Выезд на встречную полосу при повороте: виды поворотов, маневренность, соблюдение ПДД, ответственность за их невыполнение, советы и комментарии юристов

В статье «Встречная полоса. Когда можно, когда нельзя.» мы рассмотрели ситуации, допускающие и запрещающие выезд на встречную полосу. Но остался немаловажный вопрос: Что является выездом на встречную полосу? Определения этому термину в Правилах дорожного движения нет, однако наказание за это есть, причем достаточно строгое по части 4 статьи 12.15 с ответственностью в виде лишения права управления. Разберемся и постараемся вывести определение, что же является «Выездом на полосу».

Рассмотрим некоторые спорные ситуации, к которым можно применить выезд на встречную полосу.

  • Движение через встречную полосу при манёвре.
  • Движение одновременно по встречной и попутной полосе.
  • Движение по линии разметки.
  • Пересечение разметки задним колесом при манёвре.
  • Движение через встречную полосу при выезде с пересечения проезжих частей.

Давайте немного отойдем от встречной полосы и разберемся, что же означает понятие «Выезд на полосу движения». Правила дорожного движения нам дают только одно определение:

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

То есть, выезд на полосу это расположение транспортного средства в полосе для продолжения движения по этой полосе. Но часто транспортное средство оказывается на встречной полосе при маневрировании — при этом выезд на нее не осуществляется. Транспортное средство полосу пересекает для осуществления маневра и для движения полоса не используется, соответственно и выезда на эту полосу нет.

Виды маневров в дорожном движении

Во время движения автомобилисты постоянно совершают различные маневры, но многие даже не задумываются над этим. В наше время в автошколах самому понятию «маневр» уделяется сравнительно немного внимания. Многие и вовсе упускают этот момент при обучении. Если спросить у человека, только что получившего права, какие маневры он может назвать, возможно, не каждый сразу сориентируется и назовет их. Тем не менее каждый день, садясь за руль, водители совершают маневры.

Так какие же маневры существуют? Их немного: перестроение, поворот, разворот, обгон, объезд, начало движения с обочины или от тротуара, съезд на обочину или к тротуару, движение задним ходом. Это основные виды маневров, но у них существует множество вариаций. Кстати, поворот с выездом на встречную полосу запрещен. Имеется в виду случай, когда перед поворотом водитель какое-то расстояние проезжает по «встречке».

Зачем же это нужно знать? Все это необходимо для того, чтобы соблюдать правила дорожного движения, ведь там эти термины встречаются как при описании того, что разрешено, так и при описании того, что запрещено. А как водитель будет соблюдать жизненно важные запреты, если не будет себе представлять, что ему нельзя делать? Поэтому логичный вывод — знание теории для водителя крайне важно.

В какие сроки можно оспорить судебное решение

Согласно действующему российскому законодательству, оспорить решение о наложении административного штрафа или о лишении прав можно в течение 10 дней с момента получения на руки постановления.

Если нарушитель по каким-либо причинам не успел в положенный срок обжаловать решение, то у него имеется возможность подать заявление на восстановление сроков. Однако решать, восстановить пропущенный период, или нет, будет только суд.

При этом учитывается причина пропуска положенного срока. Например, если человек в это время находился в больнице, то пропущенный период восстановят без лишних вопросов.

Посмотрите видео. Как отменить решение суда, вступившее в законную силу:

Что такое встречная полоса

А вот этот вопрос едва ли вызовет сложности с ответом. Все автолюбители знают и могут объяснить, что это такое. Ведь все они, каждый раз садясь за руль, видят других людей, которые едут во встречном направлении. Итак, как это уже ясно, полоса встречного движения — это полоса проезжей части, по которой автомобили двигаются во встречном направлении. Все знают, что выезжать на «встречку» опасно, делать это можно только при обгоне, если позволяет дорожная разметка, и то, убедившись, что до впереди идущего автомобиля достаточное расстояние, и водитель сможет успеть завершить маневр и перестроиться обратно в свою полосу.

Также большинство автомобилистов знают, что лобовое столкновение на встречной полосе чревато трагическими последствиями, и если не уверен, то лучше на нее не выезжать. А выезд на «встречку» на перекрестке не разрешен даже для поворота налево или разворота. На встречную полосу нельзя в таком случае выезжать, ее можно только пересекать по кратчайшей траектории.

Следует помнить, что объезд препятствия на перекрестке по встречной полосе может трактоваться сотрудниками ДПС как обгон на перекрестке, что является грубым нарушением правил. Ведь объезд препятствия осуществляется с правой стороны.

Встречка в схемах.

Самое распространенное нарушение ПДД, связанное с лишением права управления, для не злостного нарушителя является выезд на полосу движения, предназначенную для встречного движения. Однако не каждый выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, влечет за собой лишение права управления транспортными средствами. Лишить права управления могут только за те нарушения, которые квалифицируются по следующим статьям: ст. 12.15. ч. 4 КоАП РФ — Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. ст. 12.16. ч.3 КоАП РФ — Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. Для квалификации действий водителя по ст. 12.15. ч.4 КоАП РФ необходимо соблюдение нескольких условий: 1. должен осуществляться выезд, а не поворот или разворот. 2. выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, должен быть связан с нарушением требований ПДД, дорожных знаков или разметки. 3. должна существовать полоса, предназначенная для встречного движения (на дорогах с односторонним движением такая полоса отсутствует), либо трамвайные пути встречного направления. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий действия водителя не могут квалифицироваться по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ. Для квалификации действий водителя по ст. 12.16. ч.3 КоАП РФ необходимо соблюдение нескольких условий: 1. движение должно осуществляться во встречном направлении. 2. дорога должна быть с односторонним движением (дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств, не будет являться односторонней дорогой). При отсутствии хотя бы одного из указанных условий действия водителя не могут квалифицироваться по ст. 12.16. ч.3. КоАП РФ.

Разворот на дороге не имеющей знаков или разметки.

Данный маневр не будет считаться административным правонарушением при любой ширине проезжей части, поскольку согласно п. 9.2. ПДД — разворот, вне перекрестка, на дорогах имеющих четыре и более полосы запрещен только в тех местах, где это запрещено Правилами (на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними и т.д), знаками и (или) разметкой.

Запрет на разворот на дорогах имеющих менее четырех полос для движения также в ПДД отсутствует.

Разворот в зоне действия знака «движение прямо».

Данный маневр квалифицируется по ст. 12.16. ч.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, поскольку согласно приложению №1 к ПДД знак «Движение прямо» разрешает движение только в прямом направлении.

Разворот через «сплошную или двойную сплошную» линию разметки.

Данный маневр квалифицируется по ст. 12.16. ч.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, поскольку согласно приложению №2 к ПДД данную линию разметки пересекать запрещается.

Обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен».

Согласно приложению №1 к ПДД дорожный знак «Обгон запрещен» запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски и учитывая что обгоном считается только опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части), данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Однако данный маневр при достаточной ширине проезжей части, которая позволяет опередить двигающее впереди транспортное средство без выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, становится не противоправным.

Обгон на трехполосной дороге.

Согласно п. 9.3. ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Обгон по трамвайным путям встречного направления.

Согласно п. 9.6. ПДД — Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Обгон перед железнодорожным переездом.

Согласно п.11.4 ПДД — Обгон запрещен на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними и учитывая что обгоном считается только опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части), данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Однако данный маневр при достаточной ширине проезжей части, которая позволяет опередить двигающее впереди транспортное средство без выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, становится не противоправным.

Объезд препятствия по встречной полосе.

Из официальных разъяснений правоприменения тех или иных статей КоАП заместителя начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимира Кузина: «Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль. Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать его и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф — от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей».

Обгон на участке с ограниченной видимостью.

Согласно п.11.4 ПДД — Обгон запрещен в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью и учитывая что обгоном считается только опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части), данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Однако данный маневр при достаточной ширине проезжей части, которая позволяет опередить двигающее впереди транспортное средство без выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, становится не противоправным.

Обгон по полосе для маршрутных транспортных средств.

Данный маневр квалифицируется по ст. 12.15. ч. 4 и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, в связи с тем что знак «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» — обозначает дорогу, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Выезд и движение по полосе для маршрутных транспортных средств.

В данном случае не осуществляется выезд на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, в связи с чем данное нарушение квалифицируется по ст. 12.17.1.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

В Москве или Санкт-Петербурге данное нарушение квалифицируется по ст. 12.17.1.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере трех тыся рублей.

Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

Согласно приложению №1 к ПДД дорожный знак «Выезд на дорогу с односторонним движением» — означает выезд на дорогу или проезжую часть с односторонним движением в, связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.16. ч. 3 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Обгон на нерегулируемом перекрестке.

Согласно п. 11.4. ПДД — Обгон запрещен на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной. В данном случае обгон совершается по второстепенной дороге, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Опережение транспортного средства, без выезда на полосу предназначенную для встречного движения, в данном случае не запрещено.

Обгон на нерегулируемом перекрестке по направлению главной дороги.

Согласно п. 11.4. ПДД — Обгон запрещен на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной. В данном случае обгон совершается по главной дороге в связи с чем данный маневр не считается правонарушением.

Обгон на нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог.

Согласно п. 11.4. ПДД — Обгон запрещен на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной. В данном случае обгон совершается по равнозначной дороге, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Опережение транспортного средства, без выезда на полосу предназначенную для встречного движения, в данном случае не запрещено.

Обгон на регулируемом перекрестке.

Согласно п. 11.4. ПДД — Обгон на регулируемых перекрестках запрещен, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Опережение транспортного средства, без выезда на полосу предназначенную для встречного движения, в данном случае не запрещено.

Поворот налево не через центр перекрестка.

Обязанность поворачивать налево через центр перекрестка не закреплена в ПДД, в связи с чем данное действие не является противоправным.

Движение по встречке перед поворотом налево.

Из официальных разъяснений правоприменения тех или иных статей КоАП заместителя начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимира Кузина: «Она квалифицируется по части 4 статьи 12.15. (административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.). При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии. Объяснение простое — остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию. Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав».

При повороте «срезал угол».

Согласно п. 8.6. ПДД — Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Поворот налево через «сплошную или двойную сплошную» линию разметки.

Данный маневр квалифицируется по ст. 12.16. ч.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, поскольку согласно приложению №2 к ПДД данную линию разметки пересекать запрещается.

Поворот налево в нарушение требования знака «Движение направо».

Данный маневр квалифицируется по ст. 12.16. ч.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, поскольку согласно приложению №1 к ПДД дорожный знак «Движение направо» разрешает движение только направо.

Поворот налево не из крайнего левого ряда.

Поворот на лево на данном перекрестке не запрещен, однако имеется знак «Направления движения по полосам» — который определяет число полос и разрешенные направления движения по каждой из них. В связи с чем данное нарушение квалифицируется по ст 12.16. ч.1 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

При отсутствии подобного знака, данное нарушение будет квалифицироваться по ст. 12.14.1.1. КоАП РФ — Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. За нарушение данной cтатьи КоАП предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Обгон на дороге не имеющей разметки.

Согласно п. 9.2. ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Примечание: согласно п. 9.1 ПДД — Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Разворот на перекрестке по короткой или длинной траектории.

Из официальных разъяснений правоприменения тех или иных статей КоАП заместителя начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимира Кузина: «В Правилах дорожного движения не прописано, как совершать данный маневр, по какой траектории, Следовательно, нарушение Правил дорожного движения отсутствует».

Обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен».

Согласно приложению №1 к ПДД дорожный знак «Обгон запрещен» запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски. В данном случае совершается обгон двухколесного мотоцикла без коляски, что не запрещает данный знак, а поскольку других запретов на выезд на полосу движения предназначенную для встречного движения на данном участке проезжей части не установлено, то данный маневр не считается административным правонарушением.

Движение задним ходом по дороге с односторонним движением.

Исходя из содержания пункта 8.12 ПДД, движение задним ходом по дороге с односторонним движением не запрещается, при условии, что этот маневр безопасен для участников дорожного движения и, с учетом сложившейся дорожной ситуации, вызван объективной необходимостью (например, объезда препятствия, парковки). Нарушение водителем указанных выше условий образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.16 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Задним ходом под «кирпич».

Данный маневр квалифицируется по ст. 12.16.ч.3. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, в связи с тем что въезд на дорогу с односторонним движением, в нарушение требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», как при движение задним ходом так и при движении вперед запрещен.

Объезд колонны перед железнодорожным переездом.

Согласно п. 15. ПДД — Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Разворот в зоне действия знака «разворот запрещен».

Данный маневр квалифицируется по ст. 12.16. ч.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, поскольку согласно приложению №1 к ПДД знак «Разворот запрещен» запрещает разворот на перекрестке на котором он установлен.

Обгон по разделительной полосе.

Данный маневр квалифицируется по ст. 12.15. ч.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей, поскольку разделительная полоса не является полосой, предназначенной для встречного движения.

31.Обгон по встречной обочине.

Данный маневр квалифицируется по ст. 12.15. ч.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей, поскольку обочина не является полосой, предназначенной для встречного движения. «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, а «Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, таким образом обочина является частью дороги, но не является частью проезжей части.

Однако если выезд на встречную обочину осуществляется в месте где запрещено выезжать на полосу, предназначенную для встречного движения, то действие (движение по встречной полосе) квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Разворот на перекрестке с разделительной полосой по малому радиусу.

«Выполняя разворот на этом перекрестке, Вам придется использовать для движения участок проезжей части, имеющий двустороннее движение. Поэтому, въезжая на перекресток, Вы можете продолжить движение только по правой стороне этого участка проезжей части (п. 1.4. ПДД)» — так выглядит ответ на аналогичный вопрос в экзаменационных билетах по ПДД. Прямой запрет на выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, в данном случае, содержится в п. 8.6. ПДД (Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.). Данный пункт непосредственно относиться к данному маневру, поскольку в данном случае существует два пересечения проезжих частей и водитель, осушествляющий данный маневр, соответственно выполняет два левых поворота, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Все доводы ЗА и ПРОТИВ разворота по малому радиусу можно прочитать в статье посвященной данному вопросу.

Обгон в зоне действия знака «Направление движения по полосам».

Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 5.15.7 «Направление движения по полосам», когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ (п.8. Постановления Пленума Верховного Суда РФ). В связи с чем данный маневр квалифицируется по ст. 12.15. ч. 4 и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Поворот налево на круговом движении.

Данный маневр квалифицируется по ст. 12.15. ч. 4 и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, в связи с тем что знак «Круговое движение». разрешается движение в указанном стрелками направлении и соответственно запрещает движение в противоположную сторону.

Почему данный маневр квалифицируется как выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, а не как движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением? Ответ на данный вопрос.

Обгон на пешеходном переходе.

Постановлением Правительства в 2014г. в п. 11.4. ПДД были внесены изменения, в связи с чем обгон стал запрещен на пешеходных переходах без каких либо условий, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Обгон на пешеходном переходе при наличии пешеходов.

Согласно п. 11.4. ПДД — Обгон запрещен на пешеходных переходах, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Обгон мотоцикла без коляски в зоне действия знака «Обгон запрещен» через сплошную линию разметки.

Учитывая, что дорожный знак 3.20 означает запрет на осуществление обгона для всех транспортных средств, за исключением тихоходных, а также гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски, обгон таких средств в зоне действия данного знака иными транспортными средствами при отсутствии иных запретов, установленных ПДД (например, пунктом 11.4 ПДД), не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Обгон мотоцикла без коляски в зоне действия знака «Обгон запрещен» через сплошную линию разметки, на участках с ограниченной видимостью.

В данном случае запрет на обгон установлен не только знаком 3.20 «Обгон запрещен», но еще и п. 11.4. ПДД (обгон запрещен в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью), в связи с этим данный маневр квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Обгон тихоходного транспортного средства.

Водитель в зоне действия дорожного знака 3.20 произвел обгон транспортного средства, для которого заводом-изготовителем установлена максимальная скорость не более тридцати километров в час, в том числе при отсутствии на нем опознавательного знака, информирующего участников дорожного движения о принадлежности данного транспортного средства к тихоходным транспортным средствам. В данном случае водитель совершил маневр в соответствии с требованиями указанного дорожного знака, в связи с чем он не может быть привлечен к административной ответственности за бездействие собственника (владельца) тихоходного транспортного средства, не установившего на этом транспортном средстве соответствующий опознавательный знак в нарушение требований пункта 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Обгон транспортного средства, двигающегося со скоростью менее 30 км\ч.

Действия водителя, совершившего в зоне действия знака 3.20 обгон механического транспортного средства, двигавшегося со скоростью не более тридцати километров в час, но не являющегося по своим конструктивным особенностям тихоходным транспортным средством, подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

С 1 января 2013г. вступили в силу две статьи КоАП РФ, которые непосредственно относятся к рассматриваемому в данной статье вопросу:

ч.5. ст.12.15. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей. ч.3.1 ст. 12.16. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Если у Вас есть вопросы по данной теме, не охваченные данной статьей, или возникли вопросы по любой из указанных схем, Вы можете адресовать их на форум по ПДД находящийся на данном сайте или оставте коментарий.

Если Вы считаете что в данной таблице не хватает какой либо схемы, направте данную схему (можно подготовить при помощи специализированных сайтов, редакторов, шариковой ручки или другим способом) на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Поделитесь статьей

0

Можно ли выезжать на встречную полосу?

Во-первых, водитель всегда должен руководствоваться правилами дорожного движения, поэтому первое, о чем надо думать при желании совершить выезд на встречную полосу, — это разрешен ли такой маневр в данном месте и в данное время.

Во-вторых, автолюбитель всегда должен помнить о бдительности и внимательности. Прежде чем совершить то или иное действие за рулем, тот или иной маневр, он должен убедиться, что не создает помеху движению другим автомобилям и не создаст аварийную ситуацию. Для этого нужно убедиться, что до ближайших автомобилей на полосе встречного движения достаточное расстояние, проверить по зеркалам заднего вида или просто визуально через окно водителя в «мертвой» зоне зеркал, не обгоняет ли его другой автомобиль, чтобы не допустить «подрезания» или бокового столкновения, и только после этого включить «поворотник» и выполнить выезд на встречную полосу для обгона, учитывая все вышеописанные нюансы, но не ограничиваясь ими.

Ситуации всегда разные, и в каждом конкретном случае, в зависимости от разных обстоятельств, нужно поступать по-разному. Главными принципами должны оставаться: безопасность, уважение прав других участников дорожного движения и отсутствие риска создания аварийной ситуации.

При выезде на встречную полосу при повороте налево водитель рискует попасть в ДТП, поэтому так делать нельзя. За это предусмотрена административная ответственность. А при правильном повороте налево обязательно нужно удостовериться, что поворот разрешен, траектория движения верна, и что помех для других транспортных средств этим маневром водитель не создаст. Встречную полосу нужно пересекать почти под прямым углом, а не двигаться по ней. Очень важно заблаговременно включить сигнал поворота, чтобы автомобили, идущие сзади, были готовы притормозить и ушли на необходимую дистанцию, чтобы не въехать поворачивающему автомобилю в задний бампер. Резкое торможение перед поворотом может обернуться ДТП.

Способы ухода от ответственности за выезд на встречку

В случае, когда сотрудник ГИБДД останавливает водителя и указывает, что он совершил нарушение, заключающееся в выезде на встречную полосу, можно попытаться оспорить выдвигаемые обвинения и штрафные санкции. Чтобы отстоять свои права и оградить себя от наказания необходимо соблюдать несколько простых правил:

  1. Основным документом, фиксирующим совершенное правонарушение, является протокол. В нем описываются все детали неправомерных действий нарушителя. При уверенности в своей правоте и законности своих действий, подписывать этот документ ни в коем случае нельзя. Иначе судебный орган не будет разбираться с этим делом, а наложит на автомобилиста штрафные санкции. Протокол нужно изучить и вписать свое несогласие с указанными в нем данными. Причем, сделать это максимально детально, т.к. этот документ является основным доказательством на судебном процессе. Водителю должна быть предоставлена его копия, и при наличии иных доказательств вся документация передана в суд. Передача документов производится в течение 10 дней со дня совершенного нарушения. При уважительной причине этот срок может быть продлен;
  2. Попробуйте собрать доказательства вашей невиновности. Можно взять записи с видео регистратора – это самое неоспоримое доказательство, подтверждающее невиновность. При наличии с собой фотоаппарата, смартфона можно заснять на камеру ту ситуацию, при которой произошел выезд на встречное движение. Детальные снимки помогут опровергнуть обвинение. Хорошо, если имеются снимки, подтверждающие, что движение происходило по ПДД;
  3. Водитель транспортного средства обязательно должен сказать инспектору дорожной полиции о своем несогласии с обвинением и планируемом обращении в суд для обжалования. Это может дать почву для размышлений сотруднику ГИБДД. Ведь отправлять в суд псевдонарушение не стоит. Это может повлечь наказание для сотрудника транспортной полиции. Поэтому правонарушение и составление протокола может быть пересмотрено;
  4. При действительном нарушении автомобилист может также оспорить свое обвинения, исходя их ситуации. Возможно, что выезд на встречку был совершен в месте, где отсутствовала разметка, или произошли непонятки с разметкой. На дороге существует непрерывистая разметка 1.6, которая является сигналом о скором появлении сплошной полосы. У разметочной полосы длина штриха в три раза меньше расстояния между штрихами, а у предупреждающей линии все наоборот. Длина такой линии равна 50 метрам в населенных районах и 100 метрам на трассе. При отсутствии на шоссе разметки 1,6 можно делать акцент на это при наложении штрафа. Ведь водителя никто не оповестил о запрете обгона. Неправильность разметки может помочь избежать ответственности.

Если штрафных санкций избежать все-таки не удалось, то стоит хотя бы сэкономить и оплатить штраф в течение 20 дней со дня его наложения. Тогда сумма взыскания будет снижена в два раза.

Какие бывают виды поворотов

Сначала необходимо уяснить, что такое поворот. Поворот – это изменение траектории движения транспортного средства. Это один из главных и самых частых маневров дорожного движения. Съезд к обочине поворотом не считается, так как траектория движения остается прежней. Перестроение также обгоном не считается, хоть и сопровождается поворотом рулевого колеса в ту или иную сторону, но направление движения сохраняется, поэтому это совсем другое. Обгон не считается поворотом по тем же основаниям. Про движение задним ходом упоминать не стоит, так как здесь и сомнений быть не может. Следует помнить, что поворот с выездом на «встречку» не допускается.

В правилах дорожного движения выделяют несколько видов поворотов: простой, сложный, опасный, который одновременно может быть и простым, и сложным. Однако этот перечень не исчерпывающий, ситуации на дороге бывают разными, и их все невозможно описать. Итак:

  • Простой поворот — это когда автомобиль поворачивает по понятной траектории, только налево или только направо.
  • Сложный поворот — это когда автомобиль сначала поворачивает в одну сторону, потом, возможно, едет в другом направлении или прямо, направо или змейкой, но все в рамках выполнения одного маневра. Хотя, к счастью, такие ситуации достаточно редки.
  • А опасный поворот, который может быть как простым, так и сложным, характеризуется именно повышенным риском наступления негативных последствий при совершении данного маневра. Поэтому водителям требуется максимальное сосредоточение при прохождении этого участка дороги и снижение скорости.

Как поворачивать и не нарушать ПДД

Поворот, даже если он простой, — маневр потенциально опасный. Нужно всегда обращать пристальное внимание на дорожную разметку и дорожные знаки. Кроме того, нужно постоянно отслеживать обстановку вокруг автомобиля, кто едет сзади, спереди, справа и слева. Нужно одновременно контролировать все вокруг. Это сложно, но приходит с опытом. Всем нужно помнить, что выезд на встречную полосу при повороте налево — это потенциальный риск бокового или лобового столкновения, поэтому так делать нельзя, придется нести ответственность. А если это еще делается в нарушение предписаний «сплошной», то за это можно лишиться прав. Поэтому такое маневрирование недопустимо.

Безусловно, перед поворотом заблаговременно нужно подать сигнал остальным участникам дорожного движения о том, что вы собираетесь совершить этот маневр, с помощью «поворотника». При выполнении этих обязательных требований, перечень которых, конечно, не является исчерпывающим, можно снизить риск ДТП.

И еще очень важный момент: поворачивать направо нужно из крайней правой полосы, налево — из крайней левой, если иное не предусмотрено дорожными знаками особых предписаний.

Как правильно составить заявление?

Формулировки должны быть нейтральными. В протоколе обязательно пишите фразу «НЕ СОГЛАСЕН».

В объяснении обязательно укажите свидетелей происшествия, которых надо заблаговременно «поймать за рукав» и не отпускать, взывая к их совести и активной гражданской позиции, просить дать объяснения вместе с вами или как минимум оставить свои контактные данные для ваших собственных объяснений.

Если в вашем автомобиле нет видеорегистратора, способного «спасти» вас в такой ситуации без лишних движений по поиску сознательных свидетелей, то:

  • внимательно оглядитесь;
  • запомните, на каких местах расположены камеры наружного наблюдения;
  • запишите адреса расположения камер в протокол и объяснения;
  • потребуйте (письменно) в объяснении или в протоколе, чтобы сотрудники ГИБДД запросили записи с этих камер.

Это в их полномочиях.

Если у вас есть видеорегистратор, то не спешите отдавать карту памяти сотруднику ГИБДД в руки. Среди них бывают такие фокусники, которые не уступают Гудини и Копперфильду в ловкости. Вы сами не успеете заметить, как ваша карта памяти с записью происшествия исчезнет.

Укажите в объяснении, что имеется запись видеорегистратора, которую вы представите в качестве доказательства в суд. Главное зафиксировать как можно больше фактов и обстоятельств дела на бумаге.

Советы опытных автолюбителей

Как говорят опытные автолюбители, «жизнь научит» водить правильно, подразумевая, что учатся на ошибках. Но лучше учиться заранее, чтобы ошибок не совершать, поэтому, выслушав советы опытных автолюбителей касательно правильного выполнения поворотов, можно выделить несколько важных моментов.

  • Во-первых, при повороте налево выезд на встречную полосу нельзя совершать слишком рано, чтобы «срезать» угол. Поворачивать нужно почти под прямым углом, чтобы избежать движения по «встречке» и только пересечь ее.
  • Во-вторых, нельзя резко тормозить перед поворотом, чтобы никто сзади, зазевавшись, не въехал в автомобиль.
  • И в-третьих, нельзя допускать выезда на встречную полосу при повороте направо, потому что если так случилось, то водитель точно едет неправильно, да еще и может в некоторых случаях лишиться за это прав, не говоря уже о последствиях лобового столкновения.

Почему люди нарушают ПДД?

Всех законопослушных водителей терзает вопрос: почему другие постоянно нарушают ПДД? Например, совершают выезд на встречную полосу на перекрестке. Это же риск и для себя, и для окружающих! Увы, здесь могут разобраться только психологи. Они говорят, что у некоторых людей подсознательно есть желание нарушить правила. К тому же многие нарушают правила не просто потому, что им этого хочется, а потому, что ситуация заставляет, они спешат, опаздывают или есть какие-то другие экстренные обстоятельства. А есть еще категория людей, которая таким образом самовыражается, им нравится этим привлекать внимание людей. Тем не менее ничто, кроме крайней необходимости, не может послужить оправданием нарушению ПДД.

Какие санкции за нарушение правил поворота?

Здесь все зависит от того, как именно были нарушены правила при повороте. Например, разворот с выездом на встречную полосу в нарушение предписаний знаков или дорожной разметки наказывается штрафом от 1000 до 1500 рублей. А если водитель выехал через «сплошную» на встречную полосу и при этом еще и проехал по ней в направлении движения и только после этого совершил поворот, то за такое можно получить в зависимости от обстоятельств либо штраф 5000 рублей, либо лишиться прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Если водитель выполнит поворот в нарушение «двойной сплошной» наказание будет такое же, как и за «одинарную».

Следует помнить, что поворачивать налево нужно с крайней левой полосы, направо — с крайней правой, если иное не предусмотрено дорожными знаками. Если водитель этими правилами при повороте решит пренебречь и случится ДТП, то он получит штраф за то, что не уступил дорогу другому транспортному средству.

Когда можно отстоять свои права?

Для предотвращения спорных ситуаций и получения наказания за езду по чужой стороне рекомендуется использовать видеорегистратор. Зафиксированные доказательства помогут при судебном разбирательстве. Это важно в тех случаях, когда мнение сотрудника ГИБДД не совпадает с указанным в ПДД РФ или может трактоваться двусмысленно.

Правилами предусмотрено существование крайней необходимости нарушения норм. Наказание может быть смягчено, если водитель докажет, что иного способа решения проблемы не было, а причиненный вред оказался меньше, чем возможный при стандартном соблюдении ПДД. Однако судебная практика показывает, что такие случаи редки.

Не забирают водительские права при относительно небольших нарушениях правил. Например, при объезде препятствий, если факт наличия помехи был установлен. Лишение прав происходит лишь в том случае, если человек ошибочно принял обгон за объезд. Подобное может произойти при выезде на встречную часть из-за остановившегося автобуса или медленного ТС.

Разворот с перемещением на чужую часть дороги предусматривает штраф. Это связано с отсутствием факта движения в обратном направлении. При совершении нарушения водитель лишь пересекает разметку.

Если факт нарушения очевиден, рекомендуется не пытаться доказать свою невиновность. Не следует принимать агрессивную позицию и приводить доводы для смягчения наказания, если их уже рассмотрели. Традиционно раскаяние позволяет сменить санкции с изъятия прав на штраф (5000 руб.).

Выписывание штрафа за выезд на встречную полосу

Не удастся сохранить права при наличии отягчающих обстоятельств. К таким относятся создание аварийной ситуации или произошедшее по вине водителя ДТП, алкогольное опьянение, отсутствие признания своей вины, многократные нарушения и т. д.

Какие самые распространенные нарушения при выполнении поворота?

Одно из самых частых нарушений, которым грешат водители, — это выполнение поворота, немного не доезжая до прерывистой линии разметки, то есть, по сути, поворот через «сплошную». Юристы советуют так никогда не делать, потому что в таком случае сотрудники ГИБДД имеют полное право выписать штраф на 1000-1500 рублей за поворот через «сплошную». Такое часто случается. Но самое опасное – это выезд на встречную полосу при повороте налево. Так делать категорически запрещается, но, к сожалению, многие так поступают.

Опережение через сплошную линию разметки

Обгон без выезда на полосу встречного движения на дорогах с двумя и более полосами, предназначенными для движения попутного транспорта, называется опережением. Проезжие части встречных потоков на таких дорогах, как правило, отделяются друг от друга разделительной полосой или двумя сплошными линиями разметки.

Если, совершая опережение, водитель пересек сплошную линию разметки, то его действия попадают под часть 1 статьи 12.16. КоАП РФ.

Ответственность: часть 1 статьи 12.16. КоАП РФ

Штраф 500 руб.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: