Портовые сборы, применяемые к контейнерам в порту выгрузки


Основные термины и сокращения в морских перевозках

МОРСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

В данном разделе приведены термины, широко используемые в транспортно-экспедиторской деятельности.

A

All in «Все включено» – означает, что стоимость перевозки включает все дополнительные сборы, предусмотренные условиями перевозки.

Например, если речь идет о фрахт на условиях CY/CY, это означает, что в ставку, кроме фрахта, погрузки и выгрузки, также включены все сопутствующие расходы, такие как BAF, CAF и т. д.

АТА actual time of arrival Фактическое время прибытия

ATD actual time of departure Фактическое время отправления, отхода

AWB Air Waybill Авианакладная, воздушная накладная. Выдается при сдаче груза в авиалинию.

B

B/L- bill of lading Коносамент – договор перевозки, документ, подтверждающий факт принятия груза перевозчиком к морской перевозке и обязательство передать его грузополучателю в порту назначения, ответственность перед перевозчиком за правильность заявленных в коносаменте сведений несет отправитель. Подробнее о коносаменте здесь.

BAF bunker adjustment factor Бункерная надбавка – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от стоимости топлива на международном рынке

B/G bonded goods — Товары, находящиеся на таможенном складе и не прошедшие таможенную очистку

BONDED WAREHOUSE Склад, находящийся под таможенным контролем, товары на котором хранятся без обложения государственными налогами: таможенный склад или склад временного хранения.

BOOKING NOTE Заявка на перевозку – используется для резервирования места и тары. Информация, указанная в заявке, не является основой для заполнения коносамента. После подачи заявки заявитель принимает на себя обязанности предоставить груз к указанному сроку.

BULK CARGO (blk) Насыпной, навалочный груз

BREAK BULK Перевозка партии груза без использования контейнера.

C

CAF currency adjustment factor Валютная надбавка – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от изменения курса валют.

CBM cubic meter Метр кубический.

CIF cost, insurance and freight (стоимость, страхование, фрахт) Поставка на условиях CIF означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешёл через поручни судна в порту ОТГРУЗКИ, а продажная цена включает в себя стоимость товара, фрахт или транспортные расходы, а также стоимость страховки для морских перевозок.

CFR — Cost and Freight — стоимость и фрахт (Инкотермс) Условия поставки CFR означают, что продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна, а также обеспечивает прохождение таможенных процедур при экспорте товара (в т.ч. оплачивает пошлины). Покупатель оплачивает страховку товара. Риск потери или повреждения, а также дополнительные расходы после перехода товара через поручни судна переходит на покупателя. Условия поставки CFR используются только в случае перевозки товара морским или речным транспортом.

CFS container freight station Склад, в котором осуществляется консолидация и загрузка/разгрузка в/из контейнеры.

COC- container of carrier Контейнер перевозчика, стоимость использования контейнера включается во фрахт.

CNEE — CONSIGNEE Получатель — лицо, которому передается груз в месте назначения.

CU .FT. cubic foot (feet) — кубический фут(ы)

CBM метр кубический

CUT OFF TIME Контрольное время завоза груза на терминал и оформления соответствующих документов на рейс.

CY — container yard Контейнерный терминал – Место хранения контейнеров перед/после их дальнейшей отправкой.

Условие перевозки при отправлении/прибытии — означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки от/до CY; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до CY (фрахт, погрузка/выгрузка с судна, размещение на CY).

D

DAP (Delivered At Place) Доставлено в месте согласно Инкотермс 2010. ( используется вместо DAF, DES и DDU). Эти условия могут быть использованы независимо от соглашения о виде транспорта.

DAT (Delivered At Terminal) Доставлено на терминал, согласно Инкотермс 2010 (используется вместо DEQ) . Эти условия могут быть использованы независимо от соглашения о виде транспорта.

DC — dry container Сухой контейнер, который редназначен для обычных грузов

DDP — delivery duty paid поставка с оплатой пошлины (Инкотермс 2000)

условие поставки и оплаты товаров, которое может быть использовано независимо от вида транспорта. Согласно условию на продавца возлагаются риски и расходы, включая пошлины, налоги и другие сборы, возникающие в связи с поставкой товаров, до пункта в стране импорта, указанного в контракте.

DDU — delivery duty unpaid поставка без оплаты пошлины (Инкотермс 2000)

условие поставки и оплаты товаров, используемое независимо от вида транспорта. В соответствии с условием ДДЮ продавец обязан нести все риски и расходы, возникающие при поставке товаров до обусловленного контрактом пункта, исключая пошлины, налоги и другие официальные сборы, подлежащие оплате при импорте, а также, расходы и риски, связанные с выполнением таможенных формальностей. Покупатель обязан оплатить любые дополнительные расходы и нести любые риски, вызванные возможностью задержки выполнения таможенных формальностей при импорте.

DEMURRAGE — демередж оплата за сверхнормативное (свыше бесплатного времени) использование контейнерного оборудования на протяжении времени с момента выгрузки контейнера с судна по момент вывоза его с грузом с территории порта. Выплачивается владельцу контейнера, как правило, судоходной линии

DES Delivered ех ship поставка франко судно (Инкотермс 2000)

DEQ Delivered ех quay (duty paid) поставка франко причал (с оплатой пошлины) (Инкотермc 2000)

Door to Door Доставка до двери – условие перевозки при отправлении/прибытии – означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки до/от входных дверей/склада отправителя/полчателя; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до входных дверей/склада отправителя/получателя.

DROP-OFF CHARGE Сбор за возврат контейнера, принадлежащего перевозчику, в месте отличном от места назначения, указанного в коносаменте перевозчика.

E

EDI — electronic data interchange электронный обмен информацией

ETA — estimated date of arrival Предполагаемая дата прибытия судна.

ETD – estimated date of departure Предполагаемая дата выхода судна.

EXW Ех works (Incoterms) Ответственность продавца заканчивается при передаче товара покупателю или нанятому им перевозчику в помещении продавца (складе, магазине и пр.); продавец не отвечает за погрузку товара на транспорт; покупатель несёт все расходы по вывозу товара со склада, перевозке, таможенному оформлению и т. д.

F

FАS Free alongside ship (Incoterms) свободно вдоль борта судна (Инкотермc)

Означает, что продавец несёт расходы по доставке в порт отправления. Продавец выполняет свои обязательства по доставке товара в тот момент, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах (в согласованном порту отгрузки). Покупатель оплачивает расходы по погрузке, фрахту судна, страхованию, разгрузке и доставке до пункта назначения. Риски переходят в момент доставки на причал порта погрузки.

FCA Free carrier (Incoterms) франко перевозчик (Инкотермc)

Торговый термин, включённый в Инкотермс и означающий, что продавец выполняет своё обязательство по поставке, когда он поставляет товар, очищенный от пошлин на экспорт, перевозчику, назначенному покупателем, в указанном месте. Указанное место поставки влияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара в таком месте. Если поставка происходит в помещениях продавца, то продавец несёт ответственность за отгрузку. Если поставка происходит в любом другом месте, то продавец не несёт ответственности за отгрузку.

FCL (full container load) Полная загрузка контейнера одним отправителем в адрес одного получателя.

FOB free on bоаrd (Incoterms) свободно на борту (Инкотермc)

Условия ФОБ предусматривают, что продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно; расходы по доставке товара на борт судна ложатся на продавца. В некоторых портах при поставках на условиях ФОБ расходы по погрузке несёт покупатель. Риск случайной гибели имущества или его повреждения возлагается на продавца — до момента пересечения товаром борта судна, и на покупателя — с указанного момента. Как правило, право собственности на товар переходит от продавца к покупателю одновременно с переходом риска.

FEEDER Фидер – судно/линия, обслуживающие порты удаленные от главных транспортных узлов.

FEU Эквивалентен объему сорокафутового контейнера.

FI (free in) Свободно от погрузки (морской термин)– условие перевозки при отправлении – означает, что фрахт не учитывает стоимости погрузки на судно.

FIFO (Free in and out) (морской термин) Расходы по погрузке на судно и выгрузке не входят в стоимость фрахта

FO (free out) Свободно от выгрузки (морской термин)– условие перевозки в месте назначения – означает, что фрахт не учитывает стоимости выгрузки с судна.

FR- flat rack Контейнер-платформа с торцевыми стенками. Предназначен для перевозки тяжелых длинномеров, оборудования, автобусов, траков, авиамоторов, и других тяжелых сборных грузов.

FREIGHT COLLECT Фрахт оплачивается получателем.

FREIGHT PREPAID Фрахт оплачивается отправителем.

G

GP — General purpose Стандартный контейнер, предназначенный для обычных грузов

GENERAL CARGO Генеральный груз – груз, который может быть пересчитан, т.е. груз, упакованный в тару, или штучный груз, в том числе: ящики, мешки, бочки, тюки, контейнеры и т. д.

GRI — general rate increases Дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, устанавливается в соответствии с тарифной политикой линейной конференции, носит, как правило, сезонный характер.

H

HC — high cube Контейнер, увеличенный по высоте (высота увеличена на один фут в сравнении со стандартным контейнером)

I

IN-BOND Не прошедший таможенную очистку (о товаре).

L

LCL — less than container load Груз, объем и вес которого значительно меньше объема контейнера. Как правило, в одном контейнере следует груз нескольких отправителей.

LI — line in Линейные условия при отправлении – условия, при которых экспедитор предоставляет следующие услуги, стоимость которых включена в ставку фрахта: снятие контейнера с транспортного средства (авто, жд), размещение на терминале (CY), погрузка на судно.

LO — line out Линейные условия при прибытии – условия, при которых экспедитор предоставляет следующие услуги, стоимость которых включена в ставку фрахта: выгрузка с судна, размещение на терминале (CY), погрузка на транспортное средство (авто, жд).

M

MOTHER VESSEL Крупнотоннажное линейное судно, обслуживающее порты с большим грузооборотом.

MT- metric ton Тонна метрическая = 1000кг.

N

NVOCC- Non Vessel Operating Common Carrier Перевозчик, владеющий определенным объемом грузовых помещений на судне, которым он не владеет и не управляет, обладающий правом издания бортовых коносаментов.

O

OGC (OOG-Out of Gauge) Негабаритный груз

OT — open top Опэн топ –контейнер с открытым верхом

P

POD — port of destination Порт выгрузки.

POL — port of loading Порт погрузки.

PSI Port Security Charge — Import – Расходы на безопасность в порту при импорте

PSS Peak Season Surcharge – Надбавка к фрахту обычно в летне-осенний период в связи с возрастающим объемом перевозок

R

RAMP Рампа Устройство для перемещения груза с одного вида транспорта на другой.

Условие перевозки при отправлении/прибытии — означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки от/до ближайшей к отправителю/получателю рампы; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до рампы (фрахт, погрузка/выгрузка с судна, терминальные услеги, погрузку на авто/жд транспорт, доставку до/от ближайшей к получателю/отправителю рампы).

REPO Возврат порожнего контейнера в ближайший сток перевозчика после выгрузки.

RF — refrigerated container Рефрижераторный контейнер.

RO/RO roll-on/roll-off судно типа «Po-Po», судно с горизонтальной системой погрузки/разгрузки

S

SER Carrier Security Charge Расходы на безопасность груза во время перевозки

SHIPPER Отправитель – лицо, фактически или номинально предоставляющее груз к перевозке, а также направляющее инструкции перевозчику.

SHIPPING REQUEST Инструкции по отправке груза – являются основой для заполнения коносамента.

SOC- container of shipper Контейнер – собственность отправителя (клиента).

STUFFING Загрузка контейнера.

T

TEU — Эквивалентент объема двадцатифутового контейнера.

Телекс Релиз (разг. «Телекс») – поручение агента в порту погрузки даваемое агенту в порту выгрузки на выдачу груза получателю без предоставления оригиналов коносаментов (см. к/с). Эта упрощенная форма выпуска груза линией применима лишь в случае, если оригиналы к/с не выпускались в порту погрузки или были возвращены отправителем обратно в линию.

THC — terminal handling charges Терминальная обработка груза – первоначально – любые услуги терминала по обработке груза: погрузка/выгрузка с судна, перемещение в штабель, выставление для производства работ и т. д.

В настоящее время в практике сложилось следующее понимание данного термина – услуги по обработке груза, оплату которых в соответствиями с обычаями порта производит отправитель, если это порт отправления (oTHC), или получатель, если это порт назначения (dTHC).

TRANSHIPMENT Трансшипмент – смена в транзитном порту судоходной линии для доставки из/в порт не обслуживаемый линией напрямую.

U

UN CODE Номер ООН – четырехзначный номер, используемый для обозначения вещества или группы веществ в соответствии с классификацией опасных грузов, разработанной Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций в рамках «Рекомендаций по перевозке опасных грузов».

W

WAY BILL Накладная – договор перевозки, также как и коносамент – документ, подтверждающий факт принятия груза перевозчиком к морской перевозке и обязательство передать его грузополучателю в порту назначения, ответственность перед перевозчиком за правильность заявленных в коносаменте сведений несет отправитель.

Накладная сопровождает груз при перевозке. В отличие от коносамента накладная не может быть товарораспорядительным документом.

WM Основа для начисления фрахта – вес или объем, применяется в зависимости от того, какой показатель (вес или объем) больше.

WNS Winter Surcharge – Надбавка к фрахту за ледовую проводку в замерзающих портах. Вводится, как правило, с 1 Декабря по 31 Марта и др.

Портовые сборы, применяемые к контейнерам в порту выгрузки

В данной статье речь пойдет о том, что ждёт контейнер с грузом после того, как он прибывает в порт выгрузки. Как правило, груз продаётся на условиях FOB, поэтому портовые сборы в порту отправления редко затрагивают экспедитора, и остаются в основном на совести отправителя.

Маленькая оговорка: всё, описанное в данной статье относительно контейнера, указанного в единственном числе, одинаково применимо к партии контейнеров, состоящей из нескольких штук. Стоимость услуг за единицу контейнера, соответственно, умножается на их количество. О классификации морских портов, сделанной на основе моего опыта, вы можете прочесть в этой статье.

Итак, после того, как контейнер прибыл в порт выгрузки, для получения права вывоза за пределы порта необходимо оплатить сборы агенту морской линии (информация об агенте, как правило, есть на сайте морской линии), чьими силами перевозился данный контейнер, либо экспедитору, который перевыставляет счета, полученные от агента морской линии. Совокупность и величина портовых сборов у каждой морской линии своя, однако, как правило, цифры у всех линий различаются незначительно. Опять же, эти данные всегда можно уточнить у агента (представителя) морской линии в порту назначения, либо запросить их у экспедитора, который будет заниматься внутрипортовым экспедированием груза.

Как правило, эти сборы включают в себя:

1. Выгрузку контейнера с корабля на причал порта, внутрипортовое перемещение груза, а также погрузку контейнера на автомобиль (железнодорожную платформу) для вывоза за пределы порта. Совокупность действий, перечисленных здесь, как правило именуется THC (terminal handling charge) или DTHC (destination terminal handling charge).

2. Перемещение контейнера на специальную площадку для взвешивания и обратно. Для установления истинного веса груза по чьему-либо требованию.

3. Перемещение контейнера на площадку для таможенного досмотра и обратно на контейнерную площадку.

4. Перемещение груза на площадку с ИДК (МИДК) и обратно.

5. Прохождение ИДК (аббревиатура, обозначающая инспекционно-досмотровый комплекс, в порту Новороссийск именуется как МИДК). Совокупность мероприятий, связанных со сканированием груза посредством специального оборудования.

6. Прохождение процедуры таможенного досмотра.

7. Выгрузка груза из контейнера (частичная либо полная).

8. Сбор за вывоз контейнера. Также известен, как merchant haulage, встречается в виде аббревиатуры типа MHH или подобным образом.

9. ISPS. Сбор за безопасность,также взимаемый морской линией в порту назначения (применяется в случае перевозки груза из Юго-Восточной Азии в Европу).

10. Зимняя надбавка (winter surcharge). Выставляется морской линией в зимнее время года в том случае, когда порт выгрузки является замерзающим и для его работы требуется привлечение ледокола. К примеру, порт Санкт-Петербург является замерзающим,а порт Восточный (Находка) — незамерзающим.

11. Различные вознаграждения агенту морской линии, зависящие от агента.

Некоторые аспекты, связанные с ценообразованием на услуги морской перевозки, приводятся в этой статье.

Внимание! Необходимо иметь в виду, что агент морской линии в порту назначения всегда выставляет счeт за свои услуги. И это логично, поскольку на обработку контейнера затрачивается время и рабочая сила. Однако агенты не всегда сообщают об этом, что порой может приводить к казусным ситуациям! Всегда уточняйте это!

12. Иные портовые сборы, не указанные выше. Я не ставил своей задачей описать все возможные расходы, а лишь указал на наиболее характерные из них.

Сборы, обозначеннные номерами 1, 8 и 11, являются обязательными во всех случаях. Остальные расходы теоретически являются необязательными, однако зачастую становятся неизбежными.

!Примечание! В случае обработки в порту опасных грузов или грузов, требующих температурного режима, а также в случае с негабаритными грузами портовые сборы всегда будут больше в сравнении с обработкой грузов в стандартных сухих контейнерах.

Кроме того, не стоит забывать о таких важных явлениях, как хранение в порту, демерредж (demurrage) и детешнен (detention) по контейнеру.

Хранение в порту — это аренда площадки под контейнер. Хранение в порту возникает с того момента, как контейнер был выгружен с корабля и поставлен на контейнерную площадку порта (причал). Даже если корабль будет полностью разгружен лишь спустя двое суток, хранение по конкретному контейнеру начнется с момента, когда его поставят на контейнерную площадку. То есть формально и фактически разгрузка корабля завершится только спустя двое суток, и к тому моменту, когда экспедитор получит право работать с контейнером, период хранения в порту по нему составит уже двое суток.

Период бесплатного хранения на различных терминалах различных портов, а также система тарификации платного периода отличаются друг от друга и должны уточняться в каждом случае. Хранение в порту исчисляется в сутках. Формально прекращается с даты, следующей за датой вывоза контейнера за пределы территории порта. Другими словами, неполные сутки всегда зачитываются как полные.

Демерредж по контейнеру — это так называемый период аренды контейнера в течение времени нахождения контейнера на территории порта. Аналогично хранению в порту, отсчёт демерреджа начинается с даты его постановки на причал. Однако бесплатный период по демерреджу, как правило, бывает больше, чем период бесплатного хранения в порту. Фактически в тот момент, когда контейнер вывозится за пределы портовой зоны. Формально прекращается начиная с даты, следующей за датой вывоза контейнера за пределы порта. Исчисляется в сутках.

Внимание! Следует различать понятия хранения в порту и демерреджа. Хранение в порту в конечном итоге оплачивается портовому терминалу, на территории которого хранится данный контейнер. Демерредж оплачивается в пользу морской линии, которая сдает конкретный контейнер в аренду.

Детеншен — это период аренды контейнера за пределами морского порта. Детеншен начинается с даты, когда контейнер вывозится за пределы порта и продолжается до даты, следующей за датой , когда его после выгрузки возвращают пустым в порт.

В зависимости от порта, понятия «демерредж» и «детеншен» могут существовать, либо понятие «демерредж» будет включать в себя то и другое, а понятие «детеншен» будет вовсе отсутствовать. К первому случаю относится, например, порт Рига. Ко второму случаю относится порт Новороссийск.

Основные сокращения , принятые в коммерческой практике линейного судоходства .

Разумеется это далеко не полный перечень, а всего лишь некий обобщающий материал (ничего нового тут придумать нельзя ) , лишь попытка подоступней объяснить иногда слишком сложный и честно не всегда оправданный язык общения линейных судоходных компаний

  • характеризующие распределение расходов по оплате грузовых работ:

FIOS — Free In/Out Stowed – в ставку фрахта включена только стоимость морской перевозки; погрузка и выгрузка, а также укладка груза – оплачивается отправителем/получателем груза отдельно;

FIO — – Free In/Out в ставку фрахта включена стоимость морской перевозки, но не включена стоимость ППР в портах отправления и назначения;

FILO — Free in/Liner out – в провозную плату включены расходы по терминальной обработке в порту выгрузки, погрузка оплачивается отправителем отдельно LIFO — Liner in/Free out – провозную плату включены расходы по терминальной обработке в порту погрузки, выгрузка оплачивается получателем отдельно;

LILO — Liner in/out — полные линейные условия (в ставку фрахта включены терминальные расходы, как в порту погрузки, так и в порту выгрузки)

CY – Container Yard – контейнерный терминал, может находиться вблизи порта или непосредственно на территории его; Например: LI-CY — Liner in /Container yard (в ставку включены расходы по перевозке от порта погрузки до контейнерного терминала назначения, включают терминальные расходы в порту отправления, выгрузка на терминале производится силами заказчика)

CYFO; CYLO: CYCY; LICY по аналогии.

Может быть т.н. дверная доставка: DoorDoor включающая в себя все расходы до конечного места назначения . Обычно в этих случаях выгрузка из контейнера производится силами и за счет получателя ( если иное не оговорено условиями поставки)

  • в ставку фрахта могут быть включены или оплачиваться дополнительно надбавки/сборы/платы :

CAF (Currency Adjustment Factor) — индексация курсовой разницы валют; BAF (Bunker Adjustment Factor) — индексация изменения цен на топливо; WHG (Wharfage) — причальный сбор;

CUC (Chassis Using Charge) — сбор за пользование шасси; DOC (Documentation Fee) — сбор за оформление документов и ряд других.

  • При контейнерных перевозках дополнительно таким же образом распределяются расходы по оплате затарки/растарки контейнеров:

LCL/LCL – less container load/less container load. Загрузка и разгрузка контейнера выполняется перевозчиком на его складе.

LCL/FCL – less container load/full container load. Загрузку груза в контейнер выполняет перевозчик, а разгрузку – получатель, на своем складе.

FCL/LCL – full container load/ less container load. Грузоотправитель сдает перевозчику загруженный контейнер, перевозчик в порту назначения разгружает контейнер на своем складе и выдает получателю отдельными местами.

FCL/FCL – full container load/ full container load. Перевозчик принимает груз в контейнере и в таком же виде сдает его в порту назначения получателю.

Данные аббревиатуры так же обозначают :

LCL — Less than Container Load -отправках, при которых партия груза меньше, чем грузовместимость контейнера

FCL обозначают вид сервиса по отправке в одном контейнере грузов одного отправителя

При дальнейшей заинтересованности, можем вместе с Вами и дальше изучать этот язык . Как вариант – можно делать более детальный разбор каждого сокращения по Вашему запрос или по списку, с примерами и потенциальными возможностями их применения.

Похожие записи

  • Фрахтование морского тоннажа
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: