Штрафа за перегруз: размер, как фиксируют, оспаривание


Перегруз транспортного средства может привести к возникновению аварии с тяжкими последствиями для жизни и здоровья людей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Этот аспект является основанием для введения административного наказания за данный вид правонарушения.

Однако не всегда сотрудники автоинспекции оказываются правы, и в некоторых ситуациях наложение наказания является незаконным. Как оспорить штраф за перегруз грузового автомобиля, читайте далее.

Что это такое и как его проверяют

Под перегрузом понимают превышение допустимой техническими параметрами ТС общей массы ТС или нагрузки, возлагаемой на заднюю и переднюю оси.

Различают полную и снаряженную массу:

Полная масса Вес автомобиля при полной нагрузке (с водителем, с пассажирами, с максимальной массой груза и др.)
Снаряженная масса Совокупный вес ТС со всем стандартным оборудованием и эксплуатационными материалами (моторное масло, охлаждающая жидкость и др.), с водителем, но без груза и пассажиров

Масса, как полная, так и снаряженная, определяется согласно простой формуле – сумма нагрузки на переднюю и заднюю оси.

Обычно нагрузка на заднюю ось выше, чем на переднюю – это связано с конструктивными особенностями грузовиков – грузовая платформа располагается в задней части, а спереди нагрузка идет от кабины и силового агрегата.

Малышев Сергей Петрович

Малышев Сергей Петрович

Майор спецполка ГИБДД по г. Санкт-Петербург

Задать вопрос

Юридическому лицу или ИП, эксплуатирующему грузовики для осуществления деятельности, рекомендуется проверить соответствие своего транспорта установленным нормативам касаемо предельно допустимых нагрузок на каждую ось:

Интервал между задней и передней осью, в см. Максимальная нагрузка на каждую ось для ТС категории А Максимальная нагрузка на каждую ось для ТС категории Б
Менее 100 6 4,5
От 100 до 135 7 5
От 135 до 165 8 5,5
От 165 до 200 9 5,7
Больше 200 10 6

Транспортные средства категории Б могут осуществлять движение по всем дорогам РФ, ТС категории А – только по дорогам 1, 2 или 3 категории (то есть автомагистрали, скоростные автодороги с общим количеством полос более 4, а также на всех остальных дорогах, кроме имеющих 2 полосы с шириной 3 и менее метра и дорог, имеющих 1 полосу с шириной менее 4,5 метра).

Проверка нагрузки на каждую ось осуществляется посредством контрольного взвешивания. Процедура проводится 1-м из 2-х способов:

Способ Подробности
Динамический Взвешивание осуществляется на движущемся со скоростью не больше 5 км/ч грузовике. Для измерения требуются специальные автомобильные весы, взвешивающие каждую ось и выдающие итоговый результат по каждой из осей. Минус способа – значительная погрешность измерений, достигающая 3 %
Статический Процедура осуществляется на стоящем транспорте. Плюс данного способа – высокая точность измерений

Процедура весового контроля

Можно выделить три основных вида весового контроля.

1. Статистический. Этот вид предусматривает процедуру взвешивания недвижимого транспортного средства. Метод используется в случае возникновения необходимости высокоточного взвешивания. В основном, если преследуются коммерческие цели.

2. Динамический. Процедура происходит во время медленного движения ТС. Расчет ведется по каждой отдельной оси. Для определения общей массы необходимо суммировать все показатели.

3. Отдельно отметим, что есть автоматический контроль. Эти пункты могут располагаться в различных местах. У них нет территориальной привязки. Кроме этого, контрольные замеры осуществляются в автоматическом режиме, без вмешательства человека. Штрафы отправляются почтой.

В основном весовые контрольные посты располагаются на выезде из крупных населенных пунктов. В частности, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области весовой контроль производится на выезде по Московскому шоссе.

Правила перевозки грузов

Перевозка грузов должна осуществляться с учетом требований, установленных Разделом 23 ПДД.

Так, п. 23.1. ПДД определяет, что нельзя перегружать ТС по каждой оси на величину, больше установленной заводом-изготовителем.

В п. 23.3. ПДД указаны условия перевозки грузов – они (грузы) не должны ограничивать обзор, затруднять управление транспортом, создавать шум или загрязнять дорогу.

П. 23.4. ПДД регламентирует, что водителю грузовика необходимо установить специальный знак “Крупногабаритный груз”, если груз выступает за габариты ТС более, чем на 1 метр спереди, либо сзади, либо сбоку более чем на 40 см.

А если такой груз перевозится ночью или в условиях тумана, дополнительно необходимо поставить:

спереди фонарь белого цвета или световозвращатель
сзади фонарь или световозвращатель красного цвета

Все указанное выше относится к перевозке обычных грузов (например, древесины, кирпичей, блоков и др.).

Александров Павел Валерьевич

Александров Павел Валерьевич

Автоюрист специализированной юридической конторы «Защита на дороге», г. Москва

Задать вопрос

Если же осуществляется транспортировка опасного груза, необходимо получить специальное разрешение, выдаваемое в порядке, установленным Приказом Минтранса от 8 августа 1995 года № 73 “Об утверждении Правил…”.

Правила перевозки пассажиров

О порядке транспортировки пассажиров говорится в Разделе 22 ПДД.

Так, п. 22.8. ПДД прямо запрещает водителям (неважно, грузового или легкового авто) осуществлять перевозку граждан:

  • вне кабины ТС (кроме перевозки граждан в кузове грузовика, оснащенного бортовой платформой);
  • свыше предусмотренного техническими характеристиками ТС количества.

Малышев Сергей Петрович

Майор спецполка ГИБДД по г. Санкт-Петербург

Задать вопрос

Для водителей грузовиков установлены специальные правила. Так, водитель должен иметь стаж как минимум 3 года по категории “C”, чтобы иметь возможность транспортировать граждан. А для перевозки более 8 человек потребуется уже категория “D”.

В любом случае, перевозить детей в грузовике, оснащенным бортовой платформой, нельзя. А если такой грузовик еще не оснащен специально для перевозки граждан, садиться внутрь бортовой платформы могут только люди, сопровождающие груз (и только при условии наличия для них сидячих мест).

В чем опасность перегрузки транспорта

Опасность перегруза состоит в следующем:

  • снижение срока службы дорожного полотна;
  • высокий риск создания аварийных ситуаций при проезде мостов и старых конструкций;
  • удлинение тормозного пути, что может косвенным образом привести к возникновению ДТП.

Несмотря на то, что перегруз увеличивает тормозной путь, сама по себе увеличенная масса влияет на путь, который пройдет автомобиль до полной остановки, лишь косвенно. Основным фактором является так называемая инерция груза, которая, помимо прочего, создает еще и условия для заноса грузовика.

А если груз еще и не закреплен должным образом, вероятность опрокидывания ТС существенно увеличивается, что создает опасность не только для водителя, но и для иных участников дорожного движения.

Сроки

Срок, отведенный на обжалование административных правонарушений по статье 30.3 КоАП, составляет 10 суток, которые начинают исчисляться с момента получения постановления.

В некоторых случаях, например, по болезни, длительной командировке и иной уважительной причине срок для обжалования может быть восстановлен судебными органами.

Для этого в суд необходимо подать отдельное ходатайство, в котором указываются:

  • наименование организации;
  • ФИО и адрес проживания заявителя;
  • реквизиты постановления о нарушении;
  • причины пропуска срок, отведенного на обжалование;
  • список прилагаемых документов, подтверждающих причину пропуска.

Штраф за перегруз транспорта

Правонарушением является превышение массы, приходящейся на каждую ось, а также общего веса конструкции. Также штраф налагается и за несоответствие габаритов перевозимого груза установленным значениям.

Субъектами соответствующих правонарушений являются:

  • водители, непосредственно осуществляющие перевозку;
  • должностные лица, ответственные за подготовку транспорта перед отправкой в “путь”;
  • юридические лица, являющиеся собственниками транспортных или иных компаний, осуществляющих деятельность по грузоперевозкам.

Перегрузк Газели

Автомобили торговой марки “ГАЗель” относятся к категории малотоннажных ТС класса N1 с разрешенной массой не более 3500 кг. Соответственно, ГАЗелями (кроме модификаций типа “микроавтобус”) можно управлять и с наличием водительских прав категории “B”.

Александров Павел Валерьевич

Автоюрист специализированной юридической конторы «Защита на дороге», г. Москва

Задать вопрос

ГАЗели, по сути, не являются грузовыми авто, ведь на них даже не распространяется действие таблички 3.4. “Движение грузовых автомобилей запрещено” (при условии отсутствия максимально разрешенной массы на самом знаке).

Таким образом, нормы ст. 12.21.1. КоАП (далее – Кодекс) применяются к ГАЗелям только в части несоблюдения требований, запрещающих езду любых ТС, нагрузка на любую ось у которых выше установленного дорожным знаком значения. Ответственность за это нарушение указана в ч. 11 ст. 12.21.1. – штраф 5000 рублей.

Также “газелиста” могут привлечь к общей ответственности за нарушение порядка грузоперевозок по ст. 12.21. с наложением предупреждения или штрафа 500 рублей.

Грузового автомобиля

Санкции за превышение габаритов ТС, или общей массы, или нагрузки на каждую ось в отношении грузовиков указаны в ст. 12.21.1. Кодекса.

Меры ответственности различаются в зависимости от субъекта правонарушения. Максимальное наказание ждет юрлиц-собственников компаний по перевозке. Также ответственность варьируется в зависимости от наличия/отсутствия спецразрешения на перевозку грузов.

Таблица штрафов по ст. 12.21.1. для лиц, осуществляющих грузоперевозки без спецразрешения:

Нарушение (превышение общего веса или нагрузки на любую из осей, в процентах от допустимой величины) Регламентация Штраф за перегруз грузового автомобиля в 2021 году для физических лиц, в тыс. рублей Для должностных, в тыс. рублей Для юрлиц, в тыс. рублей
От 2 до 10 проц. Ч. 1 От 1 до 1,5 От 10 до 15 От 100 до 150
От 10 до 20 проц. Ч. 2 От 3 до 4 От 25 до 30 От 250 до 300
От 20 до 50 проц. Ч. 3 От 5 до 10, или аннулирование ВУ от 2 до 4 мес. От 35 до 40 От 350 до 400

Штрафы ГИБДД за превышение веса ТС или нагрузки на какую-либо из осей при наличии спецразрешения:

Превышение массы или нагрузки на ось от исходной величины, указанной в спецразрешении Регламентация Взыскание для водителей, в тыс. рублей Штрафная санкция для должностных лиц, в тыс. рублей Штрафная санкция для юрлиц, в тыс. рублей
От 2 до 10 проц. Ч. 1 От 1 до 1,5 От 10 до 15 От 100 до 150
От 10 до 20 проц. Ч. 4 От 3 до 3,5 От 20 до 25 От 200 до 250
От 20 до 50 проц. Ч. 5 От 4 до 5, или лишение ВУ от 2 до 3 мес. От 30 до 40 От 300 до 400
Свыше 50 проц. Ч. 6 От 7 до 10, или прекращение действия прав от 4 до 6 мес. От 45 до 50 От 400 до 500

Перегрузка по осям

Кодексом предусмотрены одинаковые наказания как в случае превышения общей массы ТС от максимально допустимой, так и за превышение максимальной нагрузки по какой-либо одной или сразу двум осям.

Перегрузка легкового авто

Кодекс прямо предусматривает ответственность за перегруз грузовика, однако для водителей “легковушек” подобных положений не установлено.

Однако водитель легкового авто может быть оштрафован инспектором по следующим статьям:

21. при нарушении любых правил грузоперевозок
23. при нарушении правил перевозки граждан

Так, к примеру, если не соблюсти требование п. 22.8. ПДД и перевозить людей в большем количестве, чем это предусмотрено конструкцией автомобиля, можно схлопотать штраф 500 руб. в соответствии с ч. 1 ст. 12.23. Кодекса.

Итак, перегруз грузового авто влечет за собой ответственность, указанную в ст. 12.21.1. Кодекса. ИП, в соответствии с нормами данной статьи, несут такое же наказание, как и юридические лица.

Ответственность одинаковая как за перегруз по одной оси, так и за перегруз по совокупной массе авто.

Таблица нагрузки на ось 2021 год

* В скобках даны показатели для двухскатных колес, без скобок — для односкатных;

** Оси с односкатными и двухскатными колесами, сгруппированные в категорию сближенных осей, необходимо понимать, как сближенные оси с односкатными колесами;

*** Для сдвоенных и строенных осей, объединенных конструкцией в тележку, возможная осевая нагрузка рассчитывается делением общей допустимой нагрузки на тележку на количество осей.

**** Допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для двухосных и трехосных тележек, если нагрузка на тележку не превышает допустимую, и нагрузка на наиболее нагруженную ось не превышает допустимую осевую нагрузку соответствующей (односкатной или двускатной) одиночной оси.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: