Таможня с интеллектом


Происхождение слова


Слово «таможня

» произошло от тюркского слова «тамга», означавшего у кочевых народов Средней Азии клеймо, которое обычно ставилось на различные предметы в качестве знака собственности. В Древней Руси в период Золотой Орды тамгой именовалась торговая пошлина.[1] У тюркских кочевых племён тамга ставилась в первую очередь на скот (лошадей) и различные предметы, представляющие особую ценность. Тамга могла обозначать как принадлежность скота или имуществ отдельному владельцу, так и принадлежность к определённому роду/племени (родовая тамга и т. д.).

На Руси ряд платежей, которые было поручено взимать местным русским князьям, назывались «мыт». В старину таможню называли мытня

,
мытница
. В ряде славянских языков это название используется и поныне, в частности в белорусском таможня —
мытня
, аналогично в украинском —
митниця
(мытныця), и также в болгарском,
митница
. Отсюда возникла поговорка «не мытьем, так катаньем»: большое число товаров перевозилось в бочках, поэтому употребляется слово «катанье», а «мыта» являлась денежной единицей.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[
источник не указан 3116 дней
]

История

С развитием торговли встала задача контроля за ввозом и вывозом товаров. В связи с этим стали устанавливаться определённые правила провоза товаров и уплаты государственной казне таможенных пошлин и сборов с ввозимых и вывозимых из страны товаров. В свою очередь, установление контроля над провозом товаров потребовало создания специальных государственных учреждений — таможни. В 1649 году было принято Соборное Уложение, являющееся первым систематизированным законом в истории России, в котором были разделы, касающиеся работы таможенных служб. В 1653 году был принят Таможенный устав. В 1667 году — Новоторговый устав.

До революции 1917 года, таможня называлась Департаментом таможенных сборов и являлась составной частью Министерства Финансов Российской Империи.

Что такое федеральная таможенная служба или ФТС?

ФТС — это военизированный орган исполнительной власти, который контролирует область таможенного дела, осуществляет транспортный контроль на границах РФ. Работает в тесном сотрудничестве с ФНС, особенно по функциям валютного контроля. Таможня находится в подчинении Министерства финансов.

Поскольку таможенная служба является военизированной, ей присущи соответствующие атрибуты:

  1. Табельное оружие
  2. Эмблема
  3. Специальные звания

Первое таможенное ведомство было создано в 1986 году, а в 1991 году был образован Госкомитет по таможне. Он просуществовал 13 лет и в 2004 году появлялась ФТС благодаря указу Президента РФ №314.

таможня

Декларирование товаров

Основная статья: Таможенное декларирование

Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

в России
В соответствии с законодательством декларирование товаров производится путём заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным Кодексом РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Таможенный Кодекс РФ утратил силу

в Таможенном Союзе

Со вступлением в силу Таможенного Кодекса Таможенного Союза пунктом 3 статьи 179 ТК ТС предусматривается возможность таможенного декларирования в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем по выбору декларанта.

Таможня с интеллектом


В 2021 году в России открыли первую электронную таможню – Приволжскую. Сейчас действуют 9 электронных таможен и 16 Центров электронного декларирования (ЦЭД)
, которые должны стать основными местами оформления товаров. По итогам прошлого года 97,5% деклараций было задекларировано в электронном виде, при этом автоматически выпущено более 1 млн деклараций.

С одной стороны, цифровизация сделала процесс контроля максимально прозрачным и исключила коррупционные риски. С другой же – почти полностью исключила личный контакт учВЭДа и инспектора. В итоге порой не понятно, почему в одних ЦЭДах импорт выпускают быстрее, а в других – медленнее.

Следующей вехой в цифровом развитии ФТС станет Стратегия-2030, благодаря которой таможни станут не просто электронными, но и «интеллектуальными»

. Для этого планируется использовать возможности искусственного интеллекта. Например, пункты пропуска будут представлять собой
единую информационную систему
, куда поступают данные с инспекционно-досмотровых и весогабаритных комплексов, систем радиационного контроля и других средств таможенного контроля.
• Чем будет заниматься искусственный интеллект в пунктах пропуска?
• Удастся ли ФТС навести порядок в системе управления рисками?

• Почему таможня продолжит «зацикливаться» на постконтроле?

• И что будет с учВЭДами, когда ФТС найдет «общий цифровой язык» с зарубежными коллегами?

На эти и другие вопросы постараемся ответить в статье.

В фокусе ЦЭДа: успехи и «шероховатости»

Достоинством электронного таможенного декларирования является доступность и равноправие для всех регионов, поскольку не существует какой-то значительной разницы, откуда именно подается декларация. Кроме того, участники ВЭД получили возможность подтверждения поступления товара, а также возможность хранения всех документов, связанных с поставками, на едином таможенном сервере. Все это в совокупности способствует ускорению процедуры таможенного оформления
.

Подробнее о процессе формирования сети электронных таможен в России и болезнях роста новообразованных структур читайте в статье Центральная электронная таможня: открыть – не значит задекларировать.

Однако процесс модернизации таможенного контроля не проходит без нареканий со стороны участников ВЭД. Например, один из проблемных вопросов – это
сбои в работе цифровых сервисов ФТС
. В том числе при работе с «Личным кабинетом» учВЭДы периодически отмечают самые разные проблемы: от неполного отображения таможенных расписок до сбоев в формировании отчетов о расходовании денежных средств.

Кроме того, при переходе на работу с ЦЭДами участники ВЭД периодически отмечают такую проблему, как невозможность связи с инспектором. Хотя ФТС и ставила задачу по исключению контактов инспекторов с декларантами для минимизации коррупционных рисков, добросовестные участники ВЭД отмечают полное отсутствие обратной связи

. Получив отказ в автоматическом выпуске, им остается только гадать о его причинах. Нет возможности оперативно внести корректировки в декларацию, пообщавшись с инспектором. Отсутствие информации по назначенным мерам таможенного контроля участники ВЭД также отмечают, как негативный момент.

Подробнее о том, к каким последствия приводит отсутствие обратной связи с ЦЭДами читайте в статье: «Цифрой по короне».

Из точки «А» в точку «Б»

Так, первый этап цифровизации таможенных органов и настройки межведомственного взаимодействия пройден. Рассмотрим те решения и элементы, к которым мы пришли на сегодняшний день. Изменения в таможенном регулировании

До После
Информационная разобщенность ФНС и ФТС Создание единого механизма таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля. Товар прослеживается от прибытия на пункт пропуска до реализации.
Декларация на товары подавалась в одно из 700 мест таможенного оформления и решение могло зависеть от конкретного инспектора. Регистрация деклараций на товары и их выпуск осуществляются в автоматическом режиме.
Категорирование участников ВЭД по степеням риска носило отраслевую направленность и зависело от вида их деятельности, категорий перемещаемых товаров и направления перемещения грузов. Проводилось такое категорирование в том числе и в «ручном режиме» на основании 36 критериев. Создана автоматизированная система управления рисками, определяющая уровень риска участника ВЭД на основе 31 критерия.
Было доступно только предварительное информирование таможенного органа о товарах, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС только автомобильным транспортом. Для всех остальных видов транспорта предварительное информирование носило необязательный характер. Контроль осуществлялся в основном постфактум. Введено обязательное предварительное информирование таможенных органов. С 1 апреля 2021 года вступят в силу новые форматы документов о предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС водным, воздушным, железнодорожным и автомобильным видами транспорта.
Фокус внимания был направлен на контроль в процессе таможенного оформления. Фокус внимания смещен на проведение таможенного контроля после выпуска товара.

Иной цифровой ракурс

Стратегия развития до 2021 года и разработанные нормативные акты стали фундаментом для создания Стратегии развития службы до 2030 года
. Она включает в себя четыре направления. Первое – содействие развитию международной торговли и росту именно несырьевого экспорта. Второе – увеличение собираемости таможенных платежей. Третье – увеличение качества таможенного администрирования. И четвертое – предоставление конкурентных преимуществ законопослушным декларантам.

В итоге в 2030 году Федеральная таможенная служба должна прийти к следующему:

1. Максимальная
автоматизация
всех рабочих процессов. Сегодня автоматизировано 25% рабочих процессов, к 2024 году стоит задача автоматизировать 50%, а к 2030 году – 100%. Например, уже автоматизированы регистрация и выпуск деклараций, а также категорирование. Помимо этого, сейчас создаются условия для полного перехода на электронный документооборот таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности, министерств и ведомств, банковского сектора при уплате таможенных пошлин, налогов и иных сборов.

2. Внедрение передовых технологий обработки больших массивов данных

, например, по перевозкам, межведомственному электронному взаимодействию, обмен данными с зарубежными таможенными органами. На сегодня система управления рисками за 3 секунды оценивает товарную партию, а обработка межведомственного электронного взаимодействия составляет всего 30 секунд. ФТС взаимодействует с электронными сервисами 14 ведомств: Росаккредитация, Минпромторг России, Роскомнадзор, Росрыболовство, ФСБ России, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Минкультуры России, Минобороны России, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Роспечать, Минфин России, Ространснадзор.

3. Применение международных электронных систем верификации и сертификации происхождения товаров, в целях проверки подлинности, соответствия и факта выдачи сертификата в единой электронной системе верификации

(при условии регистрации в системе верификации сертификатов) без предоставления оригиналов при таможенном оформлении.

4. Беспрепятственное прохождение таможенного оформления

для добросовестных участников ВЭД.

5. Оценка уровня риска

каждой товарной партии в режиме реального времени.

6. Появление «интеллектуальных пунктов пропуска».

7. Создание системы «единого окна» ФТС России, сопряженное с системами «единого окна» зарубежных государств.

Интеллектуальные приоритеты

Стратегию-2030 решено реализовывать в два этапа: первый – с 2021 по 2024 годы, второй – с 2025 по 2030 годы.
На первом этапе будет разработана модель «интеллектуального» пункта пропуска по видам транспорта и созданы условия для формирования единой системы транзита товаров. Институт уполномоченного экономического оператора (УЭО) планируется развивать с учетом международных стандартов. Кроме того, доля отправлений международной интернет-торговли, в отношении которых подаются электронные декларации, через пять лет должна быть доведена до 20%, а впоследствии и до 80%.

Давайте остановимся на наиболее интересных, на мой взгляд, пунктах, которые традиционно вызывают больше всего вопросов у участников в ВЭД.

«Фейсконтроль» грузов на границе

Интеллектуальный пункт пропуска будет представлять собой единую информационную систему, куда поступают данные с инспекционно-досмотровых и весогабаритных комплексов, систем радиационного контроля, а также других средств таможенного контроля.

В ходе реализации Стратегии развития таможенной службы до 2030 года весь процесс таможенного контроля

на границе будет происходить так. На единую информационную платформу будут поступать данные с инспекционно-досмотровых и весогабаритных комплексов, систем радиационного контроля, других средств таможенного контроля. Далее эта информация будет автоматически анализироваться. На основе анализа будет приниматься решение о досмотре груза. Параллельно в работу включатся системы электронной очереди и диспетчеризации.

Слаженная работа всех этих компонентов должна обеспечить безостановочное прохождение «интеллектуальных пунктов пропуска» для безрисковых товарных партий, перемещаемых добросовестными участниками ВЭД.

Планируется, что в пилотном режиме в РФ в 2024 году будут запущены два интеллектуальных погранперехода. Где именно, пока не уточняется.

«Зеленые» таможенные коридоры

Другим важным направлением реализации Стратегии-2030 является создание единой системы прослеживаемости товаров с таможнями других стран.

Учитывая созданные ранее «зеленые коридоры»

по обмену данными с сопредельными государствами, пусть пока и в экспериментальном формате, прозрачность всех процессов возрастает. Яркий пример – это российско-китайский проект по упрощению перемещения товаров – «Зеленый коридор». Таможенные органы обмениваются информацией по специальному алгоритму: стороной указывается уникальный идентификационный код, при помощи которого сверяются сведения, полученные от сопредельного государства со сведениями, заявленными в декларации на товары. Если сведения совпадают, компании-контрагенты находятся в списке участников коридора и являются добросовестными. В этом случае груз беспрепятственно пройдет таможню.

Раз, два, три – какие риски?

Система управления рисками

– это основной инструмент, с помощью которого определяются объекты и формы таможенного контроля. Он основан на следующем принципе. Для большей эффективности ресурсы ФТС применяются лишь для наиболее рисковых операций и групп товаров.

Категорирование

проводится по совокупности определенных критериев. Также оно зависит от периодичности подачи деклараций на товары и частоты уплаты участниками ВЭД всех пошлин и платежей. Сегодня порядок проведения категорирования участников ВЭД регулируется Приказом Министерства финансов РФ №29н от 21.02.2020 года.

Сейчас при категорировании участников ВЭД также задействована автоматическая оценка уровня риска, в том числе и оценка риска каждой товарной партии в режиме реального времени за 3 секунды. Система в автоматизированном режиме проверяет участника ВЭД

и товарную партию по 31 критерию. Если участник ВЭД относится к добросовестным – риски не срабатывают. Что касается категорирования каждой товарной партии, то происходит оценка только партии товара. При этом категория риска компании является одним из компонентов общей оценки риска. То есть на фоне низкого уровня риска, вполне может оказаться, что на товарную партию сработает риск-система и в отношении компании будут проведены формы таможенного контроля.

В ближайшем будущем, в том числе и благодаря реализации Стратегии-2030, категорирование участников ВЭД будет проводиться ежеквартально на основании имеющегося массива данных, в перспективе коррелирующих с другими контрольно-надзорными органами. Например, с ФНС.

Синхронизировать работу с другими ведомствами поможет закон «О государственном и муниципальном контроле»

(ист.). Для каждого вида надзора будут определены основные риски. И у какой компании рисков больше, на ту и будут обращать пристальное внимание контрольно-надзорные органы. Причем эти риски не будут зависеть от размера предприятия. Главное, какие механизмы на предприятии используются и каковы показатели интенсивности его производства. Как пояснил замминистра экономического развития РФ Алексей Херсонцев, в итоге регуляторы рассчитывают на профилактику нарушений, чтобы выездные контрольные проверки стали редкостью.

«Если сейчас риск-ориентированный подход применяется только в 34 видах контроля, то после вступления в силу закона он будет применятся в 200 видах»

Одно из главных положений закона – создание системы анализа и учета рисков

. Если сейчас риск-ориентированный подход применяется только в 34 видах контроля, то после вступления в силу закона он будет применятся в 200 видах. В итоге периодичность надзорных мероприятий будет зависеть от того, в какой категории риска находится компания. Если в категории высокого риска, то контроль будет осуществляться не чаще 1 раза в два года. А если низкий риск, то объекты освобождаются от планового контроля.

Сначала товары, а контроль после

В реализации Стратегии-2030 вся работа направлена на автоматизацию абсолютно любого процесса. В связи с чем планируется развивать акцент на постконтроле

, который позволит упростить и сократить формальности при перемещении товаров через таможенную границу.

Механика контроля после выпуска товаров предполагает активное использование систем управления рисками и категорирования участников ВЭД при усилении взаимодействия с таможенными органами других стран. Кроме того, согласно новому Таможенному кодексу ЕАЭС срок постконтроля увеличен до трех лет

.

Общая сумма доначислений составила 19,6 млрд рублей (+23%)

За январь-сентябрь 2021 года было проведено 1 147 постпроверок. Общая Помимо этого было конфисковано 102,5 млн рублей; доначислено платежей и наложено штрафов госорганами – 2,5 млрд рублей; возбуждено 5 473 дела об административных правонарушениях и 259 уголовных дел.

Система прослеживаемости национального уровня

В России ведется активная работа по созданию национальной системы прослеживаемости товаров

(НСПТ). Ее разработкой и внедрением занимается ФНС. При этом не нужно путать НСПТ с системой маркировки продукции, оператором которой является Центр развития перспективных технологий.

Национальная система прослеживаемости не предусматривает нанесение специальных штрих-кодов

и других идентификационных знаков на товар, как это происходит при маркировке продукции. НСПТ лишь присваивает регистрационный номер партии товара. Этот регномер отслеживается по документам. Простыми словами, система прослеживаемости предусматривает только количественный учет движения товара, который ввозится на территорию ЕАЭС.

С 1 июля обязательной документарной прослеживаемости будут подлежать следующие импортируемые товары:

  • • детские сиденья и автокресла для организации безопасности перевозок детей;
  • • автотранспортные погрузчики;
  • • детские коляски;
  • • электронные мониторы и проекторы;
  • • стиральные машинки, предназначенные для бытовых нужд и деятельности прачечных;
  • • интегральные электронные схемы и их составные части;
  • • автотранспортные средства промышленного предназначения;
  • • холодильное или морозильное оборудование, бытового и промышленного назначения.

Функции оператора информационной системы возложены на ФНС. ФТС предоставляет в систему сведения о товарах, указанных в перечне. Эти данные будут загружаться в систему и сопровождать товар по всей цепочке до торговой сети.

Национальная система прослеживаемости товаров станет еще одним инструментом, предполагающим контроль после выпуска товаров.

Чек-лист таможни будущего

Давайте резюмируем и кратко, тезисно вычленим ключевые изменения по переходу к интеллектуальной таможне в ближайшее десятилетие:
1. В этом году в России будет завершено формирование национальной системы прослеживаемости импортных товаров

. Однако в перспективе будет создан внешний сегмент прослеживаемости, который охватит весь ЕАЭС. Это позволит контролировать ввозимую в Союз продукцию от момента пересечения границы до выбытия товара в магазине. 2. Таможня уже
ускорила и автоматизировала регистрацию и выпуск деклараций
, а также систему управления рисками и категорирование участников ВЭД. К 2024 году планируется автоматизировать 50% всех рабочих процессов, а к 2030 году – 100%.

3. Акцент на постконтроле сохранится

. Для этого таможенный контроль на границе будет сведен к минимуму, достаточному для обеспечения соблюдения российского законодательства.

4. Категорирование участников ВЭД

будет проводиться ежеквартально на основании имеющегося массива данных, в перспективе коррелирующих с другими контрольно-надзорными органами. Например, с ФНС.

5. Пункты пропуска станут интеллектуальными

. Они будут представлять собой единую информационную систему, куда поступают данные с инспекционно-досмотровых и весогабаритных комплексов, систем радиационного контроля, других средств таможенного контроля.

6. На данный момент у ФТС налажено взаимодействие с электронными сервисами 14 федеральных органов исполнительной власти. В перспективе их количество будет увеличено до 73.

Итак, в своей «Стратегии-2030» ФТС ставит задачу «стать незаметной для добросовестных участников рынка». А нарушения в области таможенного и налогового контроля становятся угрозой для национальной безопасности страны. Будет еще больше усилена система прослеживаемости, с помощью межведомственного взаимодействия будет сделано так, чтобы система была полностью прозрачной.

Все это приводит к выводу о том, что на рынке-2030 выживет лишь добросовестный участник ВЭД. Так как все автоматические процессы (категорирование, автовыпуск, распределение деклараций и т.д.) будут основываться на алгоритмах, в том числе учитывающих степень добросовестности участников внешнеэкономической деятельности.

Коррупция

Возникновению коррупции в таможенной службе способствует сочетание следующих факторов:

  • монополизация административных функций;
  • дискреционная власть (власть человека над распределением не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению);
  • неэффективная система контроля и подотчетности;
  • контроль над потоками товаров, дающий возможность таможенным органам оказывать существенное влияние на коммерческую деятельность компаний;
  • необходимость препятствовать ввозу в страну незаконных товаров и крупномасштабной контрабанде делает сотрудников таможни уязвимыми для организованной преступности [2].
  • низкий уровень заработной платы должностных лиц таможенных органов.
  • слабая социальная защищенность должностных лиц таможенных органов.

Сокращению коррупционных мотивов и возможностей могут способствовать такие меры, как укрепление профессиональной элитарности, создание условий для карьерного роста, конкурентоспособная зарплата, наказание за коррупционное поведение; создание понятной правовой базы, уменьшающей дискреционные полномочия, усиление надзора и контроля, обеспечение прозрачности таможенных процедур, ротация кадров и усиление внутреннего и внешнего контроля[3].

Таможня

Значение слова Таможня по Ефремовой: Таможня — 1. Учреждение, занимающееся контролем провоза через границу почты, товаров, грузов и взиманием пошлин и специальных сборов. 2. разг. Служащие, работники таможни.

Значение слова Таможня по Ожегову: Таможня — Учреждение, занимающееся контролем провоза через границу грузов, багажа, почты и взиманием пошлин, сборов

Таможня в Энциклопедическом словаре: Таможня — (от тамга) — государственное учреждение, контролирующее провозгрузов (в т. ч. багажа и почтовых отправлений) через границу; взимаетпошлины и др. сборы с провозимых грузов. Таможни располагаются обычно вморских и речных портах, в международных аэропортах, на пограничныхпунктах и железнодорожных станциях, в крупных центрах страны.

Значение слова Таможня по Финансовому словарю: Таможня — государственное учреждение, через которое обязаны ввозитьсяв страну и вывозиться с территории страны все импортируемые и экспорти руемые товары, в т.ч. багаж, почтовые отправления и др. грузы, с цельюих таможенного контроля и взимания установленных таможенных пошлин и та моженных сборов.

Значение слова Таможня по словарю Ушакова: ТАМОЖНЯ

таможни, ж. (см. тамга). Учреждение, ведающее контролем над провозом через границу товаров и взиманием специальных пошлин и сборов.

Определение слова «Таможня» по БСЭ: Таможня

(от Тамга государственное учреждение, контролирующее провоз грузов (в том числе багажа и почтовых отправлений) через государственную границу и взимающее таможенные пошлины и сборы (см. также Пошлины таможенные). На Руси Т. возникли в 13 в. Наряду с портовыми и пограничными Т. существовали местные (внутренние) Т. на границах местных рынков, городов. Современная Т. располагаются в отдельных пограничных пунктах (портах), крупных центрах страны. В ряде государств Т. имеет таможенный флаг. Т. проверяет выполнение таможенных законов страны и таможенных правил; учитывает импортируемые и экспортируемые товары; принимает грузы на временное хранение; изымает изделия, ввоз и вывоз которых запрещен либо ограничен, осуществляет борьбу с контрабандой, производит досмотр груза; взимает таможенную пошлину и сборы, а также штрафы (иногда конфискует груз) за нарушение установленных правил; контролирует соблюдение таможенных формальностей. Последние включают: представление в Т. необходимых документов, в частности таможенной декларации (заявление определённых сведений о грузе), счёта, свидетельства о происхождении товара, импортной или экспортной лицензии, санитарного и ветеринарного свидетельств (см. также Таможенный кодекс (См. Таможенный кодекс СССР) СССР, Таможенное право). Нарушением правил считается: неостановка транспорта в месте расположения Т.; самовольный причал к берегу; непредставление необходимых документов; передача или получение без разрешения Т. каких-либо предметов; вскрытие груза и др. В большинстве капиталистических стран Т. находятся в ведении министерств финансов. Управление таможенным делом на территории СССР относится к ведению министерства внешней торговли СССР, осуществляется через его Главное таможенное управление и таможенные учреждения (таможни и подчинённые им таможенные посты). Советские Т. организованы в мае 1918 как органы центральной Советской власти, управляемые Наркомфином через Департамент таможенных сборов. В июне 1918 Т. были переданы в ведение Наркомата торговли и промышленности. Их деятельность регулируется Таможенным кодексом (1964). Главная функция Т. социалистических стран — контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли. Л. И. Тульчинский.

Таможенный Тариф Таможня Тамошний

Литература

  • Цикл из 4-х статей Алексушина Г. В. в журнале [www.customs.ru/ru/magazine/custom/ «Таможня»], июнь-сентябрь 2007:
  1. № 11 «Морские стражи» [web.archive.org/web/20070928162943/svts.ru/pics_art/link359.pdf 1 часть]
  2. № 12 «Морские стражи» [web.archive.org/web/20070928163021/svts.ru/pics_art/link360.pdf 2 часть]
  3. № 13 «Морские стражи» [web.archive.org/web/20070928163101/svts.ru/pics_art/link361.pdf 3 часть]
  4. № 17 «Имя твоё неизвестно…»
  • [sibrelic.ucoz.ru/news/nakaz_tamozhennomu_golove_goroda_verkhoturja_o_sbore_tamozhennykh_poshlin_i_pitejnykh_dokhodov/2012-03-18-12 1692 г. Наказ таможенному Голове города Верхотурья. — О сборе таможенных пошлин и питейных доходов. — С приложением росписи таможенных печатей Сибирских городов.]
  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. — М.: «Альпина Паблишер», 2010. — 552 с. — ISBN 978-5-9614-1062-4.

Определение слова «Таможня» по БСЭ:

Таможня (от Тамга государственное учреждение, контролирующее провоз грузов (в том числе багажа и почтовых отправлений) через государственную границу и взимающее таможенные пошлины и сборы (см. также Пошлины таможенные). На Руси Т. возникли в 13 в. Наряду с портовыми и пограничными Т. существовали местные (внутренние) Т. на границах местных рынков, городов. Современная Т. располагаются в отдельных пограничных пунктах (портах), крупных центрах страны. В ряде государств Т. имеет таможенный флаг. Т. проверяет выполнение таможенных законов страны и таможенных правил. учитывает импортируемые и экспортируемые товары. принимает грузы на временное хранение. изымает изделия, ввоз и вывоз которых запрещен либо ограничен, осуществляет борьбу с контрабандой, производит досмотр груза. взимает таможенную пошлину и сборы, а также штрафы (иногда конфискует груз) за нарушение установленных правил. контролирует соблюдение таможенных формальностей. Последние включают: представление в Т. необходимых документов, в частности таможенной декларации (заявление определённых сведений о грузе), счёта, свидетельства о происхождении товара, импортной или экспортной лицензии, санитарного и ветеринарного свидетельств (см. также Таможенный кодекс (См. Таможенный кодекс СССР) СССР, Таможенное право). Нарушением правил считается: неостановка транспорта в месте расположения Т.. самовольный причал к берегу. непредставление необходимых документов. передача или получение без разрешения Т. каких-либо предметов. вскрытие груза и др. В большинстве капиталистических стран Т. находятся в ведении министерств финансов. Управление таможенным делом на территории СССР относится к ведению министерства внешней торговли СССР, осуществляется через его Главное таможенное управление и таможенные учреждения (таможни и подчинённые им таможенные посты). Советские Т. организованы в мае 1918 как органы центральной Советской власти, управляемые Наркомфином через Департамент таможенных сборов. В июне 1918 Т. были переданы в ведение Наркомата торговли и промышленности. Их деятельность регулируется Таможенным кодексом (1964). Главная функция Т. социалистических стран — контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли. Л. И. Тульчинский.

Отрывок, характеризующий Таможня

– Она поедет в деревню. – Как вам не грех лишать нас вашей прелестной жены? – Andre, [Андрей,] – сказала его жена, обращаясь к мужу тем же кокетливым тоном, каким она обращалась к посторонним, – какую историю нам рассказал виконт о m lle Жорж и Бонапарте! Князь Андрей зажмурился и отвернулся. Пьер, со времени входа князя Андрея в гостиную не спускавший с него радостных, дружелюбных глаз, подошел к нему и взял его за руку. Князь Андрей, не оглядываясь, морщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой. – Вот как!… И ты в большом свете! – сказал он Пьеру. – Я знал, что вы будете, – отвечал Пьер. – Я приеду к вам ужинать, – прибавил он тихо, чтобы не мешать виконту, который продолжал свой рассказ. – Можно? – Нет, нельзя, – сказал князь Андрей смеясь, пожатием руки давая знать Пьеру, что этого не нужно спрашивать. Он что то хотел сказать еще, но в это время поднялся князь Василий с дочерью, и два молодых человека встали, чтобы дать им дорогу. – Вы меня извините, мой милый виконт, – сказал князь Василий французу, ласково притягивая его за рукав вниз к стулу, чтоб он не вставал. – Этот несчастный праздник у посланника лишает меня удовольствия и прерывает вас. Очень мне грустно покидать ваш восхитительный вечер, – сказал он Анне Павловне. Дочь его, княжна Элен, слегка придерживая складки платья, пошла между стульев, и улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице. Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо него. – Очень хороша, – сказал князь Андрей. – Очень, – сказал Пьер. Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне. – Образуйте мне этого медведя, – сказал он. – Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин. Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью. Пожилая дама, сидевшая прежде с ma tante, торопливо встала и догнала князя Василья в передней. С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса. Доброе, исплаканное лицо ее выражало только беспокойство и страх. – Что же вы мне скажете, князь, о моем Борисе? – сказала она, догоняя его в передней. (Она выговаривала имя Борис с особенным ударением на о ). – Я не могу оставаться дольше в Петербурге. Скажите, какие известия я могу привезти моему бедному мальчику? Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму и даже выказывал нетерпение, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку. – Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию, – просила она. – Поверьте, что я сделаю всё, что могу, княгиня, – отвечал князь Василий, – но мне трудно просить государя; я бы советовал вам обратиться к Румянцеву, через князя Голицына: это было бы умнее. Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. Только затем, чтоб увидеть князя Василия, она назвалась и приехала на вечер к Анне Павловне, только затем она слушала историю виконта. Она испугалась слов князя Василия; когда то красивое лицо ее выразило озлобление, но это продолжалось только минуту. Она опять улыбнулась и крепче схватила за руку князя Василия. – Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Soyez le bon enfant que vous аvez ete, [Будьте добрым малым, как вы были,] – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в ее глазах были слезы. – Папа, мы опоздаем, – сказала, повернув свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен, ожидавшая у двери. Но влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез. Князь Василий знал это, и, раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто его просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя, он редко употреблял свое влияние. В деле княгини Друбецкой он почувствовал, однако, после ее нового призыва, что то вроде укора совести. Она напомнила ему правду: первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу. Кроме того, он видел по ее приемам, что она – одна из тех женщин, особенно матерей, которые, однажды взяв себе что нибудь в голову, не отстанут до тех пор, пока не исполнят их желания, а в противном случае готовы на ежедневные, ежеминутные приставания и даже на сцены. Это последнее соображение поколебало его. – Chere Анна Михайловна, – сказал он с своею всегдашнею фамильярностью и скукой в голосе, – для меня почти невозможно сделать то, что вы хотите; но чтобы доказать вам, как я люблю вас и чту память покойного отца вашего, я сделаю невозможное: сын ваш будет переведен в гвардию, вот вам моя рука. Довольны вы? – Милый мой, вы благодетель! Я иного и не ждала от вас; я знала, как вы добры. Он хотел уйти. – Постойте, два слова. Une fois passe aux gardes… [Раз он перейдет в гвардию…] – Она замялась: – Вы хороши с Михаилом Иларионовичем Кутузовым, рекомендуйте ему Бориса в адъютанты. Тогда бы я была покойна, и тогда бы уж… Князь Василий улыбнулся. – Этого не обещаю. Вы не знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты. – Нет, обещайте, я не пущу вас, милый, благодетель мой… – Папа! – опять тем же тоном повторила красавица, – мы опоздаем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: