощь, из-за неработоспособной системы невозможно пройти плановый технический осмотр и получить диагностическую карту. Автор: Федор Аверьев

править Технические подробности

Таблица — однозначный фейк хотя бы потому, что не понятно, по каким критериям оценивались параметры. Достаточно взглянуть на «размеры» в 3×4 мм, на которых якобы умещаются 1-2 мифические микросхемы.

Для функционирования глобальной

системы позиционирования совершенно неизбежно приходится запускать целую толпу спутников так, чтобы в любой точке всегда было видно четыре спутника (система уравнений с четырьмя неизвестными — три координаты и время). Хотя вообще достаточно трех, а если без учета кривизны поверхности Земли и высоты — так даже и двух. Четыре спутника позволяют увеличить точность за счет дополнительных расчетов по уменьшению погрешности. Более четырех спутников почти не используется — расчеты становятся нетривиальными, а точность от этого увеличивается не шибко. Для того, чтобы получить время (с небольшой погрешностью), достаточно поймать один спутник. Естественно, нужно, чтобы эти спутники работали. Срок службы спутников — от семи до пятнадцати лет, см. педивикию.

Принцип работы

Главное отличие ГЛОНАСС от GPS — способ разделения каналов передачи информации со спутников: в GPS он кодовый, а в ГЛОНАСС — частотный. Техносрач о том, что лучше и почему, разводить тут не будем, ибо матан.

Профит от возможности навигатора работать и с ГЛОНАСС, и с GPS заключается в увеличении скорости поиска спутников

Как сказано выше, навигатору нужно для работы поймать сигнал четырех любых спутников (не важно, из какой группировки). Очевидно, что когда для работы подходят спутники обеих группировок, вероятность не найти хотя бы четыре штуки крайне мала

Соответственно, увеличивается скорость горячего и тёплого старта, уменьшается вероятность потери координат устройством. Конечно, наличие многосистемности в условиях плотной застройки позволяет точнее ориентироваться в городах, ущельях, канализационных колодцах и т. п. местах.

Дополнительные материалы для техногиков:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: