Система «Поток»: описание, возможности. Аппаратно-программный комплекс «Поток»

ЦОД «Поток» предназначен для информационного обеспечения служебной деятельности ведомств и служб (оперативно-розыскные подразделения, дежурные части, центры управления нарядами правоохранительных органов, ситуационные , структуры, выполняющие охранную деятельность), связанной с получением, обработкой, анализом оперативной информации (данных) о фактах прохождения транспортными средствами специальных рубежей контроля, оснащённых специальными техническими средствами с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи, работающими в автоматическом режиме (далее — устройства фото- видеофиксации). Возможно применение ЦОД «Поток» для полного и объективного анализа ситуации при выявлении административного нарушения в области БДД и передачи достаточной информации (данных) в автоматизированные системы вынесения постановлений по делу об административном правонарушении (далее АП) и расчёта ущерба дорожному полотну, нанесённому движением транспортного средства с превышением допустимых общей массы или нагрузок на оси.

Принцип действия

Скорость движущихся объектов, находящихся в зоне обнаружения их видеокамерами АПК, определяется по пройденному пути за определенное время. Это достигается используемыми алгоритмами программного обеспечения специализированного вычислителя и применением видеокамер с высокой разрешающей способностью (HD). При таком методе отпадает необходимость в лазерных или радарных измерителях скорости, что значительно снижает эксплуатационные расходы и объем монтажных работ.

Вычислители системы «Поток» объединены в единую сеть, ядром которой является центральный диспетчерский центр. Обмен информацией между вычислителями одной группы происходит с использованием Wi-Fi технологии. При этом расстояние может достигать нескольких сотен метров. Для связи с удаленным диспетчерским центром применена технология беспроводного Интернета, доступная в конкретном регионе (WCDMA, HSDPA).

Работа диспетчера

Информационная безопасность поддерживается применением программного шифрования.

Сколько камер автоматической фиксации установлено в Москве?

Лично мы пока видели квитанции только с одной камеры — той, которая установлена на Дмитровке. ГИБДД же путается в показаниях. Летом Кирьянов (главный в ГИБДД по безопасности дорожного движения) говорил о том, что с первого июля запустилось три зоны фиксации в Москве (Сущевка, Каретный ряд и Лефортово) с семью камерами и три зоны в области (36 км Дмитровского шоссе, 28 км Горьковского шоссе и 37 км Новорязанского шоссе).

В более ранних публикациях говорилось о том, что с первого июля в области будет работать только один комплекс — как раз на Дмитровке, а общее количество камер до конца года достигнет 27.

На прошедшей же в октябре конференции господин Казанцев (начальник УГИБДД ГУВД по Москве, что бы это не значило) сообщил о том, что в городе все так же работает всего три зоны фиксации. Правда, вместо Лефортово была упомянута камера на проспеке Мира перед Рижской эстакадой, снимающая поток, движущийся в сторону центра. Еще он обещал 15 камер на МКАДе через месяц — то есть, по идее, они уже должны работать — и в общей сложности сто камер в ближайшей перспективе. Полного доверия словам представителей ГИБДД нет, так как все их свидетельства в какой-то степени противоречат друг другу.

Помимо перечисленного нам встречались следующие свидетельства:

  • Анонимное свидетельство о получении штрафа с камеры на Шоссе Энтузиастов
  • Упоминание о камере на пересечении Нового Арбата и Садового кольца, автоматическую сущность которой «скрывает ГИБДД»
  • Свидетельства нескольких человек на auto.ru, которые сообщали о получении штрафов с камер на Ярославке
  • Аналогичные упоминания про Алтуфьевское шоссе

Решайте сами, чему верить. Мы же от греха подальше отметили упомянутые камеры на нашей карте. Увидеть именно их можно, щелкнув по галочке «Штраф по почте».

Состав АПК

В описание системы «Поток» входит перечень его основных функциональных узлов:

  • вычислитель на базе компьютера, использующего аппаратную платформу х86/х64, имеющий модуль ввода видеосигнала от камер;
  • блок питания для вычислителя;
  • видео датчик, представляющий собой цветную Full-HD камеру;
  • инфракрасный прожектор, позволяющий производить контроль движения в темное время суток;
  • антенна WI-FI для обмена данными между компьютерными вычислителями одной группы;
  • программное обеспечение (ПО) «Поток» ПДД.

В комплект поставки входит эксплуатационная документация, выполненная в бумажном печатном и электронном виде. А также здесь есть комплект кронштейнов для монтажа системы «Поток».

Программное обеспечение

Идентификационные данные программного обеспечения:

Наименование

программного

обеспечения

Идентификационное наименование программного обеспечения Номер версии (идентификационный номер) программного обеспечения Цифровой идентификатор программного обеспечения (контрольная сумма исполняемого кода) Алгоритм вычисления цифрового идентификатора программного обеспечения
Поток-ПДД Поток 6.1 v.6.1.0.0 6.1 Первые две цифры номера версии

Установка метрологически значимой составляющей программного обеспечения производится в заводских условиях при производстве и на этапе пусконаладки. В процессе эксплуатации не предусматривается какое-либо воздействие на ПО (установка или изменение ПО, настройка параметров). В интерфейсе пользователя нет возможности влиять на метрологические параметры ПО. Доступ к метрологически значимой части ПО в процессе эксплуатации невозможен.

Защита от несанкционированного воздействия по вычислительной сети осуществляется с помощью использования сложных паролей для всех средств удаленного доступа в операционную систему вычислителя. При доступе по сети Wi-Fi дополнительно используется шифрование канала по технологии WPA2.

Защита ПО от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню «А» по МИ 3286-2010.

Особенности комплекса

Фиксация нарушений ПДД производится при превышении объектом наблюдения допустимой скорости движения с одновременной фиксацией его внешнего вида и номера государственной регистрации. Этот файл передается по беспроводному Интернету на центральный пункт диспетчера. Компьютер последнего после проведенного анализа архива транспортных средств, находящихся в розыске, выдает результат и сообщает его на серверы ГИБДД.

Нарушения ПДД

При размещении одиночной телекамеры вдоль потока движения угол ее обзора не превышает 3 метров. Добиться обзора 3-4 рядов с одновременной фиксацией всех номеров позволяет использование нескольких камер, ориентированных к оси движения под разными углами. Такой способ позволяет производить обзор крупного перекрестка. Изменением угла наклона используемых камер можно добиться фиксации номеров участников дорожного движения, перемещающихся на незначительной дистанции друг от друга.

Комплекс видеофиксации

В работу комплекса заложена функция распознавания однострочных номерных знаков, выполненных с использованием как кириллицы, так и латиницы.

Камеры сплели паутиной

МВД перевело центры автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД на новое программное обеспечение под названием «Паутина», сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс- довольно давно используется для предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с хищением или угоном транспортных средств, а также для розыска машин. Но до недавнего времени работала только в нескольких регионах, в том числе в Москве и Московской области. «Российская газета» уже рассказывала об этой системе. Что же она собой представляет? По сути, это просто специальная программа, которая очень умно анализирует поступающую информацию о движении транспорта, используя принцип: автомобиль не может появиться ниоткуда и исчезнуть в никуда. Причем эта программа может выполнять сотни тысяч задач одновременно. А информацию она получает со всех камер наружного наблюдения, а не только с комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений.

Она распознает марку автомобиля. Также она может отыскать машину лишь по части номера, причем распознает и проверяет по федеральным базам все типы регистрационных знаков, в том числе иностранные. Способна вычислять движение автомашин-«двойников» на территории России. Впрочем, многие способности системы по понятным причинам не разглашаются.

Как это работает? В ситуационном центре на экране вдруг начинает мигать некий объект — подозрительная машина. Инспектор передает информацию об автомобиле ближайшему экипажу ДПС. Тот останавливает машину и проверяет ее. Система способна вычислять угнанные автомобили еще до того, как об угоне заявит автовладелец. Такая идея была реализована на основе нетипичного поведения автомобиля. Например, под камерой проехал автомобиль, но система знает, что машина с таким номером в этот район за последнее время не въезжала. И она тут же подает сигнал, что эту машину нужно проверить. Вдруг ее угнали, а номера перевесили?

За месяцы, а тем более годы эксплуатации автомобиля вырабатываются определенные маршруты его движения, если, конечно, он не используется в качестве такси или каршеринга.

Корреспондент «РГ» лично в этом убедился, проверив движение своего автомобиля, когда тестировалась возможность системы отслеживать нетипичное поведение. Если маршрут отличается от стандартного, это может быть сигналом к тому, что машину надо остановить и проверить.

В общем, за время эксплуатации системы с 2012 года количество угонов в Москве и области снизилось с 12 тысяч машин в год до 1,6 тысячи. Выросла раскрываемость подобных преступлений. Полноценное покрытие хотя бы Центрального федерального округа позволит еще более эффективно отыскивать такие машины.

А уж если к системе подключатся все регионы, то найти угнанный автомобиль перестанет быть проблемой.

Впрочем, для эффективной ее работы есть еще одно важное и крайне дорогое условие: покрытие камерами всех дорог. Сейчас лидеры по количеству камер — это Москва и Московская область, Татарстан и Краснодарский край.

Работа системы «Паутина» по вычислению угнанных машин основана на принципе: автомобиль не может появиться ниоткуда и исчезнуть в никуда

Также предполагается, что эта часть этой системы войдет в систему электронного обжалования штрафов, которая должна заработать с 1 сентября этого года.

Напомним, что ошибочные штрафы можно будет обжаловать в электронном виде через портал Госуслуг. Правда, для начала придется верифицировать свою подпись на этом портале. «Паутина» позволит достоверно установить, ошибочно выписан штраф или нет.

Заявления будут распределяться с помощью нового программного обеспечения с портала Госуслуг в нужный ЦАФАП.

Функциональные возможности

Все возможности АПК «Поток-ПДД» укладываются в концепцию обеспечения безопасности движения. К основным из них относятся следующие:

  • фиксация знаков государственной регистрации транспортных средств (ТС), что пересекли зоны контроля;
  • определение транспортных средств, знаки регистрации которых находятся в базах розыска;
  • выдача предупреждающей звуковой или визуальной сигнализации в случае обнаружения разыскиваемого ТС;
  • возможность автоматического вывода на устройства печати изображения разыскиваемого ТС с указанием его номера регистрации;
  • выдача данных о дате и времени проезда ТС через пункт контроля, где установлено средство регистрации.
  • формирование журнала (архива) зафиксированных нарушений с возможностью доступа к нему оператора главного диспетчерского центра.

Указанные функциональные возможности системы «Поток-ПДД» позволяют в значительной степени уменьшить уровень аварийности.

Преимущества

Программный модуль “Поток” интеллектуальной транспортной системы имеет следующие преимущества:

4.1. Web интерфейс

Используется собственный пользовательский интерфейс, разработанный промышленным дизайнером. Интерфейс пользователя разработан как полноценное кэшируемое web-приложение, не требующее значительных вычислительных ресурсов рабочего места пользователя. Для работы web-интерфейса модуля достаточно вычислительных ресурсов «тонкого» клиента.

4.2. Модульная структура, возможности масштабирования

Устанавливаются функциональные возможности модуля. которые необходимы “здесь и сейчас”. Снижаются первоначальные затраты на приобретение и внедрение модуля.

Расширение функциональных возможностей происходит без остановки работы модуля “прозрачно” для пользователя.

Приложения могут работать как на персональных ЭВМ, так и на высокопроизводительном серверном оборудовании, в зависимости от объёма обрабатываемых данных.

4.3. Собственный картографичекий сервер

Программный модуль «Поток» имеет в своём составе собственный картографический сервер, который позволяет отображать цифровую карту автомобильных дорог, установленных комплексов фото, видеофиксации, объектов дорожной инфраструктуры. Все объекты сохранены в базе данных картографического сервера в графическом виде подготовленном для быстрого отображения на экране информационных устройств — нет необходимости ожидать выполнения каки-либо расчётов изображения. Необходимые объёкты выводятся сразу же по запросу пользователя.

Собственный картографический сервер с базой данных объектов обеспечивает полноценную работу модуля в закрытых вычислительных сетях без доступа к Интернет, что особенно актуально для правоохранительных органов, ситуационных и в других случаях, когда требуется повышенная безопасность данных.

4.4. Применение современного стека технологий

При проектировании программного модуля “Поток” принята трёхуровневая модель построения приложений.

В качестве системы управления базами данных используется PostgreSQL.

Используемый компилируемый язык программирования Go позволяет строить многопоточные кроссплатформенные приложения с высокой степенью масштабирования.

Для разработки пользовательских интерфейсов используется фреймворк для создания пользовательских web-интерфейсов Webix, который обеспечивает создание кэшируемого web-приложения, не требующего значительных вычислительных ресурсов рабочего места пользователя.

Данные инструментальные средства позволяют эффективно создавать, поддерживать и развивать ПО с более низкой стоимостью работ

Технические характеристики

Аппаратно-программный комплекс представляет собой устройство, состоящее из отдельных блоков, решающих свои конкретные задачи. Поэтому технические характеристики надо разделять на несколько составных частей. Они в технической документации на аппаратную часть АПК «Поток-ПДД» выглядят следующим образом:

  • параметры, относящиеся к HD-датчику высокого разрешения;
  • параметры, характеризующие удаленный компьютерный вычислитель.

Кроме этого, указаны характеристики, определяющие габаритные размеры его отдельных модулей, их вес, температурный рабочий диапазон и величину напряжения питания комплекса переменным током.

Как отличить обычную камеру от камеры автоматической фиксации?

Если вы посмотрите на квитанцию с Дмитровки, то увидите в блоке «Данные технического средства» его название: «ИСРУ РАПИРА». Существует одноименный скоростемер от . В то же время нам попались на глаза свидетельства использования этого скоростемера в составе комплекса распознавания «АвтоУраган» и даже акт соответствующих испытаний. Если внимательно почитать про эти испытания, то мы увидим, что к комплексу распознавания может быть подключена любого вида камера. Общий вывод — опасаться стоит любых камер, скомпонованных в один блок с коробкой «Рапиры».

Еще есть из Казани. Здесь мы находим сразу два упоминания технических стредств: «КАДР-1» и «Искра-Видео». Приставка «мобил» вместе с ракурсом наводят на мысль о том, что комплекс, которому принадлежит авторство фотографии, является мобильным. И правда, существует комплекс «Искра-Видео» от , включающий в себя видеофиксатор «КАДР-1». Все оборудование целиком помещается в легковой машине, поэтому неясно, как его наличие определить заранее.

Кроме прямых свидетельств есть еще и статья от «Авторевю», где говорится об использовании комплексов «Крис» и «Арена». Не совсем понятно, какой именно из «Крис»-ов имелся в виду: «Крис-С» или «Крис-П». А вот с Ареной интереснее — выпускается она той же фирмой, которая производит Рапиру и Рапиру же помимо прочего в себе содержит.

Итого, перечень инсталляций, которых, как нам кажется,стоит опасаться, выглядит следующим образом:

  • «Арена» (стационарная версия, размещенная над дорогой и cбоку от дороги, а также мобильная версия)
  • Любые камеры с прикрепленной «Рапирой»
  • «Искра-Видео»
  • «Крис» (стационарная и мобильная версии)

HD-датчик высокого разрешения, его характеристики

К основным техническим характеристикам камеры видеонаблюдения на дорогах можно отнести следующие:

  • разрешение матрицы — 1920*1080;
  • частота кадров прогрессивной развертки — 25 кадр/с;
  • объектив с 10-краным увеличением имеющий функцию оптической фокусировки и обладающий способностью изменять фокусное расстояние в диапазоне (6,3-63) мм;
  • наличие электронного затвора и отключаемого инфракрасного (ИК) фильтра;
  • использование цифрового интерфейса HDMI для передачи видеосигнала матрицы с частотой 25 кадр/с;
  • применение Ethernet соединения по WEB интерфейсу для управления объективом и параметрами датчика HD;
  • применение алгоритмов компрессии M-JPEG и H.264 при показе видео в цифровом формате (режим реального времени).

Датчик имеет устройство защиты от грозы и грязи.

Автоматическая фиксация нарушений ПДДД

Использование в условиях улицы при любой погоде подразумевает наличие внутреннего обогрева с автоматическим включением и отключением в зависимости от температуры.

Описание работы программного модуля “Поток”

3.1. Сбор данных от комплексов фотовидеофиксации

Модуль “Поток” обеспечивает сбор данных от комплексов фотовидеофиксации в многопоточном режиме — для каждого комплекса выделяются отдельные вычислительные ресурсы, независимые от других потоков.

Обеспечивается сбор данных:

  • о проездах транспортных средств;
  • о нарушениях ПДД.

Сбор данных может быть организован:

  • в режиме реального времени — при наличии постоянного канала связи до комплекса фотовидеофиксации;
  • при установлении связи с комплексом — в таком случае получаются все данные с момента последнего успешного сеанса связи;
  • с внешних носителей информации — при отсутствии канала связи.

Возможности модуля “Поток” по конфигурации сбора данных позволяют пользователям самостоятельно подключить и настроить режимы получения данных с комплексов.

3.2. Наглядный вывод фотоизображений транспортных средств на визуальные устройства отображения информации в реальном времени

Позволяет в режиме реального времени отображать на:

  • информационных панелях;
  • мониторах ПЭВМ;
  • экранах мобильных устройств

фотоизображения и сведения о транспортных средствах, прошедших установленный рубеж контроля, предоставляя возможность для контроля над дорожной обстановкой в режиме реального времени.

Пример вывода фотоизображений ТС в «ночном» режиме Пример вывода фотоизображений ТС в «обычном» режиме Пример вывода фотоизображений ТС на цифровую карту,

развёрнутую на весь экран

3.3. Сохранение данных в едином информационном массиве от любых видов регистрирующих устройств

Используемое технологическое решение позволяет интегрировать и собирать данные в едином информационном массиве от любых видов регистрирующих устройств:

  • комплексы фотовидеофиксации транспортных средств;
  • специальные технические средства фотовидеофиксации нарушений в области БДД;
  • автоматический системы весогабаритного контроля;
  • пункты весогабаритного контроля;
  • дорожные метеостанции;
  • трекеры ГЛОНАСС/GPS, установленные на транспортных средствах и самоходных машинах.

3.4. Применение искусственного интеллекта

Возможности использования технологий “искусственного интеллекта” в программном модуле “Поток” позволят реализовать следующие возможности.

  • Автоматическое распознавание типов и категорий транспортных средств с помощью обучаемых нейронных сетей в транспортном потоке в режиме реального времени или с помощью анализа фотоизображений и (или видеозаписей).
  • Определение и прогнозирование загруженности участков улиц и автомобильных дорог. Например, по данному участку дороги регулярно фиксируется значительное количество грузового транспорта.
  • Планирование степени износа, необходимости ремонтных работ, модернизации, расширения дорожной сети в зависимости от соотношения видов транспортных средств.
  • В автоматическом режиме выявлять правонарушения допускаемые водителями определённых видов транспортных средств. Например, движение грузовых транспортных средств в зоне действия знака 3.4 “Движение грузовых транспортных средств запрещено” или контроль максимальной разрешённой скорости в зависимости от типа транспортного средства.
  • Автоматическое распознавание марок, моделей, цвета транспортных средств с помощью обучаемых нейронных сетей в транспортном потоке в режиме реального времени или с помощью анализа фотоизображений и (или) видеозаписей обеспечит правоохранительным органам оперативных розыск и выявление заданных транспортных средств.

Автоматическое определение типа ТС для расчёта превышения допустимой скорости. Величина максимальной допустимой скорости для грузовых и легковых ТС на дорогах вне населённых пунктов различна

  • Автоматическое определение уникальных внешних особенностей транспортных средств, таких как, например:
  • установленное дополнительное оборудование;
  • специальные цветографические схемы;
  • рекламные и другие надписи и изображения;
  • сколы, царапины лакокрасочного покрытия;
  • повреждения кузова и других элементов,

с помощью обучаемых нейронных сетей в транспортном потоке в режиме реального времени или с помощью анализа фотоизображений и (или) видеозаписей обеспечит:

  • автоматическое выявление правонарушений, связанных с внесением изменений в конструкцию транспортных средств;
  • автоматическое выявление фактов дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
  • оперативных розыск и выявление конкретных транспортных средств;
  • контроль движения специального автотранспорта с включенными проблесковыми маяками.

3.5. Проверка транспортных средств по розыскным, оперативным, сторожевым и другим подключаемым учётам в реальном времени

Позволяет в режиме реального времени, немедленно после фиксации факта прохождения транспортным средством установленного рубежа контроля, проверить его регистрационный знак на наличие в учётах:

  • угнанного (похищенного) транспорта (в части совпадения регистрационного знака);
  • транспортных средств, регистрация которых прекращена;
  • утраченных, похищенных, уничтоженных регистрационных знаков;
  • транспортных средств, движущихся с поддельными или подложными регистрационными знаками;
  • подключаемых пользователем любых других служебных, оперативных и сторожевых учётов, например учёта транспортных средств неплательщиков штрафов и (или) алиментов, формируемого службой судебных приставов, учёта транспортных средств, перемещение которых контролируется правоохранительными органами или ФСБ РФ и т. д.

Пример формирования пользователем неограниченного коичества розыскных, оперативных, контрольных учётов ТС

3.6. Поиск и выборка зафиксированных транспортных средств

Модуль “Поток” обеспечивает поиск зафиксированного транспортного средства по:

  • регистрационному знаку;
  • любому фрагменту регистрационного знака;
  • времени фиксации;
  • месту фиксации;
  • наименованию и серийному номеру комплекса фотофиксации.

Втроенная цифровая карта позволяет выбрать необходимые для поиска комплексы фотовидеофиксации выделив манипулятором «мышь» область на карте.

Полученные в виде списка результаты поиска могут быть выведены на экран рабочего места или выгружены в отдельный файл формата MS Excel или другого удобного пользователю.

Для быстрого анализа полученной информации в состав списка включено превью изображения (уменьшенное изображение) зафиксированного транспортного средства с быстрым переходом в “один клик” к просмотру полного изображения.

Вывод результатов поиска зафиксированных ТС Предпросмотр изображения зафиксированного ТС

в результатах поиска

3.7. Возможность построения предполагаемых маршрутов движения заданного транспортного средства на цифровой карте

На основе полученной в результате выборки фактов фиксации заданного транспортного средства за определённый период модуль “Поток” имеет возможность построить и вывести цифровую карту маршруты движения данного транспортного средства.

Применение обучаемых нейронных сетей позволяет “научить” модуль, используя имеющиеся данные, построить предполагаемый маршрут движения или определить вероятное местонахождение транспортного средства в зависимости от заданного времени, дня недели и т. д.

3.8. Возможность определения сопровождения или преследования заданного транспортного средства

Выборка транспортных средств, которые двигались за контролируемым автомобилем (с настраиваемой пользователем глубиной времени) и были зафиксированы несколькими рубежами контроля (количество рубежей контроля может быть установлено пользователем).

Функциональная возможность поможет правоохранительным органам определить, например, вероятных виновников ДТП, скрывшихся с места происшествия.


Пример автоматического построения списка ТС, преследующих заданное ТС

3.9. «Подписка» ответственного должностного лица на получение сведений о возникновении контрольного события в режиме реального времени

Реализован механизм направления сообщения о возникновении заданного контрольного события заинтересованному должностному лицу. Как примеры таких событий можно привести:

  • факт фиксации транспортного средства с заданным регистрационным знаком или фрагментом регистрационного знака;

Пользователь имеет возможность самостоятельно настроить виды событий, о которых он хочет получать оповещения. Сведения о событии могут быть направлены на рабочее место пользователя.

Имеется возможность формирования текстового сообщения (СМС) на мобильный телефон сотрудника. Например, инспектор по розыску может получать сведения о всех выявленных совпадениях зафиксированных транспортных средств с розыскными учётами.

Пример карточки события фиксации ТС, предоставляемой должностному лицу

3.10. Взаимодействие с ЦАФАПОБДД ГИБДД в части направления сведений о зафиксированных фактах нарушений в области БДД

Программный модуль “Поток” автоматически направит материал о зафиксированном факте правонарушения в области БДД в ЦАФАПОБДД ГИБДД для принятия решения о вынесении постановления по делу об административном правонарушении на имя собственника ТС.

Материал направляется в оригинальном виде, содержащем электронную подпись, сформированную комплексом фотовидеофиксации.

Программный модуль “Поток” не вносит изменений в первичный оригинальный материал.

3.11. Взаимодействие с автоматизированной информационно-управляющей системой подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции (АИУС ДПС). Визуализация очагов аварийности и статистики ДТП на цифровой карте

Получение информации от АИУС ДПС МВД РФ о фактах дорожно-транспортных происшествий, анализ и визуализация на цифровой карте очагов аварийности.

Программный модуль “Поток” имеет возможности анализа соответствия мест возникновения очагов аварийности от мест и эффективности работы комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД.

3.12. Взаимодействие с федеральной информационной системой контроля передвижения транспортных средств по улицам и автодорогам Российской Федерации «Паутина»

Реализовано направление данных о всех проездах транспортных средств в федеральную информационную систему контроля передвижения транспортных средств по улицам и автодорогам Российской Федерации «Паутина» в режиме реального времени в установленном формате (при наличии доступа).

3.13. Взаимодействие с интеллектуальными средствами регулирования дорожного движения

На основе анализа интенсивности транспортных потоков по различным направлениям выдача рекомендаций или прямое управление интеллектуальными средствами регулирования дорожным движением, например:

  • светофорные объекты — увеличение или уменьшение времени запрещающего или разрешающего цвета светофора в зависимости от количества транспортных средств с различных сторон перекрёстка;
  • реверсивные полосы — изменение направления движения по реверсивной полосе в зависимости от интенсивности движения в различных направлений или от времени суток;
  • изменение разрешённой скорости в зависимости от интенсивности движения, погодных или других заданных условий;
  • формирование и вывод дополнительной предупреждающей информации участникам дорожного движения на информационные табло.

3.14. Визуализация места расположения, состояния и эффективности работы комплексов фотовидеофиксации с помощью цифровой карты

Отображение в режиме реального времени на цифровой карте в виде пиктограмм мест установки комплексов фотовидеофиксации :

  • работающих — информация от которых поступает в настоящий момент;
  • работающих, но информации от которых не поступало заданное время;
  • выключенных пользователем для проведения поверки, регламентных или других работ.

Возможности цифровой карты и анализа собранных данных позволяют отображать сведения об эффективности работы комплексов фотовидеофиксации, выделяя цветом комплексы, для которых параметры эффективности работы ниже средних или установленных пользователем значений. Например:

  • количество выявляемых нарушений ПДД в отношении всего фиксируемого потока транспортных средств;
  • процент материалов, для которых регистрационный знак не распознан или распознан с ошибкой;
  • процент зафиксированных нарушений ПДД, которые ЦАФАПОБДД ГИБДД отклонил от вынесения постановлений по техническим причинам.

Дополнительно цифровая карта модуля “Поток” обеспечивает следующие возможности:

  • выбор комплексов фотовидеофиксации кликом манипулятора “мышь” или выделением области на карте;
  • просмотр статистики работы выбранных комплексов за отчётный период;
  • выключить получение данных с комплекса для выполнения поверки, регламентных и других видов работ (только администратор модуля “Поток”);
  • установить место дислокации нового комплекса фотовидеофиксации (только администратор модуля “Поток”).

Выбор комплексов на цифровой карте

выделением заданной области «мышью»

Отображение состояния работоспособности комплексов

на цифровой карте

3.15. Оповещения ответственных должностных лиц о нарушении работоспособности комплекса, прекращении поступления данных, снижения эффективности работы

Возможность направления сообщения об изменении режима работы или состояния комплекса фотовидеофиксации ответственному должностному лицу. Как примеры таких событий можно привести:

  • включение (выключение) получения данных с комплекса;
  • неожиданное прекращение получение данных с комплекса;
  • отсутствие данных от комплекса в течение заданного времени;
  • снижение эффективности работы комплекса: уменьшение числа выявляемых нарушений ПДД;
  • снижение качества фотоизображений;
  • увеличение количества отклонённых от вынесения постановления материалов.

Пользователь имеет возможность самостоятельно настроить виды событий, о которых он хочет получать оповещения. Сведения о событии могут быть направлены на рабочее место пользователя. Имеется возможность формирования текстового сообщения (СМС) на мобильный телефон сотрудника.

Предоставление пользователю списка состояния комплексов фотовидеофиксации

3.16. Формирование статистических и аналитических отчётов по эффективности работы комплексов фотовидеофиксации

В программный модуль “Поток” встроены статистические и аналитические отчёты, позволяющие объективно оценить качество и результаты работы комплексов фотовидеофиксации.

На основании анализа полученных отчётов принимаются необходимые управленческие и технические решения о повышении эффективности работы системы фотовидеофиксации в целом.

Пример определения пользователем параметров формирования отчётов Пример сформированного отчёта

Характеристики внешнего вычислителя

Удаленный внешний вычислитель, используемый в аппаратной части АПК, обладает следующими основными техническими характеристиками:

  • использование 64-битной операционной системы (ОС) Windows 7 Professional от Microsoft;
  • объем твердотельного жесткого диска (HDD) составляет 100 Гб;
  • использование оперативной памяти (RAM) DDR 3 с объемом 4 Гб;
  • применение центрального процессора Core i7-2600K от Intel;
  • применение платы видеозахвата с HDMI-интерфейсом.

Вычислитель помещен в корпус типа IP68 всепогодного исполнения. Его система охлаждения использует естественную вентиляцию, не имеет элементов кинематики. При совместном использовании с HD-датчиком диапазон измеряемых скоростей отслеживаемых объектов составляет (20-215) км/ч с абсолютной погрешностью, не превышающей 3 км/ч.

Основные решаемые задачи

ПО АКП «Поток-ПДД» позволяет решать большое количество задач. Все они направлены на снижение количества дорожно-транспортных происшествий. Внедрение этой системы способствует повышению безопасности на дорогах.

Система видеофиксации ПДД

Основными из них являются следующие:

  • фиксация превышения скорости движения транспортным средством, что регламентируется дорожными знаками ограничения;
  • фиксация движения ТС, которое не соответствует запрещающему сигналу работающего светофора;
  • фиксация нарушений, связанных с несоблюдением водителем ТС дорожной разметки;
  • фиксация пересечения СТОП-линии, требующей обязательной остановки перед ней;
  • фиксация нарушений требований ПДД при проезде ТС через нерегулируемый пешеходный переход с видимой дорожной разметкой;
  • фиксация выезда ТС на полосу встречного движения;
  • фиксация нарушений, связанных с движением ТС по полосе, предназначенной для движения по ней общественного транспорта;
  • фиксация выезда ТС на железнодорожный переезд при запрете этого действия, полученное от светящегося запрещающего сигнала светофора;
  • проверка ТС по базам данных розыска после определения его знака государственной регистрации;
  • передача по каналам беспроводного Интернета или по проводным каналам связи информации о зафиксированных нарушениях с точным указанием даты и времени.

Реализация алгоритмов, определяющих нарушение правил дорожного движения, возможна при правильной установке камер видеонаблюдения. Их количество должно быть не менее двух единиц.

Новые видеокамеры на дорогах

Одна из них является обзорной. Установка ее производится таким образом, чтобы получить максимум информации о наличии в контролируемой зоне движущихся объектов наблюдения. Такими зонами можно считать пешеходные переходы, СТОП-линии, железнодорожные переезды, сплошные или двойные линии на трассах, полосы движения общественного транспорта.

Знак камеры

В ситуациях, где участвует запрещающий сигнал светофора, информация о его состоянии также должна быть получена обзорной камерой. Определение цвета производится на основе анализа количества полученных пикселей. Каждой цветовой гамме в алгоритме ПО заложено соответствие.

Основная камера предназначена для фиксации всех знаков государственной регистрации ТС. Она переходит в активный режим работы по сигналу, полученному от камеры обзора. В результате ее работы нарушения записываются в память, формируется файл, который пересылается на центральный компьютер диспетчера.

2. Возможности

Решение указанных выше задач, а также вопросов, ежедневно возникающих в работе органов исполнительной власти, таких как:

  • сбор, обработка и анализ данных, поступающих от комплексов фотовидеофиксации и других регистрирующих устройств;
  • управление транспортными потоками, интенсивность которых постоянно растёт;
  • выявление правонарушений в области БДД и реализация принципа “неотвратимости наказания”;
  • контроль перевозок грузов и движения транспортных средств с превышением весогабаритных параметров;
  • расширение действующих возможностей программы “Безопасный город”;
  • оперативное управление нарядами правоохранительных органов и экипажами служб спасения, скорой помощи;
  • эффективный мониторинг и управление комплексами фотовидеофиксации транспортных средств и нарушений ПДД;

поддерживается следующими функциональными возможностями программного модуля “Поток” интеллектуальной транспортной системы:

  • Сбор данных от комплексов фотовидеофиксации в многопоточном режиме:
  • о проездах транспортных средств;
  • о нарушениях ПДД.
  • Наглядный вывод фотоизображений транспортных средств, проходящих рубежи контроля, на визуальные устройства отображения информации в реальном времени.
  • Сохранение данных в едином информационном массиве от любых видов регистрирующих устройств.
  • Применение искусственного интеллекта:
      определение марки, цвета, типа транспортного средства по фотоизображению с использованием обучаемых нейронных сетей;
  • возможность определения индивидуальных особенностей транспортного средства по фотоизображению с использованием обучаемых нейронных сетей.
  • Проверка транспортных средств по розыскным, оперативным, сторожевым и другим подключаемым учётам в реальном времени.
  • Гибкие возможности проведения поисков и выборок зафиксированных транспортных средств.
  • Возможность построения предполагаемых маршрутов движения заданного транспортного средства на цифровой карте.
  • Возможность определения преследования заданного транспортного средства.
  • «Подписка» ответственного должностного лица на получение сведений о возникновении контрольного события в режиме реального времени.
  • Взаимодействие с ЦАФАПОБДД ГИБДД в части направления сведений о зафиксированных фактах нарушений в области БДД для вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях.
  • Взаимодействие с федеральной информационной системой контроля передвижения транспортных средств по улицам и автодорогам Российской Федерации «Паутина» в части направления данных на федеральный уровень.
  • Взаимодействие с автоматизированной информационно-управляющей системой подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции (АИУС ДПС) в части получения сведений о дорожно-транспортных происшествиях. Визуализация очагов аварийности и статистики ДТП на цифровой карте.
  • Взаимодействие с интеллектуальными средствами регулирования дорожного движения.
  • Визуализация места расположения, состояния и эффективности работы комплексов фотовидеофиксации с помощью цифровой карты.
  • Оповещения ответственных должностных лиц о нарушении работоспособности комплекса, прекращении поступления данных, снижения эффективности работы.
  • Формирование статистических и аналитических отчётов по эффективности работы комплексов фотовидеофиксации.
  • Перечисленные функциональные возможности позволяют автоматизировать процессы получения, обработки и использования данных от комплексов фотовидеофиксации транспортных средств и других регистрирующих устройств в следующем виде:

    Общая схема информационных взаиомдействий при работе системы «Поток» в рамках интеллектуальной транспортной платформы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: