Компетенция таможенных органов как дознания при возбуждении уголовного дела


Компетенция таможенных органов как дознания при возбуждении уголовного дела

Говоря о компетенции таможенных органов, хотелось бы отметить, что таможенные органы Российской Федерации вправе возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия по преступлениям, предусмотренных ст. ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194, 200.1, 226.1, 229.1 и др. УК РФ (ст. 151, 157 УПК РФ).

Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / Под ред. П. А. Лупинской. — М., 2009. — С. 270.

Возбуждение уголовного дела дает возможность применения всех предусмотренных УПК РФ процессуальных возможностей, необходимых для решения дела по существу. Возбуждение уголовного дела – обязательная стадия уголовного судопроизводства. В юридической литературе принято определять границы стадии возбуждения уголовного дела, с одной стороны, моментом поступления заявления (сообщения) о преступлении, а с другой – моментом вынесения компетентным органом постановления о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении [1].

Следующим этапом стадии возбуждения уголовного дела является рассмотрение сообщения о преступлении, которое включает его оценку с позиций достаточности данных, указывающих на признаки преступления. Если наличие таких данных не вызывает сомнения, то уголовное дело должно быть незамедлительно возбуждено.

Предварительное расследование представляет с собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, Имеющие значение для дела.

Срок производства дознания, по общему правилу, не может превышать 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор, но не более чем на 10 суток. Дознание в системе таможенных органов осуществляют: ФТС России в лице Управления таможенных расследований и дознания, региональные таможенные управления, оперативные таможни и таможни.

Дознание в соответствии с положениями ст. 150 УПК РФ представляет собой одну из форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием). Дознание отличается от предварительного следствия по органам, их осуществляющим, по объему Прав участников процесса, по срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами. На органы дознания возлагается обязанность принятия необходимых, предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер, необходимых для выявления преступления и обнаружения лиц, его совершивших. Обеспечение права на защиту при возбуждении уголовного дела? К компетенции дознавателей таможенных органов отнесена функция предварительного расследования преступлений в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ (контрабанда) и ст.

194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей). Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ на таможенные органы как органы дознания возложено производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями 2-4 ст.

188, а также ст. 189, 190 и 193 УК РФ. Уголовно-процессуальная компетенция таможенных органов, равно как и любых других субъектов предварительного расследования, определяется в первую очередь подследственностью.

Соблюдение правил подследственности является непременным условием соблюдения принципа законности при производстве по уголовному делу. Разрешение споров о подследственности уголовного дела также отнесено к компетенции прокурора (ч. 8 ст. 151 УПК РФ). При обнаружении признаков преступления таможенный орган как орган дознания в соответствии с пунктом 3 статьи 145 и статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации направляет сообщение и все материалы с признаками преступления, предусмотренного статьей 180 Уголовного кодекса Российской Федерации, надзирающему прокурору, который определяет подследственность. При этом сообщение о преступлении регистрируется в книге учета сообщений о преступлении (КУП)»3.4 См., напр.: Дехтяр С. И.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания федеральной таможенной службы РФ: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2005. С. 101.

непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.

Именно исходные данные, имеющиеся в распоряжении дознавателя, предопределяют последовательность проведения неотложных следственных действий.

Помимо перечисленных случаев лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано также, если оно покушалось на побег, не установлена его личность либо это лицо не имеет постоянного места жительства. В процессе подготовки к проведению следственных действий дознавателю необходимо, исходя из обстоятельств дела, решить вопросы о необходимости участия в них переводчика, понятых и специалиста. В заключение необходимо подчеркнуть, что орган дознания системы таможенных органов не вправе прекратить либо приостановить уголовное дело о контрабанде, так как по нему обязательно предварительное следствие. Выход нам видится в сбалансированном подходе к решению данного вопроса: постепенном расширении компетенции таможенных органов при производстве дознания при постоянном повышении квалификации дознавателей и инспекторов таможенных органов РФ и строгом, не менее квалифицированном прокурорском надзоре.1 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

2005. № 14. 4 апреля.

Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:

— информирование других правоохранительных органов о фактах преступлений и правонарушений, выявленных в ходе производства дознания, относящихся к их компетенции;

Непосредственно дознание в таможенных органах осуществляется сотрудниками отделов дознания таможен, организации дознания оперативных таможен и расследования дел особой важности региональных таможенных управлений (дознавателями), уполномочен-ными на это соответствующими приказами начальников таможенных органов, как органов дознания.6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;Дознаватель несет ответственность за обоснованность принимаемых им решений, за законность, своевременность и качество проводимых следственных действий.

Таможенные органы российской федерации как органы дознания: стороны, правовые основы(т.н. трошкина)

КАК ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ: СТОРОНЫ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 августа 2001 года Т.Н. ТРОШКИНА Татьяна Николаевна Трошкина, кандидат юридических наук. Дознание — это первоначальный этап расследования уголовного дела, на котором в соответствии с Уголовно — процессуальным кодексом РСФСР закрепляются, фиксируются следы преступления и производятся неотложные следственные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника. Дознание предшествует предварительному следствию <*>. От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам их процессуальной деятельности. Когда производство предварительного следствия по уголовному делу обязательно, орган дознания возбуждает его и, руководствуясь правилами уголовно — процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. По выполнении неотложных следственных действий орган дознания обязан передать дело следователю. Дела, по которым производство предварительного следствия не обязательно, полностью расследуются органами дознания. ——————————— <*> Предварительное следствие — основная форма расследования, в ходе которого следователем всесторонне и детально исследуются фактические обстоятельства преступления, собираются и проверяются доказательства, а затем принимается решение о наличии или отсутствии оснований для предания обвиняемого суду. В Уголовно — процессуальном кодексе РСФСР в п. 9 ст. 117 таможенные органы отнесены к органам дознания по определенным составам преступлений, которые предусмотрены следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: статьей 188 (о контрабанде); статьей 189 (о незаконном экспорте технологий, научно — технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения и военной техники); статьей 190 (о невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран); статьей 193 (о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте); статьей 194 (об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица). О таможенных органах как органах дознания говорится и в Таможенном кодексе Российской Федерации в главе 35 (статьи 222 и 223). В статье 222 оговаривается перечень дел, по которым таможенные органы РФ являются органами дознания: «по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, о незаконных валютных операциях и иных деяниях с валютными ценностями, касающихся таможенного дела, а также по делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации». В соответствии со ст. 126 УПК РСФСР расследование может быть ограничено и закончено дознанием по уголовным делам, предусмотренным в части 1 этой статьи, в том числе и по ст. 194 УК РФ («Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»). По таким уголовным делам проведение предварительного следствия необязательно. В таких случаях материалы дознания и обвинительное заключение передаются прокурору, а через него в суд, а этап предварительного следствия минуется. Такой порядок предусмотрен статьей 120 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР: по тем делам, где производство предварительного следствия не обязательно, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. Одновременно ст. 126 УПК РСФСР в части 2 устанавливает: «Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту. Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в части первой настоящей статьи и совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, производится следователями органов внутренних дел». В случаях, если по делам подследственных таможенным органам в порядке ст. 117 УПК РСФСР окажутся указанные в ч. 2 ст. 126 УПК РСФСР лица, уголовные дела направлять соответствующему прокурору для решения вопроса о передаче их по подследственности в надлежащий орган расследования. При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия также обязательно, органом дознания возбуждается уголовное дело. Неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления (осмотр, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей) должны проводиться согласно правилам уголовно — процессуального закона (ст. 119 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР). В части 1 статьи 121 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР оговорены сроки по делам, производство предварительного следствия по которым обязательно, дознание должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела. Что же касается дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно, то дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, в этот срок включается составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела (ч. 2 ст. 121 УПК РСФСР). Этот срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но продлен срок может быть не более чем на один месяц (ч. 3 ст. 121 УПК РСФСР). В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам, установленным статьей 133 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР: «Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненными к ним прокурорами — до трех месяцев (в ред. Федерального закона от 31.12.1996 N 163-ФЗ). По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта Российской Федерации, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия — до шести месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем (в ред. Федерального закона от 31.12.1996 N 163-ФЗ). При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях. В случае необходимости продления срока следствия следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия. Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.08.1983 и от 16.01.1990 — Ведомости ВС РСФСР, 1983, N 32, ст. 1153; 1990, N 3, ст. 79). После выполнения неотложных следственных действий орган дознания обязан передать дело следователю, не ожидая указаний прокурора или окончания срока производства дознания. Если рассматриваемое дело подследственно разным органам предварительного следствия, то оно направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие. После передачи дела следователю органом дознания могут производиться по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Если следователю было передано дело, по которому не было обнаружено лицо, совершившее преступление, то орган дознания продолжает принимать оперативно — розыскные мероприятия для установления преступника, сообщая следователю о результатах. Таможенные органы по делам о таможенных преступлениях (соответственно с изложенными уголовно — процессуальными нормами) проводят лишь неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, но передают дело следователю по прошествии не более десяти суток со дня возбуждения дела. Исключение составляют дела об уклонении от уплаты таможенных платежей с организации или физического лица. По этим делам таможенный орган, как орган дознания, возбуждая дело, принимает все предусмотренные уголовно — процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При этом таможенный орган обязан окончить дознание по делу в срок не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок время составления обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Нарушение сроков проведения дознания, как правило, влечет за собой незаконное производство таможенными органами следственных действий по уголовным делам, что является существенным нарушением требований УПК РСФСР и может послужить причиной возврата уголовного дела судом в соответствующий орган предварительного следствия для дополнительного расследования. Каких-либо исключений в части, касающейся установления иных сроков проведения дознания по уголовным делам по составам преступлений, производство дознания по которым является компетенцией таможенных органов, действующее законодательство не предусматривает. Необходимо отметить и то обстоятельство, что в силу ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Федерального закона; в силу ч. 3 ст. 69 УПК РСФСР доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств, перечисленных в ст. 68 УПК РСФСР (событие преступления — время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления, виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, причины и условия, способствующие совершению преступления). Таким образом, допускаемые таможенными органами на стадии проведения дознания по уголовным делам нарушения требований процессуального законодательства влекут за собой невозможность привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений в сфере таможенного дела. На эти процессуальные особенности указывалось в письме ГТК России N УБТП-11-133/429 от 16 февраля 1996 года «О необходимости строгого соблюдения таможенными органами требований уголовно — процессуального законодательства». Дознание в системе таможенных органов производят Управление таможенных расследований и дознания ГТК России, региональные таможенные управления, оперативные таможни и таможни. Управление таможенных расследований и дознания непосредственно осуществляет и организовывает работу таможенных органов Российской Федерации по осуществлению таможенных расследований и дознания. Приказом ГТК России от 26 января 2001 года N 90 было утверждено Положение об Управлении таможенных расследований и дознания. Основные задачи Управления таможенных расследований и дознания ГТК России можно сформулировать так: — осуществление в пределах компетенции таможенных органов функций органа дознания в порядке и в соответствии с требованиями уголовного и уголовно — процессуального законодательства Российской Федерации; — организация дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов; — организация и осуществление таможенных расследований по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, а также по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов; — организационно — методическое руководство, координация и контроль за деятельностью таможенных органов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Управления; — организация и обеспечение взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации и иностранных государств по вопросам, отнесенным к компетенции Управления. Говоря об основных функциях Управления, связанных с дознанием, необходимо обратить внимание на следующие: — организация, координация и контроль за выполнением таможенными органами в пределах их компетенции функций органов дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов; — осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах своей компетенции дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов; — осуществление контроля за соблюдением законности сотрудниками Управления и таможенных органов при осуществлении дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов; — выявление правовых проблем в деятельности таможенных органов при осуществлении дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов; — участие в разработке системы мер по профилактике преступлений и иных правонарушений в области таможенного дела и обеспечение участия таможенных органов в реализации таких мер; — взаимодействие, организация, обеспечение и координация взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами, учреждениями и организациями Российской Федерации и иностранных государств по вопросам компетенции Управления. Управление таможенных расследований и дознания ГТК России имеет право (это

Понятие общественного порядка как объекта хулиганства »
Комментарии к законам »

Дознание в таможенных органах

контроль за соблюдением законности и обоснованности при принятии таможенными органами и их должностными лицами решений, совершении ими действий (бездействия) при привлечении лиц к административной ответственности;

организация, координация и контроль деятельности таможенных органов при обращении постановлений по делам об административных правонарушениях к исполнению и приведении их в исполнение;

— во взаимодействии с другими отделами таможни, оперативными и следственными подразделениями ФСБ РФ, МВД РФ и налоговой полиции РФ принимает в случаях, вызванных необходимостью, участие в проведении оперативных и следственных мероприятий по выявлению фактов контрабанды и других преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также по изобличению лиц, совершивших данные преступления;1. Непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления;При квалификации преступления дознаватель должен руководствоваться уголовным законодательством Российской Федерации.

При получения сообщения о совершенном преступлении должностное лицо таможенного органа в трехдневный срок (в исключительных случаях — с течение десяти дней) должно провести соответствующую проверку, о результатах которой сообщить начальнику таможенного органа или его заместитель, после чего тот, в свою очередь, обязан принять одно из следующих решений: Освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего производится для обнаружения на его теле следов преступления или насилия, а также иных признаков, свидетельствующих о связи его с событием преступления. Дознание фактически исчерпывается перечнем процессуальных действий: следственных, розыскных (но не следует отождествлять их с оперативно-розыскными действиями) и др. Каждая из указанных групп имеет свои разновидности.

Основным видом процессуальных действий являются следственные действия. Перечень следственных действий, а также порядок их производства предусмотрены в УПК РФ. Следственными действиями являются: осмотр; задержание подозреваемого; допрос; очная ставка; обыск; выемка; освидетельствование; предъявление для опознания; следственный эксперимент; получение образцов для сравнительного исследования; эксгумация трупа; назначение экспертизы; контроль и запись переговоров; наложение ареста на почтово-телеграфные отправления; наложение ареста на имущество (всего 15 видов). Отказ в возбуждении уголовного дела при наличии признаков правонарушения? Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, проводится в течение 10 дней.

Этот срок является максимальным и продлению не подлежит, в том числе и прокурором. По всем преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов, предварительное следствие обязательно.

ГЛАВА 5.1. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ

5.1.1. КОМПЕТЕНЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

КАК ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ

Действующим законодательством (ст. 117 УПК РСФСР, ст. 222 ТК РФ) таможенные органы Российской Федерации отнесены к числу органов дознания, а борьба таможенных органов с преступлениями в сфере таможенного дела является одной из важнейших среди стоящих перед ними задач.

Таможенные органы проводят дознание по делам:

• о контрабанде (ст. 188 УК РФ);

• о незаконном экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

• о невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

• о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);

• об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

В соответствии с требованиями ст. 119 УПК РСФСР таможенные органы при наличии признаков указанных преступлений обязаны возбудить уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, по выявлению лиц, его совершивших, и далее в установленное для этого сроки передать дело следователю.

Дознание представляет является одной из форм предварительного расследования преступлений, которое представляет собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела. Другой формой предварительного расследования является предварительное следствие. Его проведение к компетенции таможенных органов не отнесено.

Дознание отличается от предварительного следствия прежде всего по органам, их осуществляющим, по объему прав участников процесса, а также по срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами.

Закон различает два вида дознания: дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по делам, по которым предварительное следствие является не обязательным.

В первом случае дознание включает возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий для установления и закрепления следов преступления (осмотр, обыск, выемку, освидетельствование и др.). Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания обязан немедленно уведомить прокурора и, как уже отмечено, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела передать его следователю по подследственное™. Среди таможенных преступлений к таковым относятся ст.ст. 188, 189, 190, 193 УК РФ.

Во втором случае дело расследуется полностью, органом дознания предпринимаются все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному Делу. К таковым относится преступление в сфере таможенного дела, предусмотренное ст. 194 УК РФ.

Срок дознания не может превышать одного месяца со Дня возбуждения, включая срок на составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела производством. В исключительных случаях этот срок может быть продлен прокурором.

Таможенные органы как органы дознания в соответствии с нормами УПК РСФСР обязаны принимать необходимые оперативно-розыскные и иные, предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также все необходимые меры для предупреждения и пресечения преступлений.

Дознание в системе таможенных органов осуществляют:

• ГТК России в лице Регионального таможенного управления по борьбе с контрабандой (ранее именовавшимся Региональным таможенным управлением по борьбе с таможенными правонарушениями);

• специализированные, так называемые оперативные таможни, специально созданные в каждом таможенном регионе для борьбы с таможенными правонарушениями;

• таможни (непосредственно на местах).

В таможнях имеются специализированные подразделения — отделы дознания, к компетенции которых и относятся функции его осуществления. Непосредственно дознание проводят должностные лица этих подразделений — дознаватели, которые несут всю полноту ответственности за качество, законность и своевременность проводимого ими дознания.

Наряду с дознавателями за обоснованность возбуждения ими уголовных дел, качество проведенных следственных действий, соблюдение сроков дознания, своевременность и законность задержания подозреваемых ответственность несут также начальники таможенных органов или лица, их замещающие.

Дознаватель не может принимать участие в расследовании дела:

• если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем, а также если он участвовал в данном деле в качестве эксперта, специалиста, переводчика;

• если он является родственником потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, родственником подозреваемого или его законного представителя;

• если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что он лично, прямо или косвенно заинтересован в расследуемом деле (ст. 59 УПК РСФСР).

При наличии перечисленных оснований для отвода дознаватель обязан устраниться от участия в расследовании дела и доложить об этом начальнику органа дознания.

По этим же основаниям дознавателю может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим или его представителем.

Вопрос об отводе дознавателя, производящего дознание, разрешается прокурором (ст. 64 УПК РСФСР).

5.1.2. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

И ПРОИЗВОДСТВО НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ

ДЕЙСТВИЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

При наличии признаков любого из преступлений, совершенных в сфере таможенного дела, таможенный орган обязан возбудить уголовное дело. При этом различать поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

Поводами к возбуждению уголовного дела являются:

• непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления;

• заявления и письма граждан;

• сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц о преступлениях;

• сообщения общественных организаций о преступлениях;

• статьи, заметки и письма о преступлениях, опубликованные в печати;

• явка с повинной.

Чаще всего поводом к возбуждению уголовного дела служат либо непосредственное обнаружение таможенными органами преступления в сфере таможенного дела, либо сообщение об этом, полученные ими из соответствующих источников.

При получения сообщения о совершенном преступлении должностное лицо таможенного органа в трехдневный срок (в исключительных случаях — с течение десяти дней) должно провести соответствующую проверку, о результатах которой сообщить начальнику таможенного органа или его заместитель, после чего тот, в свою очередь, обязан принять одно из следующих решений:

• о возбуждении уголовного дела;

• об отказе в возбуждении уголовного дела (мотивированное постановление об этом направляется лицу, предприятию, учреждению либо организации, от которого поступило заявление или сообщение);

• о передаче протокола и других материалов о преступлении по подследственности (в случае, если преступление не отнесенного к компетенции таможенных органов).

Основанием же для возбуждения уголовного дела являются достаточные данные, указывающие на признаки конкретного вида таможенного преступления. Например, основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 189 УК РФ (незаконный экспорт) являются достаточные данные о том, что вывезен или вывозится из страны товар (технология, информация или услуга), который не может быть вывезен за пределы Российской Федерации, не может быть продан конкретному иностранному контрагенту либо вывезен или вывозится с нарушением установленного порядка лицензирования и таможенного оформления экспортных поставок, а также в случае игнорирования иных требований экспортного контроля.

Постановление о возбуждении уголовного дела выносит дознаватель и утверждает начальник органа дознания. В нем указываются время и место его вынесения, должность, звание, фамилия лица, вынесшего постановление, повод и основание к возбуждению уголовного дела, статья уголовного закона, а также данные о том, кому конкретно поручается производство дознания по данному уголовному делу.

Дознаватель, которому поручено производство дознания, выносит постановление о принятии дела к своему производству.

После возбуждения уголовного дела таможенный орган как орган дознания, руководствуясь соответствующими предписаниями УПК РСФСР, провозит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и по обнаружению лиц, его совершивших. Перечень неотложных следственных действий уже, чем следственные действия вообще. К ним относятся:

следственный осмотр, освидетельствование, обыск, выемка, допрос свидетелей, потерпевших, задержание. Кроме неотложных следственных действий таможенный орган при производстве дознания назначает и проводит также и экспертизы.

Дознаватель, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства, возбуждает уголовное дело и выполняет все следственные действия от своего имени. Все выносимые им постановления подлежат утверждению начальником соответствующего органа дознания:

• в Государственном таможенном комитете России — начальником Регионального таможенного управления по борьбе с контрабандой;

• в региональном таможенном управлении — начальником этого управления;

• в оперативной таможне — начальником оперативной таможни;

• в таможне — начальником этой таможни;

• либо во всех вышеперечисленных случаях лицами, их замещающими.

При выполнении неотложных следственных действий по делу дознаватель обязан строго руководствоваться требованиями Уголовно-процессуального кодекса, а именно: вести дознание объективно, строго и неуклонно соблюдать права граждан, использовать предоставленные ему законом полномочия для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, выявления их преступных связей.

Осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов и документов — это следственное действие, проводимое для непосредственного обнаружения и исследования объектов, имеющих значение для дела, их признаков, свойств, состояния и взаиморасположения. Его проведение осуществляется в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки и механизма происшествия, установления личности виновного и иных обстоятельств. В случаях, не терпящих отлагательств, осмотр может быть произведен и до возбуждения уголовного дела (ст. 178 УПК РСФСР).

Осмотр производится в присутствии понятых. Дознаватель вправе привлечь к участию в осмотре обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего. В необходимых случаях могут привлекаться специалисты: судебный медик, криминалист, автомеханик и др.

Ход и результаты осмотра фиксируются в установленном законом порядке (протокол, схемы, планы, применяются фото- и киносъемка, видеозапись). В случаях, когда для осмотра предметов или документов требуется продолжительное время либо по иным основаниям (например, в связи с ухудшением погодно-климатических условий), осмотр может быть проведен по месту производства дознания или следствия. В таких случаях осматриваемые предметы упаковываются, опечатываются и изымаются.

Освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего производится для обнаружения на его теле следов преступления или насилия, а также иных признаков, свидетельствующих о связи его с событием преступления.

Освидетельствование производится в присутствии понятых, а в необходимых случаях с участием врача. Освидетельствование может сопровождаться осмотром одежды и обуви освидетельствуемого. Дознаватель не присутствует при освидетельствовании лица другого пола, если освидетельствование сопровождается обнажением этого лица. Освидетельствование в этом случае проводится врачом в присутствии понятых.

При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинства или опасные для здоровья освидетельствуемого лица (ст. 181 УПК РСФСР).

Значение освидетельствования особенно велико при расследовании такого вила таможенных преступлений, как контрабанда, поскольку путем проведения данного следственного действия можно установить наличие контакта преступника с тем или иным объектом, а также выявить тайники и предметы контрабанды на теле, одежде, обуви и т. п.

О результатах освидетельствования составляется соответствующий протокол.

Обыск представляет собой следственное действие, направленное на отыскание и изъятие предметов и ценностей, добытых преступным путем, орудий преступления, а также других предметов и документов, которые могут иметь существенное значение для дела. Для его производства обыска необходимо иметь достаточные основания

полагать, что в помещении либо в другом месте или у какого-либо лица находятся предметы или документы, которые могут уметь значение для дела (ст. 168 УПК РСФСР).

Закон допускает проведение и личного обыска (ст. 172 УПК РСФСР).

Поскольку обыск связан с определенными ограничениями и нарушениями прав граждан, для его проведения требуется соблюдение установленных законом гарантий:

1. мотивированного постановления о проведении обыска;

2. санкции прокурора;

3. в надлежащих случаях также и согласие или просьбы дипломатического представителя зарубежного государства.

В то же время в исключительных не терпящих отлагательства случаях обыск может быть произведен и без санкции прокурора, но с обязательным его уведомлением об этом в течение 24 часов.

При производстве обыска обязательно присутствие понятых, а также лица, у которого проводится обыск, либо совершеннолетних членов его семьи. Если же присутствие последних невозможно, то приглашаются представители жилищно-эксплуатационной организации или органа местного самоуправления.

Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола. При личном обыске могут обследоваться одежда, обувь, носильные вещи и тело обыскиваемого. По внешним признакам личный обыск имеет сходство с личным досмотром как исключительной формой таможенного контроля. Его проведение имеет в основном целью обнаружить предметы контрабанды на теле обыскиваемого или предметы, запрещенные к транзиту через территорию Российской Федерации. При производстве личного обыска должны быть обеспечены безопасность и здоровье обыскиваемого и его достоинство. В необходимых случаях может быть приглашен врач.

Процедура обыска начинается с предъявления обыскиваемому постановления о производстве обыска и предложения добровольно выдать требуемые предметы и документы. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, можно ограничиться изъятием выданного и не производить дальнейших поисков.

По результатам обыска составляется соответствующий протокол, который должен содержать подробное описание всего обнаруженного и изъятого при обыске, подписан, а его копия вручена лицу, у которого был произведен обыск, членам его семьи или представителям местной администрации.

Выемка — это следственное действие, состоящее в изъятии предметов и документов, имеющих значение для дела, когда точно установлено, у кого и где именно они находятся (ст. 167 УПК РСФСР). Выемка производится в тех случаях, когда имеются точные данные о том, что предметы и документы, имеющие значение для дела, находятся у определенного лица и в определенном месте. Порядок осуществления выемки аналогичен порядку производства обыска. При отказе выдать требуемые предметы или документы выемка может быть осуществлена принудительно.

Задержание подозреваемого в совершении преступления — это кратковременная мера принуждения, применяемая к лицу, подозреваемому в совершении преступления, с целью выяснения его причастности к совершенному преступлению и решения вопроса о возможном заключении этого лица под стражу.

Как самостоятельное процессуальное действие, проводимое в отношении конкретного лица, задержание в порядке ст. 122 УПК РСФСР возможно если:

• лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

• очевидцы прямо укажут на него как на лицо, совершившее преступление;

• на подозреваемом, или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Задержание может быть произведено, например, при обнаружении на одежде подозреваемого следов наркотиков и необходимости в связи с этим провести освидетельствование этого лица. Закон допускает возможность проведения задержания подозреваемого лица и в случае, когда оно пытается совершить побег, если не установлена его личность либо это лицо не имеет постоянного местожительства.

Срок задержания не может превышать 72 часов.

По каждому факту задержания дознаватель обязан составить соответствующий протокол, который утверждается начальником таможенного органа, далее в течение 24 часов сообщить прокурору о задержании, который в течении 48 часов с момента получения извещения должен либо дать санкцию на заключение под стражу, либо освободить задержанного. Порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Допрос — это самостоятельное процессуальное действие, сущность которого заключается в получении показаний (информации), имеющей значение для дела. Допрос является самым распространенным способом получения доказательств о событии преступления.

Различают допрос подозреваемого (обвиняемого), свидетеля, потерпевшего.

В соответствии со ст. 52 УПК РСФСР подозреваемым признается лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Подозреваемый вправе (но не обязан) давать показания по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его задержания и заключения под стражу, равно как и по поводу других известных ему обстоятельств по делу.

В соответствии с уголовно-процессуальным законом дознаватель обязан допросить обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения. Допрос обвиняемого не может производится в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства.

Допрос свидетелей производится по правилам, определенным гл. 12 УПК РСФСР.

Свидетель может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих установлению по данному делу, в том числе о личности обвиняемого и о своих взаимоотношениях с ним. В отличие от подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, дача показаний свидетелем — это его обязанность. За отказ или уклонение от дачи показаний свидетель несет уголовную ответственность.

Порядок вызова и допроса свидетеля регламентирован нормами главы 12 УПК.

Экспертиза — это проведение исследований в соответствии с требованиями УПК РСФСР лицом, обладающим специальными познаниями в науке, технике, искусстве, ремесле, в целях установления обстоятельств (фактических данных), имеющих значение для дела.

О назначении экспертизы дознавателем выносится постановление (определение), в котором указываются объекты, подлежащие экспертному исследованию, формулируется задание (вопросы) эксперту и указывается, кому поручается производство экспертизы (экспертному учреждению или конкретному сведущему лицу). Постановление (определение) является основанием для производства экспертизы.

В системе ГТК России вопросами экспертиз для таможенных целей, в том числе и по делам о преступлениях в сфере таможенного дела, занимается специально для этого созданные организации — таможенные лаборатории во главе с Центральная таможенная лаборатория, деятельность которых подробно рассмотрена в Общей части курса.

К объектам направляемых на экспертизу относятся следы, собранные в процессе производства дознания и проведения таможенных расследований, сведения об рассматриваемых объектах, материалы уголовных дел, образцы для сравнительного исследования.

По выполнении неотложных следственных действий таможенный орган передает дело следователю.

Статья 126 УПК РСФСР определила, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ, подследственны следователям органов прокуратуры.

Споры о подследственности в силу требований ст. ст. 132 и 211 УПК РСФСР разрешаются транспортным прокурором по месту, где возбуждено уголовное дело и начато расследование.

Федеральным законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 15 августа 1994 г. N 27-ФЗ таможенные преступления исключены из ч. 3 ст. 126 УПК РСФСР и отнесены к ч. 5 ст. 126 УПК РСФСР. Из этого следует, что по уголовным делам о перечисленных выше преступлениях предварительное следствие производится тем органом, который возбудил уголовное дело (то есть эти дела подследственны не только следователям органов прокуратуры, но и следователям органов внутренних дел).

В то же время этот закон не содержит прямого ответа на вопрос, какому органу предварительного следствия подследственны уголовные дела, возбужденные органом дознания (таможенным органом) по признакам перечисленных выше преступлений.

Для его отыскания следует иметь в виду, что положения части 5 ст. 126 УПК РСФСР в редакции Федерального закона от 15 августа 1994 г. N 27-ФЗ о том, что предварительное следствие по уголовным делам производится тем органом, который возбудил уголовное дело, относится только к органу предварительного следствия, а не органу дознания (это прямо следует из содержания ст. 125 и ч. 1 ст. 126 УПК РСФСР).

Таможенные органы этим законом не наделены правом вести предварительное следствие по таким уголовным делам. В связи с этим при возбуждении уголовных дел таможенными органами по признакам преступлений, предусмотренных ст.ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ, таможенные органы как органы дознания должны в силу положений ст.ст. 132 и 211 УПК РСФСР после окончания проведения ими дознания направлять такие дела для решения вопроса об их подследственности соответствующим транспортным прокурорам (последние обязаны принять решение, какому органу предварительного следствия необходимо передать уголовное дело для продолжения предварительного следствия).

После передачи дела следователю таможенный орган как орган дознания может производить следственные действия по этому делу только по поручению следователя.

По окончании дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ, по которым предварительное следствие не обязательно, дознаватель таможенного органа, признав собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, знакомит обвиняемого, а в необходимых случаях и его защитника, со всеми материалами дела, рассматривает ходатайства обвиняемого и его защитника о производстве следственных действий, истребовании и приобщении к делу доказательств и по всем иным вопросам, имеющим значение для дела (ст.ст. 199, 201, 202, 203, 204 УПК РСФСР).

Далее, руководствуясь уголовно-процессуальным законом, дознаватель таможенного органа составляет обвинительное заключение — процессуальный акт, завершающий дознание и формирующий его итоги, на основании которого обвиняемый подлежит преданию суду.

После составления обвинительного заключения все материалы дознания представляются прокурору на утверждение. Прокурор утверждает обвинительное заключение либо прекращает его по основаниям, предусмотренным законом. После утверждения или составления обвинительного заключения прокурором уголовное дело направляется в суд.

Компетенция таможенных органов как дознания при возбуждении уголовного дела

Дознание отличается от предварительного след­ствия по органам, их осуществляющим, по объему п Рав участников процесса, по срокам процессуаль­ной деятельности, выполняемой этими органами. На органы дознания возлагается обязанность принятия необходимых, предусмотренных уголовно-процессу­альным законом мер, необходимых для выявления преступления и обнаружения лиц, его совершивших.

Дознание в системе таможенных органов осуществ­ляют: ФТС России в лице Управления таможенных рас­следований и дознания, региональные таможенные уп­равления, оперативные таможни и таможни.

Срок производства дознания, по общему правилу, не может превышать 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о на­правлении уголовного дела прокурору. Этот срок мо­жет быть продлен прокурором, непосредственно осу­ществляющим надзор, но не более чем на 10 суток. Таможенные органы как органы дознания обя­заны принимать необходимые оперативно-розыскные и иные, предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

Также таможенные органы обязаны принимать все меры для предупреждения и пресечения преступлений. К компетенции дознавателей таможенных орга­нов отнесена функция предварительного расследо­вания преступлений в форме дознания по уголов­ным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ (контрабанда) и ст. 194 УК РФ (ук­лонение от уплаты таможенных платежей). Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст.

157 УПК РФ на таможенные органы как органы дознания возло­жено производство неотложных следственных дей­ствий по уголовным делам о преступлениях, пре­дусмотренных частями 2-4 ст. 188, а также ст. 189, 190 и 193 УК РФ.

Дознание в таможенных органах, его организация и управление

Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно,

проводится в течение 10 дней. Этот срок является максимальным и продлению не подлежит, в том числе и прокурором.

— во взаимодействии с другими отделами таможни, оперативными и следственными подразделениями ФСБ РФ, МВД РФ и налоговой полиции РФ принимает в случаях, вызванных необходимостью, участие в проведении оперативных и следственных мероприятий по выявлению фактов контрабанды и других преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также по изобличению лиц, совершивших данные преступления;

— при получении данных о подготовляемой или совершаемой контрабанде либо иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, участвует совместно с другими отделами таможни в проведении таможенного контроля с целью выявления и пресечения таких преступлений, изобличения лиц, их совершивших, и процессуального закрепления следов преступления и иных доказательств;- в случаях, вызванных необходимостью, совместно с отделом таможенных расследований проверяет дела о нарушении таможенных правил на предмет установления фактов контрабанды и иных преступлений, производство дознаний по которым отнесено к компетенции таможенных органов, необоснованно квалифицированных в таможне и в подчиненных таможне таможенных постах как нарушение таможенных правил. (7 ) б) если он является родственником потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителем, родственником подозреваемого или его законного представителя;

Читайте другие статьи на сайте:

  • Рецидив на момент совершения преступления или постановления приговора
  • Холодное клинковое оружие предназначенное для ношения с казачьей формой
  • Жалоба об отказе в возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос
  • Возраст с которого наступает уголовная ответственность за мошенничество
  • Условно досрочное освобождение от наказания и замена более мягким

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Дознаватель таможенного органа: правовой статус, функции, полномочия

Дознание в таможенных органах является важным инструментом правовой защиты экономических интересов Российской Федерации и ее безопасности.

Борьба таможенных органов с преступлениями в сфере таможенного дела – одна из важнейших задач, стоящих перед ними. Дознание представляет собой одну из форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием). Таможенные органы являются правоохранительными. Наделены правом проведения предварительного расследования в форме дознания, а также неотложных следственных действий в пределах своей компетенции. В целях выявления, предупреждения, пресечения преступлений в сфере таможенного дела, таможенные органы РФ наделены правом оперативно-розыскной деятельности.

Данная деятельность таможенных органов регулирования следующими нормативными актами: УК РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ФЗ № 144 от 12.08.1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ № 3 от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»; ФЗ № 150 от 13.12.1996г. «Об оружии».

Дознание в системе таможенных органов России осуществляют уполномоченные для этого должностные лица. Для этой цели в таможнях, оперативных таможнях и Управлении таможенных расследований и дознания ФТС России созданы отделы дознания.

Дознание в уголовном процессе выступает как форма предварительного расследования уголовных дел. По тяжким преступлениям оно нередко предшествует предварительному следствию и обеспечивает предупреждение и пресечение преступлений, сбор доказательств по делу.

Дознание делится на две разновидности: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Таможенные органы правомочны осуществлять обе разновидности дознания.

Возбуждение уголовного дела – это самостоятельная стадия уголовного процесса. При изучении дознания, производимого таможенными органами, следует различать поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, проводится в течение 10 дней. Этот срок является максимальным и продлению не подлежит, в том числе и прокурором.

По всем преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов, предварительное следствие обязательно.

Таможенные органы как органы дознания, возбудив уголовное дело в пределах своей компетенции, имеют право (и обязаны) по “горячим” следам преступления провести неотложные следственные действия, к которым относятся: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, допрос свидетелей и потерпевших.

Таможенные органы обязаны пресечь преступление и задокументировать доказательства, в отношении которых имеется реальная угроза утраты, в том числе в результате явлений природы, умышленных действий или по неосторожности. Кроме того, таможенные органы также должны принять меры уголовно-процессуального принуждения, исключающие уклонение лица, совершившего преступление, от расследования и суда.

Наряду с неотложными следственными действиями орган дознания правомочен избрать любую меру пресечения, в том числе заключение под стражу, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона.

Следователь вправе в любой момент дознания изъять уголовное дело у таможенного органа и принять его к своему производству.

После передачи дела таможенный орган может проводить по данному делу только неотложные следственные действия по письменному поручению следователя или прокурора.

Руководство дознанием осуществляется начальником Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ФТС РФ, начальниками региональных таможенных управлений и таможен или лицами, их замещающими.

Дознаватель возбуждает уголовное дело и выполняет все следственные действия от своего имени. При выполнении всех следственных действий по делу он обязан строго руководствоваться требованиями Уголовно-процессуального кодекса: вести дознание объективно, строго соблюдать права граждан, использовать предоставленные ему законом полномочия для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, выявления их преступных связей

Дознаватель несет ответственность за обоснованность принимаемых им решений, за законность, своевременность и качество проводимых следственных действий.

При квалификации преступления дознаватель должен руководствоваться уголовным законодательством Российской Федерации.

В Управлении по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил для непосредственного осуществления функций, связанных с организацией и руководством дознания, в таможенных органах создан отдел организации дознания по делам о таможенных правонарушениях.

Основные задачи отдела дознания заключаются в том, чтобы при наличии признаков преступлений возбуждать в зоне деятельности таможни уголовные дела, проводить по ним дознание, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Для выполнения возложенных задач отдел дознания:

— при получении данных о подготовляемой или совершаемой контрабанде либо иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, участвует совместно с другими отделами таможни в проведении таможенного контроля с целью выявления и пресечения таких преступлений, изобличения лиц, их совершивших, и процессуального закрепления следов преступления и иных доказательств;

— при обнаружении признаков контрабанды и иных преступлений, проведение дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, если такие признаки выявлены в процессе проведения таможенного контроля или при производстве таможенного оформления либо в результате проверки сообщений о совершении указанных преступлений, возбуждает в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, с согласия руководства таможни по таким фактам уголовные дела и проводит по ним дознание;

— во взаимодействии с другими отделами таможни, оперативными и следственными подразделениями ФСБ РФ, МВД РФ и налоговой полиции РФ принимает в случаях, вызванных необходимостью, участие в проведении оперативных и следственных мероприятий по выявлению фактов контрабанды и других преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также по изобличению лиц, совершивших данные преступления;

— в случаях, вызванных необходимостью, совместно с отделом таможенных расследований проверяет дела о нарушении таможенных правил на предмет установления фактов контрабанды и иных преступлений, производство дознаний по которым отнесено к компетенции таможенных органов, необоснованно квалифицированных в таможне и в подчиненных таможне таможенных постах как нарушение таможенных правил.

— при подтверждении неправильной квалификации готовит проекты постановлений об отмене состоявшихся решений о привлечении к административной ответственности и выносит постановления о возбуждении по данным фактам уголовных дел.

При обнаружении признаков преступлений непосредственно таможенными постами производство дознания осуществляется силами отделов дознания таможен Российской Федерации, которым подчинены данные посты. При обнаружении признаков преступлений акцизными таможенными постами, находящимися в непосредственном подчинении региональных таможенных управлений, дознание осуществляется силами отделов дознания таможен, определенных соответствующим региональным таможенным управлением.

При удаленности таможенных постов от таможен и невозможности немедленного выезда инспекторов-дознавателей таможни на пост при обнаружении там признаков преступления, инспектора-дознаватели, состоящие в штате отделов дознания таможен, находятся там постоянно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе прохождения производственной практики с 10.06.2020 по 07.07.2020 с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на кафедре уголовно – правовых дисциплин и в Юридической клинике Российской таможенной академии были выполнены все поставленные цели и задачи, а также индивидуальные задания в полном объеме.

В ходе прохождения производственной практики на кафедре уголовно – правовых дисциплин были получены знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин образовательной программы, изучены принципы анализа и систематизации собранного материала и различные методики проведения научных исследований. Улучшены навыки работы с нормативными правовыми актами, в том числе посредством использования информационных справочным правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант» .

По итогам прохождения производственной практики в Юридической клинике РТА были получены следующие знания, умения, навыки:

1) получены знания по тематике организации и правовому обеспечению оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, в том числе в юридических клиниках при образовательных организациях высшего образования;

2) приобретены умения организации и ведение приема и регистрации обращений лиц по вопросам оказания юридической помощи (по телефону);

3) получены навыки осуществления межличностной коммуникации с представителями социально незащищенных слоев населения, обращающихся за правовым консультированием;

4) улучшены навыки работы с нормативными правовыми актами, материалами судебной практики, в том числе посредством использования информационных справочным правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант»;

5) получены навыки поиска и работы с иными источниками по тематике задач правового консультирования (индивидуальные правовые акты, свидетельства о праве собственности, решения административных органов);

6) выполнены поставленные индивидуальные задания.

Популярные метки

Совершение преступления Состав преступления Статья УК автомобиль административный возбуждение гражданский деньги деятельность документ жалоба закон заявление здоровье имущество исполнение надзор наказание образец заявления освобождение основание ответственность отказ подать полиция получение порядок постановление право предварительный прекращение привлечение причинение вреда производство прокуратура прокурор процесс решение свидетель следствие сроки судебный условие ходатайство хранение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: