Обязательно ли ставить дневные ходовые огни: нововведения в ПДД


Главная / Автосвет

Назад

Опубликовано: 06.03.2021

Время на чтение: 6 мин

0

380

  • Что такое дневные ходовые огни
  • Преимущества и недостатки ходовых огней
  • Чем отличаются от габаритов
  • Как выбрать ходовые огни

Дневные ходовые огни – обязательный элемент современной машины, который устанавливается почти на все модели по умолчанию. Этот тип освещения предназначен для выделения машины в потоке при езде в дневное время и улучшения ее видимости. Впервые использование ходовых огней было введено в Скандинавии, после стало использоваться во многих странах. В России обязательно включение света днем обязательно с 2010 года.

Что такое дневные ходовые огни

Дневные ходовые огни (сокращённо ДХО) — это приборы освещения, расположенные на кузове автомобиля. Их предназначение — улучшить качество видимости самого авто для встречных транспортных средств в светлое время суток.

Некоторые неопытные водители могут путать ДХО и стандартные габаритные огни, однако разница между ними очевидна. Габаритные приборы освещения используются исключительно в условиях недостаточности видимости (туман, дождь, ночь) для обозначения силуэта машины. А дневные ходовые огни применяются днём для того, чтобы водители встречного транспорта издалека могли увидеть вашу машину.

На территории Российской Федерации 20.11. 2010 года вступили поправки в ПДД, которые требуют от каждого водителя в светлое время суток в обязательном порядке включать либо фары ближнего света, либо противотуманные огни, либо ДХО при езде. В зависимости от оснащения машины.

Согласно ГОСТ Р 41.48–2004, ДХО должны быть включены сразу же после активизации основного света в автомобиле. Этот же ГОСТ регламентирует порядок их включения и отключения без специальных инструментов. Документ указывает и на то, что все фары (как спереди, так и сзади) должны включаться в авторежиме сразу же после пуска мотора.

Первым отечественным автомобилем, который был выпущен с заводского конвейера с дневными ходовыми огнями, стала Lada Granta.


Автомобиль оснащается дневными ходовыми огнями ещё на заводе

Основные преимущества использования ДХО в машине

Более современные дневные ходовые огни по большинству параметров превосходят работу фар ближнего света. На автомобилях, не оборудованных ДХО, разрешено использовать ближний свет при езде в светлое время суток. Однако применение ходовых огней гораздо более обосновано рядом факторов:

  • безопасность: ДХО обладают более точной направленностью светового пучка, а потому не могут ослепить водителей движущегося навстречу транспорта;
  • экономичность: в ДХО внедряются только светодиоды, которые понижают расход топлива во время движения примерно на 5%;
  • автоматика: дневные ходовые огни автоматически загораются в момент включения зажигания;
  • долговечность: диоды обладают более высоким ресурсом работы по сравнению с обычными галогеновыми и ксеноновыми лампами.

Устройство ходовых огней

Схематически работа ДХО в автомобиле выглядит следующим образом:

  1. В момент зажигания двигателя машины питание 12 В попадает на клемму.
  2. Электрический ток поступает сначала на резистор, а затем на конденсатор.
  3. После накопления напряжения в конденсаторе откроется транзистор и сработает реле.
  4. Контакты реле ДХО замкнутся, благодаря чему питание поступит на схему устройства дневных ходовых огней.
  5. Далее последует их активизация.


Небольшой чёрный короб с пучком проводов для подсоединения

Видеоматериал об устройстве ДХО

Чем отличаются дневные огни от габаритных

Часто автомобилисты интересуются, допустимо ли использование габаритов или светодиодов вместо DRL. Вопрос серьёзный, так как штраф за неиспользование составляет 500 рублей. Такую же сумму придётся выложить автовладельцу, если оптика машины не соответствует требованиям ГОСТа. По этой причине все хотят подробнее узнать, что собой представляют дневные ходовые огни.

Ситуация усложняется ещё тем, что большая часть отечественных автомобилей не предусматривает использование дневных фар. Водителям приходится ездить с включённым ближним светом или ПТО. Это отрицательно влияет на генератор, теряющий в результате постоянных нагрузок свою мощность.

Чем отличаются дневные огни от габаритных

В то же время закон предупреждает, что будет карать за всякие самодельные осветительные приборы, установленные без согласования. DRL не являются габаритками или подфарниками, они маломощны, и днём практически незаметны.

Однако существуют конкретные правила, по которым подобная оптика размещается на автомобилях, где её наличие не предусмотрено конструкцией. Продаются специальные наборы или отдельные фонари, легко устанавливаемые на переднем бампере машины.

Выбор модели огней определяется годом выпуска автомобиля и его конструктивными особенностями. Так, новые иномарки оснащаются штатно полноценной системой DRL, включающей помимо оптики ещё и уведомляющие приборы на основе светодиодных модулей. Это даёт возможность экономить запасы тока аккумуляторной батареи.

Модульные ДХО удаётся вмонтировать и самостоятельно. Такой подход позволит избавиться от недостатков ближнего света и противотуманок, ведь включение последних задействует электрические компоненты торпеды, что повысит нагрузку на АКБ.

Как выбрать ДХО для авто

Подбор дневных ходовых огней для своего автомобиля — это возможность сделать езду более безопасной и экономичной, за счёт снижения потребления заряда аккумулятора и топлива. Сегодня существуют как штатные ДХО, так и универсальные:

  • штатные ДХО выпускаются под конкретную марку транспортного средства (соответственно, если ходовые огни вышли из строя, можно быстро найти и купить идентичное устройство);
  • универсальные ДХО могут устанавливаться практически на все марки автомобилей, так как монтируются на бамперах или на решётке радиатора.

Выбор лучших ДХО основывается на соблюдении семи принципов:

  1. Производство. Разумеется, от бренда производителя напрямую будет зависеть качество ходовых огней, поэтому первым делом потребуется уточнить название завода-изготовителя. Сегодня особенно востребованными среди автолюбителей считаются немецкие заводы по производству ДХО — Филипс, Осрам и Хелла. Однако и в Китае производят не менее практичные и долговечные устройства, при этом более бюджетные — Cтарлед, Хенайт.
  2. Число светодиодов. Любой комплект ДХО представляет из себя 2 блока, которые монтируются слева и справа от центральной части машины. Число диодов в каждом блоке может составлять от 4 до 12 единиц. Соответственно, чем больше диодов в каждом блоке, тем ярче будет свет. Оптимальным вариантом для обычного автомобилиста признано 5 или 6 диодов в блоке.
  3. Форма и габариты ДХО. Решая, какие же ДХО купить, необходимо учитывать параметры своего автомобиля. Как габариты блоков, так и их форма может быть совершенно разной. Помимо этого, конструктивно ДХО могут быть и разных модификаций: гибкие, литые статичные и точечные.
  4. Расположение диодов. Следует изначально прикинуть, как именно будут смотреться ДХО на вашем автомобиле. Некоторые заводы-производители располагают диоды на блоках не по центру, а по краям. Эти особенности необходимо иметь ввиду при подборе устройства для конкретной марки автомобиля.
  5. Яркость свечения. Дневные ходовые огни светят только белым светом. Все другие оттенки — это подделка. С помощью специальных приспособлений можно выполнить замеры диапазона свечения ДХО — он не должен превышать 6000 кельвинов.
  6. Сила свечения. Это ещё один параметр, который поможет автолюбителю выбрать действительно надёжные ДХО. Согласно ГОСТу, сила света в ДХО должна превышать значение в 400 кд.
  7. Цена — не последний по значению параметр подбора устройства. Стоимость ДХО будет зависеть от престижа производителя, внешнего вида и формы изделия, силы света и числа светодиодов в каждом блоке.

Фотогалерея

Увидеть, как выглядят ДХО на авто, можно на фото


ДХО в фарах головного света


Дневные ходовые огни на авто


ДХО в оптике ближнего света

Что говорит ГОСТ

После того как выбор дневных ходовых огней был сделан, потребуется их установка. И опять-таки вступает в силу ГОСТ Р 41.48–2004 , который регламентирует порядок установки ДХО на автомобили любого типа.

Правила монтажа ДХО заключаются в соблюдении точно выверенных расстояний на кузове авто, от дороги и между самими блоками:

  • над дорожным покрытием ДХО необходимо разместить не ниже 25 см и не выше 150 см;
  • от края машины по ширине — не более 40 см;
  • если ширина машины менее 130 см, то расстояние между двумя блоками ДХО допускается в 40 см;
  • если ширина машины более 130 см, расстояние между блоками должно быть равно 60 см.

Многих автовладельцев интересует вопрос, разрешено ли устанавливать ДХО на автомобиль, который изначально ими не был оснащён, своими руками:

  • если разрешено, то каких правил придерживаться;
  • если не разрешено, то на каких основаниях.

Монтаж ДХО допускается только в случае изучения всего объёма нормативных документов и точного следования каждому пункту ГОСТов:

«Установка дневных ходовых огней на транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, не является обязательной, а пункт 3.13 приложения № 7 к техническому регламенту о безопасности колёсных транспортных средств (далее Регламент) не препятствует установке световых приборов в целях устранения несоответствия конструкции таких транспортных средств требованиям Регламента. При этом такие огни должны соответствовать предписаниям Правил ЕЭК ООН № 87, а способ их установки — Правилам ЕЭК ООН № 48 или п. 1.3.29 приложения № 5 к Регламенту».

Первый заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ В.В. Швецов

Особенности установки ДХО

Основные технические требования по установке дневных ходовых огней описаны выше. Водителю следует понимать, что если ДХО будут установлены неправильно, то инспектор ГИБДД имеет право остановить ТС и выписать штраф. В ряде ситуаций машину даже отправляют на штрафстоянку.

Кроме того, ДХО, установленные кустарным способом, создают проблемы при прохождении техосмотра. Основные трудности, которые ждут водителя при установке дневных ходовых огней, заключаются в следующем:

  • придется нарушать целостность конструкции автомобиля;
  • для получения разрешения на внесение изменений в ТС приходится собирать множество бумаг, заниматься перерегистрацией некоторых документов;
  • необходимо найти хороший сервисный центр, где мастер знает, как правильно делать отверстия под ДХО и подключать их.

Все эти сложности ждут собственников старых автомобилей. Но только при условии обращения в хороший сервисный центр, можно рассчитывать на правильную установку ДХО и последующее отсутствие проблем с инспекторами ГИБДД на дороге.

Как установить и подключить своими руками

Произвести данные манипуляции можно различными способами. В разных случаях потребуются определённые инструменты и вспомогательные материалы:

  • отвёртка;
  • ножницы по металлу;
  • строительный фен;
  • клей;
  • монтажные хомуты;
  • двухсторонний скотч;
  • силиконовый герметик;
  • краска-тоник;
  • кисточка.

Установка ДХО на бампер

  1. Определившись с местом на бампере, потребуется первоначально установить на нём крепёжные скобы для блоков ДХО.
  2. Скобы лучше всего прикрутить при помощи саморезов — такая фиксация считается наиболее надёжной.
  3. После этого в полости подкапотного пространства крепится блок ДХО. Рекомендуется расположить его как можно ближе к аккумулятору. Блок можно зафиксировать как двухсторонним скотчем, так и монтажными хомутами.
  4. По краю кузова необходимо протянуть кабель от блока до скобы на бампере.
  5. Светодиоды крепятся на бампер, фиксируются скобами, провод подключается к блоку.


Схема считается простейшей и под силу любому водителю

Аналогичным же образом производится монтаж дневных ходовых огней на радиаторную решётку: потребуется подготовить фиксатор для светодиода, установить на него ДХО и провести кабель к блоку управления под капот.

Установка в фары

Некоторые автовладельцы не испытывают желания выполнять на бампере своего авто отверстия для крепёжных скоб. К тому же не всегда расположение решётки радиатора подходит для крепления на ней дневных огней. Поэтому одним из самых распространённых случаев установки ДХО можно считать их монтаж в противотуманные фары.

Порядок работы следующий:

  1. Необходимо разобрать корпус противотуманных фар — для этого потребуется смягчить герметик, который нанесён на стёкла. Можно использовать строительный фен.
  2. Рекомендуется сразу же затонировать крышку фары, так как свет ДХО будет ярче, чем от обычной галогеновой лампы.
  3. Пока сушится стекло с нанесённой на него тонирующей краской, потребуется разобрать саму фару: удалить лампу, провода, держатели и т. д.
  4. Из алюминиевого листа нужно вырезать пластину под размер светодиодной ленты ДХО.
  5. Подложку для ходовых огней необходимо закрепить в корпусе противотуманной фары специальным клеем.
  6. Далее на алюминиевую ленту также приклеивается и сама лента со светодиодами. Допускается использование сразу двух лент в одной фаре.
  7. После высыхания клея стекло фары устанавливается на место посредством обычного герметика.
  8. Провода от фары протянуть в подкапотное пространство, где будет установлен блок управления.


Потребуется правильно смонтировать диоды в корпусе фары и грамотно подключить устройство

Аналогичным способом производится установка ДХО в поворотники или же габаритные огни. Потребуется демонтировать «начинку» фары, затонировать стекло и вставить ленту ДХО на алюминиевое основание.

Как подключить ДХО

Традиционная схема подключения дневных ходовых огней подразумевает включение фар единомоментно с зажиганием. Эта схема полностью отвечает всем требованиям ГОСТа, поэтому признана основной. Её задача — включить огни в момент поворота ключа в замке зажигания:

  1. Схема является прямой, то есть при подключении не используются реле.
  2. Кабель от ДХО, который идёт на питание, потребуется подключить к «плюсу» от замка зажигания.
  3. Другой кабель от блока ДХО («масса») подключается к питанию ламп ближнего света.
  4. Обычно кабель питания блока ДХО обозначается красным цветом, а кабель «массы» — чёрным. Однако во избежании недоразумений потребуется внимательно прочить инструкцию по устройству и монтажу блока, которая всегда входит в комплект дневных ходовых огней.


Можно использовать реле, либо пустить провод напрямую

Суть подключения ДХО от реле генератора более простая:

  1. Необходимо снять контакт на ноль с реле, который приводит в движение стеклоподъёмники.
  2. Далее потребуется изолировать этот провод.
  3. К реле ДХО подключить провод от срабатывания противотуманных фар.

Три простых этапа позволят навсегда забыть о самостоятельном включении ходовых огней: они будут автоматически активизироваться в момент зажигания двигателя.


Такой способ подключения использует все возможности генератора

В некоторых случаях автолюбители используют подключение ДХО в полнакала. Такая схема используется для тех автомобилей, которые редко эксплуатируются или же есть какие-либо проблемы с аккумулятором. К тому же порядок действий предельно прост: после включения фар каждый ДХО получает питание 6 В вместо стандартных 12 В.

  1. Реле ДХО потребуется подключить к кабелю дальнего света.
  2. Ещё один кабель от ДХО подключается к габаритам.
  3. Такое последовательное соединение позволяет работать огням в полнакала.


Принцип подключения основывается на экономии энергии

Видеоматериал: простая схема подключения ДХО

Правовые нормы по установке ДХО

Немаловажно знать и учитывать требования по выбору и монтажу светодиодных фонарей:

  • количество светодиодных блоков должно быть не более 2 шт.;
  • запрещена установка ДХО на прицепы;
  • включение ходовых огней должно происходить автоматически;
  • блок освещения должен быть круглой или прямоугольной формы;
  • в зависимости от места размещения ДХО размер может различаться: на воздухозаборнике устанавливают приборы меньшего размера, на бампер большего;
  • светодиодные блоки должны иметь яркость 150–330 люмен, при этом количество элементов и их размер выбирается самостоятельно.

В процессе монтажа важно учесть:

  • вместо ходовых огней можно пользоваться фарами дальнего света или противотуманками;
  • особых требований к схеме подключения нет;
  • располагаться дневные огни должны на расстоянии не более 40 см от края кузова автомобиля;
  • между ДХО расстояние должно составлять не менее 60 см, а при ширине автомобиля менее 130 см его можно уменьшить до 40 см;
  • при установке ходовые огни направляют вперёд, при этом угол по горизонтали должен быть равен 20 ˚, по вертикали 10 ˚;
  • запрещается эксплуатация ходовых огней со стробоскопическим эффектом;
  • светодиоды должны загораться при запуске двигателя и гаснуть после включения головной оптики.

Стоит отметить, что самостоятельная установка ДХО разрешена и законна в соответствии с постановлением РФ№720, действие которого датируется сентябрем 2009 г. В этом случае важно не попасть под ограничения по ГОСТу, который требует сертификацию соответствия любых изменений в конструкции транспортного средства.

Монтаж ДХО на автомобиль должен осуществляться с учетом действующих правил

Как сделать контроллер, стабилизатор, блок управления ходовыми огнями своими руками

Часто, чтобы сэкономить на покупке дорогостощего оборудования, автовладельцы самостоятельно изготавливают как дневные ходовые огни (из обычной светодиодной ленты), так и различные устройства, предназначенные для установки и нормальной работы ДХО.

Например, контроллер для ДХО можно изготовить своими руками на базе уже имеющихся микроконтроллеров или усилителей тока. Потребуются специальные знания микроэлектроники, а также навыки работы с паяльником. Для изготовления стабилизатора можно взять несколько различных элементов (готовая микросхема, конденсатор, пучок проводов и термоусадочные трубки). Выбор схемы подключения зависит от мощности огней и предпочтений самого автолюбителя. То же самое касается и блока управления ДХО — его можно изготовить на базе любого другого блока.

Однако для самостоятельного изготовления всех этих устройств потребуются знания электрики и умение работать с микросхемами, что не всегда доступно для рядового автовладельца. К тому же безопаснее и надёжнее будет применение устройств, которые уже входят в комплект с купленными дневными ходовыми огнями.

Правила дорожного движения о ДХО

Согласно редакции ПДД от 2021 года все автомобилисты должны включать дневные ходовые огни во время движения по проезжей части. Если их нет, то допустимо использовать противотуманки или фары ближнего света. Данное требование позволяет повысить безопасность на дороге для всех участников движения.

Обязательно ли ставить дневные ходовые огни: нововведения в ПДД

Водители, которые не будут придерживаться данного правила, рискуют получить штраф в размере 500 рублей. Согласно с правилами дорожного движения, ДХО обязательно должны использоваться в таких случаях:

  • если в салоне машины есть несовершеннолетние пассажиры;
  • если транспортное средство считается трудноразличимым вдалеке;
  • когда производится транспортировка негабаритных грузов или опасных веществ;
  • на общественном транспорте или в маршрутных такси.

Как сделать автоматическое включение ДХО

В предыдущих пунктах мы уже рассматривали способы подключения дневных ходовых огней таким образом, чтобы они работали в полностью автономном режиме. То есть ДХО включаются в момент зажигания и отключаются после остановки двигателя.

Суть такой работы — это подключение ДХО от замка зажигания или же реле генератора. Самое главное — правильно подсоединить все провода: «минус» замыкается на металлическом корпусе машины, а «плюс» подсоединяется к «плюсу» самого замка зажигания.

Потребуется внимательно ознакомиться со схемой, а также рекомендациями изготовителя конкретно вашей модели ДХО.

Видеоматериал, как выполнить автоматическое подключение ДХО своими руками

https://youtube.com/watch?v=m9beE_v0G9E

Установка и подключение дневных ходовых огней — это операция, вполне доступная большинству автовладельцев. Самое главное при монтаже устройств — соблюдать выверенные ГОСТом размеры и расстояния расположения ДХО на кузове машины. Нарушения действующих норм грозит владельцу штрафами.

Как собрать и установить пневмоподвеску своими руками
Как собрать и установить пневмоподвеску своими руками

Как установить и подключить сабвуфер в машину?
Как установить и подключить сабвуфер в машину?

Осветительное оборудование в роли ДХО — плюсы и минусы

Нередко дневные ходовые огни путают с габаритными, но это неправильно. Яркость свечения ламп габаритных огней очень слабая, поскольку они предназначены для обозначения машины в темное время. Если их использовать днем, то при ярком солнечном свете свечение габаритных ламп практически не видно.

дневные ходовые огни

Поэтому свет головных фар больше подходит для этого, но здесь возникает другая проблема. Ресурс оптики – не вечный, и постоянное использование ближнего и дальнего света фар в конечно итоге придет к перегоранию ламп, а также выгоранию отражателей. Стоимость же оптики может быть значительной и надобность в периодической замене поврежденных элементов фар будет достаточно затратной.

Также использование дальнего света может сыграть негативную роль. Яркость свечения ламп в таком режиме – сильная, поэтому возможна вероятность ослепления водителей встречного транспорта, особенно в пасмурную погоду.

Поэтому более оптимальным считается применение ближнего света головных фар. Но стоит отметить, что потребление энергии лампами – значительное, что в свою очередь сказывается на потреблении топлива. Сюда стоит отнести и такую конструктивную особенность, что при включении фар загораются габаритные огни и подсветка приборной доски, а это в условиях дневного освещения, по сути, и не нужно.

Еще один минус в использовании головных фар в качестве обозначения движущегося авто заключается в том, что включение их производится вручную. А это значит, что водитель может попросту забыть выключить фары при постановке машины на стоянку, и если она будет длительной по времени то включенные габаритные огни посадят аккумулятор.

Примерно то же касается и противотуманных фонарей. Они расходуют большое количество энергии, а также постепенно изнашиваются составные элементы этих осветительных приборов. Единственное, после остановки двигателя противотуманки тоже гаснут и батарею разряжать не будут.

О поворотниках, работающих в режиме постоянного свечения, и вовсе говорить не приходится. Использование их в качестве ДХО может запутать водителей и стать причиной ДТП.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: