Правила перевозки кислорода в баллонах на автомобиле

Транспортировка баллонов, содержащих сжатый воздух или сжиженный газ, согласно законодательным актам, является опасным перевозимым грузом. Перевозка баллонов с кислородом требует осуществление всех предписанных требований.

В первую очередь, это связано с размещением и креплением опасного груза. Транспорт, на котором будет перевозиться кислород, также должен иметь все необходимое оснащение.

Базовые нормативные акты

«ДОПОГ», или ADR — основополагающий документ, регулирующий перевозку кислородных баллонов. Фактически это международный договор, регламентирующий правила на территории всей Европы. К другим не менее важным нормативным актам относят:

  • общие правила провоза автогрузов, утвержденные в 2011 году Постановлением правительства за № 272;
  • правила перевозки опасных грузов по территории страны № 73, утвержденные приказом в 1995 году (с изменениями и дополнениями);
  • руководство Департамента автотранспорта России, принятое еще в 1996 году за № 3112199-099096;
  • правила соблюдения мер техники безопасности, прописанные в Постановлении от 23.04.94 года № 372.

Дополнительные меры перевозки кислородных баллонов освещены в Постановлении Министерства транспорта от 1994 года № 47.

Перевозка газовых баллонов: регулирующие документы и правила

Поэтому перевозка газовых баллонов должна производиться согласно правил и норм, установленных правительством РФ. На сегодняшний день транспортировка газа в России регулируется несколькими нормативными документами.

В первую очередь, это Приказ Минтранса №73 (08.09.95), который, по мнению экспертов, уже устарел, поскольку противоречит многим современным требованиям к автомобилям и дорожным условиям. Второй норматив – это Постановление Правительства РФ №272 (15.04.11), где в п.

3 раздела «Общие положения» прописано, что перевозка опасных видов груза в пригородном, городском и международном сообщениях должна производиться согласно приложений A, B Европейского соглашения о транспортировке опасных грузов (ДОПОГ). Главный парадокс заключается в том, что постановление №272 выходит из федерального

Основные требования

Ни в коем случае нельзя грузить баллоны с кислородом, если включен двигатель автомобиля. Недопустимо встряхивание емкостей или халатность в отношении погрузки, переноса.

При транспортировке нескольких баллонов:

  • все они должны укладываться в одну сторону вентилями;
  • для крепежа допустимо использовать только специальные ленты;
  • следует исключить любое смещение баллонов во время движения транспортного средства.

В случаях если диаметр баллонов будет превышать 30 см, их придется укладывать по продольной оси кузова. Все они должны иметь поворотно-защитные клапаны. В обязательном порядке в прицепе или кузове все баллоны выкладываются так, чтобы вентили были в стороне от кабины водителя.

Правила по перевозке кислородных баллонов.

Утвержденные правила перевозки кислородных баллонов автомобильным транспортом предполагают обязательное соблюдение таких пунктов:

при выполнении загрузки баллонов в машину, важно, чтобы двигатель был выключен; • встряхивание и халатный перенос баллонов строго запрещен; • баллоны должны укладываться так, чтобы устранялась возможность их смещения друг относительно друга, причем общая партия должна быть зафиксирована специальными крепежными лентами; • укладка должна производиться так, чтобы все вентили находились с одной стороны; • при диаметре баллона более 30 см, их укладка производится по продольной оси кузова с поворотом защитных клапанов на вентиле в сторону от водительской кабины; • запрещается перевозка баллонов автомобильным транспортом при скорости, превышающей 60 км/ч, причем скоростной режим должен быть уменьшен в случае возникновения неблагоприятных погодных условий – туман, дождь и др.; • транспортировка баллонов в одном кузове с людьми или другими товарами, особенно, опасными грузами, запрещена; • правила перевозки кислородных баллонов автомобильным транспортом в летнее время предусматривают обязательную защиту груза от солнечных лучей посредством накрытия брезентом или специальными пленками; • перевозка охлажденных газов должна производиться в специальное таре, которая не может быть повреждена другими упаковками.

4.3. Документация необходимая для обеспечения безопасности перевозок кислородных баллонов.

1. Основными нормативными документами, регламентирующими порядок организации перевозок опасных грузов (газовых, кислородных баллонов) автомобильным транспортом, а также регламентирующие требования безопасности при их осуществлении являются: 1.1. «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утв. Приказом министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.1995 г №73; 1.2. «Правила перевозки автомобильным транспортом инертных газов и кислорода сжатых и жидких», утв. Министерством промышленности российской Федерации 14.04.1997 г. (согласованы с Министерством транспорта РФ, ГК РФ по охране окружающей среды, департаментом предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий, Главным управлением ГАИ МВД РФ, Государственным НИИ автомобильного транспорта); 1.3. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ); 1.4. «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» ПБ 03-576-03, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 г. №91; 1.5. «Руководство по организации перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» РД 3112199-0199-96, утв. Приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса России от 08.02.1996 г.; 1.6. «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03, утв. приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. №313; 1.7. «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте» ПОТ Р М-027-2003, утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.05.2003 г. №28; 1.8. «Инструкция по охране труда для работников, занятых перевозкой, хранением и эксплуатацией баллонов со сжатым и сжиженным газом», утв. приказом Минтруда России от 17.05.2004 г.

2. Баллоны с сжатыми и сжиженными газами (кислород, пропан) относятся к опасным грузам, порядок перевозки которых автомобильным транспортом регламентируется требованиями «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утв. Приказом министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.1995 г №73. Однако п. 1.2. указанных выше Привил определено: «Действия Правил не распространяются на: — технологические перемещения опасных грузов автомобильным транспортом внутри территории организаций, на которых осуществляется их производство, переработка, хранение, применение или уничтожение, если такие перемещения осуществляются без выхода на автомобильные дороги общего пользования, а также улицы городов и населенных пунктов, ведомственные дороги, разрешающие движение транспортных средств общего пользования; — … — перевозки ограниченного количества* опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку не опасного груза. (*Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)».

Таким образом, «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» не распространяются на перевозку ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве.

В соответствии с положениями ДОПОГ, а также «Правил перевозки автомобильным транспортом инертных газов и кислорода сжатых и жидких» максимальное общее количество грузов, которое может перевозиться на одной транспортной единице (механическое транспортное средство с прицепом или без него) на перевозку которого не распространяются требования «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» составляет: — пропан (ООН 1978) – 333 кг (6 баллонов вместимостью 50 л по ГОСТ 15860-84); — кислород сжатый (ООН 1072) – 300 кг брутто (4 баллона вместимостью 40 л по ГОСТ 949-73); — бензин моторный (ООН 1203) – 333 л; — дизельное топливо (ООН 1202) – 1000 л.

Если грузы попадают под условия ограниченной массы, то по требованию подпункта 5.4.1.1.10.1 ДОПОГ, в транспортных документах (путевой лист, товарно-транспортная накладная) должна быть сделана запись следующего содержания: «Груз не превышает допустимых пределов, предписанных в пункте 1.1.3.6 ДОПОГ/ADR».

Следовательно, перевозка газовых баллонов в количестве, не превышающем указанные выше «ограниченные количества» не является перевозкой опасных грузов, и не регламентируется требованиями «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (т. е. не подлежит лицензированию и т. п.).

3. При этом при организации и осуществлении перевозок газовых баллонов необходимо обеспечить соблюдение требований безопасности, предъявляемых соответствующими нормативными документами («Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» ПБ 03-576-03; «Правила пожарной безопасности в РФ» ППБ 01-03; «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте» ПОТ Р М-027-2003; «Инструкция по охране труда для работников, занятых перевозкой, хранением и эксплуатацией баллонов со сжатым и сжиженным газом»): 3.1. Перевозка наполненных газами баллонов должна производиться на рессорном транспорте в горизонтальном положении обязательно с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга. Все баллоны во время перевозки должны укладываться предохранительными колпаками в одну сторону. Не разрешается использовать в качестве прокладок между баллонами (сосудами) сено, солому и другие легковоспламеняемые материалы. Разрешается перевозка баллонов в специальных контейнерах, а также без контейнеров в вертикальном положении обязательно с прокладками между ними и ограждением от возможного падения. 3.2. Транспортировка и хранение баллонов должны производиться с навернутыми колпаками. 3.3. На каждой автомашине необходимо иметь два углекислотных или порошковых огнетушителя вместимостью не менее 2 л каждый. 3.4. Машины с газонаполненными баллонами, находящиеся на стоянке более 1 часа, разрешается ставить на расстоянии не менее: 10 м от жилых домов и 25 м от общественных зданий – для машин типа «клетка»; 20 м от жилых домов и 40 м от общественных зданий – для бортовых машин. 3.5. При перевозке баллонов с газами не допускаются: толчки, резкие торможения при движении; транспортировка баллонов без предохранительных колпаков; оставление автомашины без присмотра. 3.6. Во время погрузки и разгрузки автомашины выключить ее двигатель. 3.7. Требования к обслуживающему персоналу. Рабочие, обслуживающие баллоны, должны быть обучены и проинструктированы в соответствии с требованиями ПБ 03-576-03. Персонал (водители транспортных средств), занятый перевозкой баллонов должен пройти обучение по безопасной перевозке опасных грузов и иметь соответствующее удостоверение. Допуск персонала к самостоятельному обслуживанию сосудов оформляется приказом по организации или распоряжением по подразделению. Обслуживающему персоналу под роспись должна быть выдана инструкция по безопасному обращению с баллонами.

Путевой лист — основной первичный документ учёта работы водителя и пробега, маршрута автомобиля, выдаваемый ежедневно водителям транспортных средств.

В установленных законом случаях водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе путевой лист и по требованию сотрудников полиции передавать его им для проверки. Путевой лист должен быть правильно оформлен.

Оформление путевых листов возлагают на диспетчера предприятия или на того, кто выступает в роли его представителя. Обычно путевой лист выписывают в одном экземпляре, но при его утере может быть выдан дубликат (такие ситуации возникают крайне редко).

Путевые листы оформляют с очевидной целью: для контроля действий водителя и учета износа транспортного средства. В документе отражают пробег автомобиля, а эту цифру сравнивают с плановым показателем. Конечно, могут быть отклонения, но в целом маршрут должен максимально совпадать с расчетным.

Законодательством узаконены несколько основных видов путевых листов, которые разработаны с учетом особенностей различных транспортных средств (для легковых авто, тракторов, автобусов). Если водитель предоставит проверяющим путевку, в которой неверно указан вид средства передвижения, он может быть оштрафован.

На практике наиболее часто используют такие три вида путевок:

N 4-с. Такую форму используют в тех компаниях, которые выбрали сдельную оплату труда для водителей. Зарплата таких работников рассчитывается по средним тарифам, действующим в этой сфере.

N 4-п. Такие путевые листы применяют для учета рабочего времени водителя. Работник получает деньги за отработанный период.

N 4-м. Это форма используется теми предприятиями, которые занимаются междугородними перевозками и доставками. Оформление путевых листов для таких поездок подразумевает не только указание более полной информации, но и специальные бланки (на их лицевой стороне есть красная полоса и надпись «междугородние перевозки»).

ПУТЕВОЙ ЛИСТ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ (Кислородных баллонов)

Путевой лист — базовый документ для первоначального учета, заполняемый в зависимости от требований к перевозкам опасных грузов и выдаваемый водителю авто для совершения такой транспортировки. Помимо стандартного заполнения этого документа в строки 2О и 21 вносится путь следования транспортного средства с опасным грузом. В верхней строке основной стороны ставится красная пометка «ОПАСНЫЙ ГРУЗ». В поле «Особые отметки» записывается № 00Н и класс опасности груза.

Маркировка

Главное, что следует учитывать: баллон должен быть окрашен в зависимости не от названия газа, а от того, насколько он опасен. По международной классификации для кислорода предусмотрены баллоны, окрашенные в белый цвет (RAL 9010). Вместе с этим на территории нашей страны можно встретить баллоны с кислородом, окрашенные в голубой цвет (RAL 5012), что означает окисляющий.

На каждом баллоне должен быть нанесен знак 5.1 или 2.2, которыми маркируются окисляющиеся вещества. Такой груз относится ко 2 классу опасности как нетоксичный, окисляющий и невоспламеняющийся газ.

Скоростные и другие ограничения

Перевозка кислородных баллонов допустима только при скорости транспортного средства до 60 км/час. Если погодные условия неблагоприятные (дождь, снег, град, туман и прочее), то скорость движения должна быть снижена еще больше.

При перевозке баллонов в летнее время их необходимо защищать от солнечных лучей. Это может быть специальная пленка или обыкновенный брезент.

Тем, кого интересует, как перевозить кислородные баллоны вместе с пассажирами, сразу говорим: ни в коем случае нельзя провозить вместе людей и баллоны, независимо от времени года, погодных условий и скорости транспортного средства.

Упрощенная процедура

В ряде случаев допускается, чтобы грузовой автомобиль не соответствовал всем требованиям «ДОПОГ». Речь идет о ситуациях, когда общий градус в одном баллоне и нескольких не будет превышать показатель 20. Это же правило распространяется на легковые транспортные средства.

Речь идет не только о градусах, но и об объеме, максимальный размер которого составляет 1 000 литров. В этом случае также не потребуется наносить специальную маркировку или получать свидетельство «ДОПОГ», другие разрешения.

Меры безопасности для персонала

Правила перевозки кислородных баллонов автомобильным транспортом предусматривают особые требования к персоналу, который их транспортирует и погружает:

  • Обе категории сотрудников должны пройти курс обучения по ТБ и охране труда.
  • Водители обязательно проходят обучение на знание правил перевозки опасных веществ с подтверждением своих знаний удостоверением.
  • Работники должны предотвращать риск возникновения взрыва.
  • Водителю необходимо проследить, чтобы на выхлопную трубу транспортного средства был установлен искроулавливатель.
  • В летний период баллоны на машине должны быть защищены брезентом от солнечных лучей.
  • Нельзя бросать баллоны.
  • Закрытое транспортное средство должно иметь систему вентиляции.
  • Не допускается курение около баллонов, их вскрытие, нарушение герметичности.

Грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки опасных грузов, должен иметь средства для пожаротушения: углекислотный и порошковый огнетушители с объемом не менее 2 литров каждый.

Когда кислород может быть не опасным

Перевозка кислородных баллонов не всегда может расцениваться как опасная. Если транспортировка осуществляется в личном легковом автомобиле, а суммарный объем газа не превышает 40 л, то никаких проблем не возникнет. Давление не должно быть выше 200 кПА, и температура не может быть выше +20 оС.

При этом баллон должен перевозиться и использоваться исключительно для собственных нужд, но ни в коем случае не предназначаться для продажи. Баллоны необходимо хорошо закрепить, чтобы не возникло даже малейшего риска утечки газа. Никаких претензий не будет, если перевозится пустая тара от кислорода.

Используемые автомобили

При перевозках сжиженного газа автотранспортом используются два основных вида машин:

  • Автоцистерны. Они же газовозы. Это специальные автомобили, оснащённые комплексом необходимого оборудования, предназначенного для хранения и транспортировки газа;
  • Грузовики. Грузовые машины могут применяться, если газ транспортируется в баллонах. При этом к грузовым машинам также предъявляются повышенные требования по безопасности, позволяющие избегать порчи груза.

Марка и модель автомобиля особой роли не играет. Здесь важно, чтобы машина обладала прочным и надёжным шасси. Отечественные автоперевозчики часто используют машины типа ЗИЛ и ГАЗ. Но постепенно транспортные компании, оказывающие услуги по транспортировке сжиженного газа, переходят на импортные модели газовозов и грузовиков:

  • DAF;
  • Iveco;
  • Volvo;
  • Mercedes;
  • Renault;
  • Scania и пр.

Перевозка газа в баллонах

Если говорить о грузовиках для перевозки газа в баллонах, то здесь предусматривается наличие металлической основы в виде специальной клетки. Она позволяет загружать и надёжно фиксировать баллоны. Каждый баллон обязательно перед загрузкой проверяется на предмет наличия исправной заглушки и предохранительного клапана. Далее они загружаются в отдельные ячейки. Баллоны всегда перевозятся в горизонтальном положении.

Допустимое количество баллонов для транспортировки и необходимые документы

Наличие в одной машине 24 баллонов по 40 литров не относят к опасным грузам. Если больше кислорода, то уже придется принимать меры по обеспечению безопасности. Сами баллоны для кислорода выпускаются объемом от 5 до 40 литров.

На складах и для транспортировки должны использоваться кассеты для перевозки кислородных баллонов, паллеты или специальные стеллажи. В обязательном порядке тара должна крепиться ремнями или хомутами. Недопустимо в одном транспортном средстве перевозить разные газы.

Помимо водительского удостоверения шофер должен иметь при себе специальный допуск к транспортировке, который оформляет грузоотправитель. Также водителю необходимо иметь документ, подтверждающий прохождение подготовки по перевозке опасных грузов. Накладная на груз должна содержать информацию об опасности груза.

Какой предусмотрен штраф за перевозку баллонов

Она содержится в таблице 1.1.3.6.3 того же документа. Для веществ класса 2 (газы), группы F (легковоспламеняющиеся), к которым относятся пропан, кислород и некоторые другие, используемые в быту, разрешенный объем составляет 333 л. Стандартный баллон – это 50 л, а вещества в нем около 20 кг.

То есть если взять в машину даже несколько баллонов, правила перевозки нарушены не будут.

И наказывать водителя не за что, несмотря на отсутствие документов о допуске к этому виду работы, других бумаг и несоблюдение иных условий перемещения ОГ. Но существует также разъяснение Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД № 13/2-121 от 26.07.2006 г.

В нем разрешенное количество перемещаемых за рейс баллонов отличается в зависимости от вида их содержимого: если емкость наполнена пропаном или растворенным ацетиленом, можно везти 6 штук;

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: