Транспортный налог и «Платон»: особенности уплаты в 2021 году

Как указали законодатели, в связи с введением платы в счет возмещения вреда, причиняемого большегрузными автомобилями дорогам общего пользования федерального значения, финансовая нагрузка на владельцев таких ТС существенно возросла. Ведь указанные лица должны уплачивать в консолидированный бюджет РФ два обязательных платежа на финансирование автомобильных дорог общего пользования: плату в счет возмещения вреда и транспортный налог. Данную «несправедливость» решили исправить (правда, ненадолго). Выясним, каким образом.

Ответ содержится в Федеральном законе от 03.07.2016 № 249‑ФЗ, которым внесены изменения в ч. II НК РФ. Данный закон вступил в силу с 03.07.2016, но действие измененных им статей НК РФ определено в особом порядке. Начнем с того, в каком порядке теперь должны исчислять транспортный налог организации – владельцы большегрузных транспортных средств.

Как действует система «Платон»?

Она выполняет несколько основных задач:

  1. Обработку информации;
  2. Сбор необходимых сведений;
  3. Сохранение данных о перемещении грузовиков по автомагистралям.

Автомобилисты могут бесплатно использовать данную систему. Однако они должны в обязательно порядке зарегистрироваться на сайте системы. За услуги сервиса каждый месяц придется уплачивать 600 рублей.

Платон и транспортный налог

Блок платоновской программы устанавливается в автомобиль. Через мобильное соединение он сообщает координаты транспортного средства в специальный центр. Полученные данные обрабатываются. После этого водителю выписывается счет за поездки по федеральным трассам.

Функционирование системы «Платон» происходит автоматически. Если автомобиль сворачивает с федеральной трассы, система самостоятельно выключается. Все автомобили массой выше 12 тонн обязаны присоединиться к системе. От уплаты налогов освобождены только те авто, которые осуществляют перевозку людей, а также различные служебные авто.

Схема уплаты налога по данной системе является авансовой. Т.е. сначала вносятся деньги, а после этого оператор постепенно списывает необходимую сумму. Оплата выполняется за каждый километр пути.

Размер оплаты: тариф и пониженная стоимость

Тариф на 2021 год составляет: 1 км — 1,90 руб. Однако стоит также отметить, что законодательством предусмотрено снижение суммы, уплачиваемой за транспортный налог. Так, существует несколько сценариев:

  • если оплаченный объем средств в «Платон» превышает транспортный налог, — он не подлежит уплате;
  • субъект обязан доплатить разницу, если уплаченная в «Платон» сумма меньше той, что подразумевается при транспортном налоге.

Важным аспектом при этом является принцип расчета налога: юридические лица должны считать его самостоятельно, в то время как физическим предоставляется выписка из налоговой службы.

Льгота по налогу системы «Платон»

Многих автомобилистов интересует вопрос: как уменьшить транспортный налог? Не так давно относительно системы «Платон» одобрены некоторые нововведения. Согласно им была установлена льгота по налогу для некоторых ТС. Она распространяется как на физлиц, так и на юрлиц.

Если по системе «Платон» размер платежей оказывается больше транспортного налога или же равен ему, то оплачивать налог не нужно. Физлица могут подать заявку на уменьшение суммы транспортного налога. Юрлицам придется просить льготу через налоговую декларацию. Все организации, у которых имеется льгота, будут освобождены от уплаты авансов по транспортному налогу.

Любой налогоплательщик может провести перерасчет налогов с даты введения «Платона» в действие и уменьшить налоговый вычет.

Чтобы добиться снижения выплат, необходимо предоставить заявление, документы на ТС, паспорт автомобиля, данные об осуществленных платежах.

Также рекомендуется сделать выписки из системы «Платон».

«Платон» и налог на прибыль

В отношении налога на прибыль плата за пользование автодорогами при эксплуатации большегрузных автомобилей может быть признана отдельной расходной статьей. Такие платежи относятся к прочим затратам в соответствии со ст. 264 НК РФ. По обновленным правилам налоговую базу по прибыли можно уменьшить на сумму:

  • транспортного налога, исчисленного за период с 2021 года;
  • платежи, которые получила система «Платон» с 2021 года (начисления за предыдущие периоды не учитываются).

«Спецрежимники» на упрощенной системе (УСН) платежи в рамках программы «Платон» учитывают в затратах при условии, что налогообложению подлежит разница между доходами и расходами. На это указывают нормы пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Аналогичный алгоритм признания в налоговом учете затрат в отношении «платоновских» перечислений распространяется и на плательщиков ЕСХН (пп. 45 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Взносы в систему «Платон» в 2021 году платятся субъектами хозяйствования полностью, но все платежи могут быть отнесены в затраты, что уменьшит размер налога на прибыль. В 2021 году в затратной части можно было зачесть перечисления в рамках «Платона» только в сумме превышения взносов над начисленным транспортным налогом.

Порядок предоставления льготы

Уменьшить транспортный налог на платон

Владельцы ТС могут получить льготу в той ситуации, если:

  1. Авто было занесено в реестр;
  2. Сотрудники системы передали автомобилисту квитанцию, в которой указано, что платежи были проведены.

Один раз в год составляет отчет, на основе которого предлагаются льготы. Заказать его можно на сайте или в офисе «Платона».

Транспортный налог и налог по системе платон физические и юридические лица должны оплачивать на равных. Тем, кто хочет уменьшить налог, необходимо показать такие документы:

  1. Заявление;
  2. Данные о хозяине ТС;
  3. Паспорт ТС;
  4. Данные о внесении оплаты за использование автотрасс.

Можно отправить документы как самостоятельно, так и посредством представителя.

Заявление на льготу нужно отправлять до того, как налоговая начнет формировать уведомления за прошедший период. Заявление должно быть написано в 2 экземплярах. Первый остается в налоговой, второй — у хозяина ТС. Если владелец ТС предоставит заявление позже срока, у него останется право на получение льготы. Сумма переплаченного налога будет пересчитана.

Порядок регистрации для юридических лиц и ИП

Оформление в базе производится на официальном сайта, где требуется ввести сведения о регистрируемом лице в зависимости от его правового статуса. К данным, что являются общими для всех входит:

  1. адрес регистрации субъекта и фактическое место осуществляемой деятельности;
  2. реквизиты банковского счета или карты;
  3. скан документа, что факт регистрации в налоговой;
  4. сведения об автомобиле: порядковый номер знака, марка, модель, VIN-код, вес транспортного средства по его паспорту и т. д.

После итоговой проверки документов — аккаунт зарегистрирован.

Штрафы

Штраф до 5000 руб. придется оплатить следующим лицам:

  1. Водителям ТС, являющегося собственностью зарубежного перевозчика;
  2. Владельцам автомобилей

Если штраф на сумму 5000 не был уплачен, он увеличивается вдвое.

Если программа засекла одного и того же водителя за несколькими аналогичными нарушениями в один день, то оплате будет подлежать только первый штраф. Другие нарушения не будут облагаться штрафными санкциями, ведь штрав взимается однократно.

Штрафные санкции также придется оплачивать при совершении следующих действий:

  1. Поездке без «Платона» и маршрутной карты;
  2. Осуществление поездки во время, которое не прописано в маршрутной карте;
  3. Недостаточном количестве авансовых платежей на балансе «Платона».

Программа «Платон» действует на уровне государства. Так что нарушителям будут приходить уведомления. Нарушителей на дорогах засекают видеокамеры.

Сведения с этих камер поступают сотрудникам ГИБДД, которые и выписывают автомобилистам штрафы.

Значение системы

Более 50% от общего ущерба федеральным дорогам наносит тяжеловесный транспорт массой более 12 тонн: проезд одного большегруза сопоставляется с передвижением 25 000 легковых автомобилей.

Систему взимания платы «Платон» создали и используют для обеспечения соблюдения порядка взимания платы в счет возмещения вреда, который был причинен автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Это компенсация за разрушение трасс грузовиками.

Полученные средства поступают в Федеральный бюджет РФ, затем их направляют на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ, улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.

Система призвана улучшить транспортно-эксплуатационное состояние федеральных дорог.

«Платон» обеспечивает сбор данных о движении ТС массой более 12 тонн, обрабатывает их, хранит и передает в автоматическом режиме.

Распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения. Полный цикл создания и эксплуатации системы обеспечивается ее оператором, РТИТС.

Принципы работы системы

Пользователи «Платона» проводят большинство операций через Личный кабинет (https://lk.platon.ru/sign_in).

Возможности данного сервиса позволяют в режиме онлайн следить за происходящим и управлять профилем без потери времени на дорогу и очереди.

Регистрируясь в системе, владелец большегруза, за который нужно внести плату, получает данные о банковских реквизитах. По ним вносятся платежи.

Схема платежей — авансовая. Сначала вносятся деньги, затем оператор постепенно списывает с расчетной записи соответствующую сумму.

Плата не вносится в отношении транспортных средств, если они:

  • предназначаются для перевозки людей (исключение: грузопассажирские автомобили-фургоны);
  • оборудованы устройствами, подающими световые и звуковые сигналы для работы полиции, медицинской скорой помощи, пожарной охраны, аварийно-спасательных служб;
  • предназначаются для перевозки военного вооружения и техники.

Т.е. «Платон» собирает плату за прохождение большегрузных и грузовых транспортных средств по федеральным трассам на территории РФ.

На официальном сайте системы (https://platon.ru/ru/front-page/15-04-2017/6510/) указано: основываясь на Постановлении от 24 марта 2021 года, с апреля 2017 года тариф составляет 1, 90 рублей за километр.

Оплата должна производиться за каждый пройденный километр пути.

Ещё на AutoLex.Net:

Как оплатить транспортный налог в Сбербанке онлайн — инструкция, преимущества.

Информацию о движении ТС собирают специальным оборудованием спутниковой навигации. Обрабатывается автоматически.

Бортовое устройство, предоставляемое Центром информационной поддержки, определяет географические координаты движущегося грузовика. Координаты передаются в Центр обработки данных.

Размер платежа за пройденное расстояние по федеральным трассам списывается в автоматическом режиме. Если отсутствуют рамки стационарного контроля, производится мобильный контроль.

Принципы работы системы взимания платы:

  • уплата средств производится за фактически пройденное расстояние;
  • взимается безостановочно;
  • используются спутниковые системы ГЛОНАСС, GPS;
  • производится регулярный мониторинг движения ТС массой более 12 тонн с помощью систем стационарного и мобильного контроля.

Маршрутная карта

Маршрутная карта «Платон» — документ, который формируется на основании данных о планируемом маршруте. Эти данные предоставляет владелец ТС.

Оформить ее можно также в Личном кабинете системы. Если маршрутная карта отсутствует, взимается штраф.

Документ содержит следующие данные:

  • номер карты;
  • государственный регистрационный знак ТС;
  • срок действия, дата и время выдачи;
  • общая протяженность участков дорог, которые включены в маршрут;
  • описание маршрута;
  • размер платы.

Оформляется карта:

  • в Центрах информационной поддержки;
  • через терминалы самообслуживания;
  • в Личном кабинете официального сайта системы;
  • в соответствующем мобильном приложении.

Штрафные санкции

В 2021 году административная ответственность предусматривается за следующие действия:

  • езда без «Платона» и оформления маршрутной карты;
  • движение с неработающим или сломанным бортовым устройством;
  • езда в другое время и дату, по маршруту, который не был заявлен в маршрутной карте;
  • недостаточно авансовых средств на балансе «Платона».

Если нарушение зафиксировали в течение суток два раза и более, владелец оплачивает штраф только за одно правонарушение.

Штрафов можно избежать, если:

  • большегруз зарегистрировали в системе более двух месяцев назад;
  • у собственника не имеется штрафов за неуплату или задолженностей по внесению платы.

В 2021 году был подписан закон о возможности уменьшения платы. Узнаем, можно ли уменьшить транспортный налог на суммы, уплаченные по системе «Платон».

Почему ввели право на вычет?

До середины 2021 года в стране действовала два платежа:

  • транспортный налог;
  • плата за проезд по трассам федерального значения.

Оба сбора преследовали одну цель: содержание дорог в приемлемом состоянии. Единственная разница между ними: пошлина за владение транспортом шла в региональный бюджет, платежи — в федеральный.

Автовладельцам приходилось дважды платить за наносимый ущерб дорогам. С новой платой боролись и юридически, и акциями протеста.

Позже Конституционный суд пришел к выводу, что плату в систему «Платон» нельзя сравнять с налоговым сбором. Но жизнь владельцам большегрузов облегчили с вводом налогового послабления.

Бухгалтерский учет

Платон

Расходы по налогу на транспорт отражаются в бухгалтерии на счету 68. Налог на транспорт относится к расходам по обыкновенным видам деятельности. Порядок того, как он будет отражаться в бухгучете, зависит от того, в какой организации происходит пользование ТС.

Вот проводки, по которым отражается данный налог:

  1. Дт 76 — Кс 51 — аванс перечисляется оператору;
  2. Дт 20 — Кт 76 — плата, которая была рассчитана за проезд, относится на расходы.

Если это предусматривается по учетной политике организации, то дополнительно может быть отражена сумма платы, которую оператор перечисляет в бюджет. Отражение данной суммы происходит на субсчетах счета 76.

Почему было введено право на вычет?

До 2021 года в нашей стране существовало два платежа:

  1. Налог на транспорт;
  2. Плата за проезд по федеральным трассам.

У этих сборов была одна задача — поддерживать качество дорог на хорошем уровне. Единственной разницей было то, что налог на ТС оплачивался в региональный бюджет, а платежи — в федеральный.

Автовладельцы два раза платили налог. С данной несправедливостью автомобилисты боролись и юридическими методами и с помощью акций протеста. Позже было решено, что система платон — это не транспортный налог. Жизнь владельцев большегрузных авто стала намного проще.

Итак, система «Платон» была создана для привлечения денежных средств в бюджет и использования их на поддержание дорог в хорошем состоянии. Если имеется льгота, то сумма налога на ТС по этой системе уменьшается. Для получения льготы достаточно подтвердить свое право на нее и предоставить все необходимые документы в налоговую.

Транспортный налог для грузовых автомобилей «Платон»

Система Платон и транспортный налог - сколько кому платить

Система «Платон» — это инструмент транспортного налога, который накладывается на все грузовые автомобили весом более 12 тонн. Подробнее о том, что она из себя представляет, для чего нужна и как функционирует — читайте в статье.

Описание системы «Платон»

Первое, что стоит отметить, — обязательные к уплате средства по системе «Платон» с юридической точки зрения не являются налогом. Конституционным судом РФ в постановлении №-14-П было установлено, что данные выплаты представляют собой публичный индивидуально-возмездный платеж. Это важно учитывать по двум причинам:

  1. наличие этих выплат не упраздняет существование налога;
  2. нормативное обеспечение и регулирование отличается от того, что присуще налогам.

Основная задача системы — стать инструментом, что позволит оплачивать сбор с точностью до километра.

Столь доскональная точность обеспечивается посредством маршрутной карты или бортового устройства. Они представляют собой документ, предварительно созданный, и предоставленный на учет, по предполагаемому маршруту владельцем транспортного средства, и бортовое устройство БУ 1201 со встроенным GSM/GPRS/ГЛОНАСС для навигации.

Проверка наличия в автомобиле установленной системы производится либо «на месте» с использованием стационарных рамок, либо удаленно — используется предварительно установленное оборудование.

О предпосылках создание системы стоит отметить одно: разработка обусловлена тем фактором, что стандартных налогов не хватало на поддержание дорог в приемлемом состоянии. Уплачиваемые водителями ранее, и в редких случаях сейчас, федеральный и региональный налоги не справлялись со своей задачей. Как следствие, бюджетные «дыры» пришлось чем-то «заполнять».

Порядок регистрации для юридических лиц и ИП

Оформление в базе производится на официальном сайта, где требуется ввести сведения о регистрируемом лице в зависимости от его правового статуса. К данным, что являются общими для всех входит:

  1. адрес регистрации субъекта и фактическое место осуществляемой деятельности;
  2. реквизиты банковского счета или карты;
  3. скан документа, что факт регистрации в налоговой;
  4. сведения об автомобиле: порядковый номер знака, марка, модель, VIN-код, вес транспортного средства по его паспорту и т. д.

После итоговой проверки документов — аккаунт зарегистрирован.

Как платить авансовые платежи и использовать постоплату

Прежде чем перейти к методам, вкратце рассмотрим схему оплаты: авансовые платежи доступны только при оформлении маршрутной карты, а постоплата при использовании бортового устройства.

Итак, теперь что касается способов авансовой оплаты:

  1. Личный кабинет «Платон. Это основной и наиболее просто метод внесения авансового платежа. Пользователю необходимо указать все идентифицирующие его сведения и ввести данные карты. После этого требуется только пополнить счет на требуемую сумму в соответствии с условиями системы или же погасить уже выставленный.
  2. Онлайн-платеж через банк. У каждого банка присутствует оплата из «Личного кабинета». Следовательно, если банк поддерживает оплату системы «Платон», требуется только войти в банковский аккаунт, в раздел «Платежи», ввести в соответствующем поле реквизиты «Платона» и оплатить.
  3. Банковский перевод. Представляет собой аналог онлайн-платежа, однако через отделение банка. Обязательно иметь с собой реквизиты аккаунта в системе — оплата производится либо через терминал, либо при помощи сотрудник банка. Срок транзакции составляет 5 рабочих дней.
  4. Платежные системы и терминалы. Оплата «Платона» через платежные системы производится также, как и через личный кабинет банка. В разделе «Платежи» нужно выбрать «Платон» и указать все реквизиты. Если внесение средств производится через терминал, то предварительно потребуется временная авторизация в аккаунте.

В случае же использования постоплаты — определение итоговой стоимости и фактически платеж производится при окончании поездки. Оплата производится посредством личного кабинета или банковского перевод, онлайн-платежом в том числе.

Размер оплаты: тариф и пониженная стоимость

Тариф на 2021 год составляет: 1 км — 1,90 руб. Однако стоит также отметить, что законодательством предусмотрено снижение суммы, уплачиваемой за транспортный налог. Так, существует несколько сценариев:

  • если оплаченный объем средств в «Платон» превышает транспортный налог, — он не подлежит уплате;
  • субъект обязан доплатить разницу, если уплаченная в «Платон» сумма меньше той, что подразумевается при транспортном налоге.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: