Как рассчитать нагрузку на ось и размер штрафов за перегруз


Для чего нужен расчет допустимой нагрузки на ось

Рассчитать нагрузку на ось тягача и полуприцепа перед выездом – залог спокойного пути и прохождения весового контроля. Законодательство РФ вводит ограничения на эти значения. Именно оси грузовиков и фур передают дорожному покрытию нагрузки. Предельные показатели попросту разрушают асфальт.

Чтобы дорожное полотно оставалось в целости и сохранности, для каждого типа автомобилей предусмотрены свои допустимые показатели. Значения детально описаны во втором приложении к Постановлению Правительства под номером 272.

Важно. Согласно документу, на переднюю ось тягача должно приходиться не более 10,5 тысяч килограммов, на его заднюю ось – 11,5 тысяч кг. Предельно допустимая нагрузка на каждую из осей полуприцепа – 8 тысяч кг.

Обхитрить сотрудников дорожной службы не выйдет: близ заездов в города установлены пункты весового контроля. Через них «прогоняют» все фуры, после чего всплывают перегрузы, и назначаются солидные штрафы. Чтобы сохранить наличные и нервы, рассчитать риски нужно заранее.

Типы транспортных средств

Чаще всего на дороге можно встретить полуприцепы, которые подходят для большинства разновидностей перевозимого груза. Они удобны тем, что загрузка может выполняться с любой стороны. При этом такие прицепы способны перевозить до 25 тонн. Соответственно, перегруз по осям никак не может быть выше (о подробном расчете см. ниже).

Вторая популярная разновидность – рефрижераторы. Это более дорогостоящие прицепы, которые представляют собой полноценные холодильные установки. Они необходимы в том случае, если перевозчику нужно переправить сырье, которое может испортиться. В рефрижераторе температурный режим можно регулировать от +25 до -25 градусов, благодаря чему становится возможной доставка любого типа продукции. Из-за довольно объемного холодильного оборудования такие прицепы не способны транспортировать более 20 тонн.

Автоцистерна – это прицеп для небольших (преимущественно жидких) грузов. Такое транспортировочное средство удобно загружать. Автоцистерны способны переводить от 15 до 25 тонн груза.

Также на дорогах можно встретить так называемые джумбо. Считается, что эти прицепы способны вмещать в себя намного больше, что должно упростить грузовые перевозки. Сам по себе этот тип техники отличается Г-образной формой. При этом прицеп оснащен небольшими колесами, которые, как считается, способны выдерживать большие нагрузки. Однако такие транспортировочные средства редко могут перевезти больше 20 тонн.

Также существуют контейнеровозы, автовозы, самосвалы и многие другие разновидности. Все они отличаются своей грузоподъемностью, которую обязательно должен учитывать владелец или сотрудник компании, занимающейся перевозками грузов.

Методика расчета

Вести подсчет можно несколькими способами: вычислять данные через формулы или внести значения в калькулятор нагрузки на ось тягача и полуприцепа. На онлайн-программе мы остановимся позже, пока же разберем методику самостоятельных расчетов.

Для тягача

Здесь дела обстоят просто: нагрузка на ведущую ось пустого седельного тягача прописана в ПТС. Если документ находится не под рукой, данные для разных моделей тягачей («Вольво», «Мерседес») представлены в открытом доступе.

Для тягача с полуприцепом

Здесь многое зависит от веса самого автомобиля. Нагрузка на оси и вес грузовика (скотовоза, цистерны, фуры) заключается в следующем:

масса (m) равна нагрузке на переднюю ось (A) плюс нагрузка на каждую из осей (N).

M = нагрузка A +нагрузка N + нагрузка N1, N2, N3, N4, N5.

Для тягача с груженым полуприцепом


Нагрузка на ось тягача.

Определять данные для груженой фуры самостоятельно довольно сложно. Дело не в формуле, а в нюансах, которые влияют на результат.

Для получения достоверных значений подвеска фуры должна быть неизношенной, балансировка колес настроена корректно, прицеп не должен прогибаться под весом товара, а площадь, на которую «ложится» вес, обязательно должна быть ровная.

Если все перечисленные пункты соблюдены, подсчет будет таким:

  1. В техпаспорте автомобиля находим массу техники (тягача M1 и прицепа M2).
  2. Из сопроводительных документов на товар узнаем фактический вес груза M3.

Первым делом высчитываем нагрузку на прицеп.

Это делается так:

75 процентов от M2+M3. Допустим, масса тягача = 8 тоннам, прицепа – 10 тоннам, товар весит 20 тонн.

Выходит: (10+20)*0,75. Получаем 22,5 тонны нагрузки на полуприцеп.

Далее считаем нагрузку на каждую из осей фуры. Допустим, их в автомобиле три штуки.

Получаем: 22,5 тонны делим на 3. Итог – 7,5 тонн веса на каждую ось прицепа.

Следующим шагом вычисляем нагрузку на ось тягача. На этот показатель приходится 0,25 процента от массы прицепа и тягача.

Значит:

(M2+M3)*0,25+M1=(10+20)*0,25+8=15,5 тонн.

Теперь нужно понять, какая часть веса приходится на задние оси. На них ложится 75 процентов от нагрузки на сам грузовик:

15,5*0,75/2=5,8 тонн.

Нагрузка на переднюю ось: 15,5–5,8*2=3,9 тонны.

Подводим итог: максимальные нагрузки в нашем примере получаются: 3,9 тонны на переднюю ось, по 5,8 тонны на каждую из задних осей.

Штрафы за нарушение норм

Важными пунктами являются:

  1. Ответственность ИП в большинстве случаев приравнена к ответственности юридических лиц, а это значит, что размер штрафов для ИП существенно увеличен.
  2. Ответственность водителей. При перегрузе в 20% и более водителю грозит лишение прав, а собственник заплатит немалый штраф.
  3. Если перегруз составляет от 10% до 20%, то будет наложен штраф: для водителя — 3-4 тысячи, для должностного лица — 25-30 тысяч, для юридического лица и ИП — до 300 тысяч рублей. При автоматической фиксации правонарушения штраф получит собственник — взыскание может достигать трехсот тысяч рублей.
  4. Перегруз от 2% до 10% наказывается следующим образом: для водителя — 1500 рублей, для должностного лица — 10-15 тысяч, для юридического лица и ИП — 100-150 тысяч рублей. При автоматической фиксации — штраф 150 000 собственнику грузового ТС.
  5. Ответственность грузоотправителей. Грузоотправителю грозит штраф за неуказание в накладной номера, даты и срока разрешения на перевозку тяжеловесного груза, а также маршрута перевозки этого груза.
  6. Возникновение ответственности на этапе загрузки автомобиля, то есть за перегруз ИП или юридическое лицо будет оштрафовано. Для юридического лица штраф составит 250-400 тысяч рублей, а для ИП 80-100 тысяч рублей.
  7. Возникновение ответственности за правонарушение и штрафы. Штраф зависит от размера превышения допустимой массы.

Это неполный перечень штрафных взысканий. Ответственность предусмотрена по статье 12.21.1 КоАП РФ.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34 Россия: +7 (499) 755-96-84

Чтобы не получить штраф в «своей» или «чужой» стране, нужно внимательно изучать правила и обращаться за консультацией к логисту. При перегрузе необходимо иметь разрешение — оно обойдется намного дешевле, чем штрафы.

Как пользоваться калькулятором

Для удобства дальнобойщиков и транспортных компаний в Сети представлены онлайн-калькуляторы для определения нагрузок на оси. Данные сервисов, по отзывам на форумах, могут иметь незначительные погрешности. Но примерные значения в программах подбить вполне реально.

Здесь можно рассчитать нагрузки на каждый тип грузового транспорта.


Программа расчета нагрузки.

Для этого вам нужно:

  1. На главной странице кликнуть по кнопке «Рассчитать сейчас».
  2. Выбрать из представленных типов ТС подходящий. К примеру, вариант «Тягач + полуприцеп.
  3. В верхней части страницы указать тип тягача и прицепа (это можно сделать вручную или выбрать нужную модель).
  4. Далее в нижней части страницы вводим вес товара, разрешенную нагрузку на дорогу, протяженность маршрута и ваше местонахождение.
  5. Заключительным этапом жмем кнопку «рассчитать».

Программа представит результаты для каждой оси ТС. После данные можно распечатать.

Правила расположения груза в фуре

Грамотно разместить груз в полуприцепе – гарантия избежать ошибок в пути. Слишком свободного расположения товаров в кузове крытого полуприцепа по его ширине сложно добиться. Тяжело также устойчиво расположить груз. Нужны средства перемещения и помощники, на которых экономить нет необходимости.

Чем плотнее расставлен груз, хорошо закреплены паллеты, нет промежутков и пустот, тем лучше перевозить продукцию на далекие расстояния.

Перегруженный полуприцеп тоже нельзя допускать. Больше своей грузоподъемности тягач не сможет перевезти, особенно в зимнее время или в распутицу. Во всем должен соблюдаться правильный подход.

На дороге не зря дежурят службы ГИБДД, транспортной инспекции, существуют весы для грузовых машин. Инспекторы проверяют правильность погрузки, соответствие товара накладным документам, исправность транспортного средства. Незакрепленный груз может повредить весь товар на неровной дороге, и ущерб ляжет на плечи водителя.


ГИБДД проверяет фуру

Нельзя пренебрегать элементарными нормами безопасности, правилами расстановки грузов в полуприцепе. Это залог надежности в пути, гарантия сохранения целостности всего товара.

Крепление груза в авто

Существуют условия, дающие надежность крепления груза в кузове полуприцепа. Их соблюдение позволяет технически грамотно провести работу по фиксации продукции в грузовом отсеке без боязни повреждения товара на всем пути следования.

Технология крепежа груза осуществляется при помощи приспособлений для обвязки и фиксации, размещенных в кузове полуприцепа. Обычно это трос или канат, прижимные ремни. Также важно наличие нескользящих матов для исключения трений.


Крепление груза ремнями

Во избежание смещения груза инерцией силы вперед применяют средства креплений, работающих на сжатие, ставятся штанги распорные, планки блокировочные. Имеющиеся в кузове поддоны и панели также препятствуют смещению. Колодки и брусья фиксируют груз.

Чтобы заполнить образовавшиеся пустоты между поддонами, используют воздушные пакеты, пневматические оболочки.

Прямая увязка или при помощи петли, кольцевого ремня, уголка – один из способов дополнительной фиксации.

Часто применяются комбинированные методы крепления:

  • блокировка + увязка петлей;
  • блокировка + увязка по верху;
  • увязка + блокировка + увязка по верху;
  • ставятся нескользящие маты + блокировка грузов и увязка их по верху.

Погрузка паллет

Паллеты – удобные приспособления, которые уменьшают риск порчи товара при движении, исключают его перемещение, ускоряют процесс погрузки.

Паллеты экономят пространство, потому что прямоугольная форма позволяет ставить их друг на друга.

Хотя паллеты – устройства несложные, все же существуют некоторые правила их использования:

  • Вес груза должен соответствовать грузоподъемности паллет.
  • Товар в паллетах требует дополнительной фиксации, иначе существует риск рассыпать его.
  • Продукция должна соответствовать размеру паллет и не выходить за их пределы.
  • Паллеты можно упаковывать в пленку, если того позволяет вид продукции.


Крепление груза на палетах

Нельзя сказать, что паллеты универсальны. Они подходят не для всех категорий товаров.

Можно перевозить в паллетах мешки, ящики, картонные коробки. Навалочные и рассыпчатые вещества, а также длинномерные предметы (доски, трубы, бревна) для перевозки в паллетах не подходят.

Погрузка товаров без тары

К безтарным грузам относится штучная продукция. Ее погрузка занимает много времени, поэтому для его экономии штучные товары объединяют или скрепляют в погрузочные объекты более крупного размера. Таким образом погрузка осуществляется быстрее.

Если груз слишком тяжелый и его объединить с другим невозможно, то для удобной погрузки он должен иметь выступы, петли, рамы, проушины.

Погрузка авто

Машины перевозят крупными партиями или несколькими единицами. Погрузка авто в фуру осуществляется при помощи бортового прицепа, лафета (простой или рамный), трейлера, эвакуатора (для перевозки одного автомобиля).


Погрузка автомобиля в фуру

Бортовой прицеп перевезет один автомобиль или несколько мотоциклов. В его состав входят трапы, крепления и лебедка.

Лафет представляет собой платформу с лебедкой, трапом для погрузки, кольцами для закрепления, стропами. Рамный лафет отличается удлиненной формой. Может вмещать два автомобиля.

Трейлер предназначен для перевозки габаритного транспорта. Этот прицеп оснащен трапами и креплениями. Может осуществлять перевозку на дальние расстояния.

Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.

Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии. IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы. Что думаем мы, простые перевозчики?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: