Кто виноват, если при встречном разъезде машины притерлись зеркалами?

Жители нашей страны делятся на две категории: первые являются автомобилистами, а вторые мечтают когда-нибудь сесть за руль своего авто. И ежегодно десятки тысяч человек воплощают свою мечту. Но чтобы стать автомобилистом, мало иметь деньги на покупку машины, нужно еще окончить водительские курсы.

Водитель-новичок – источник повышенной опасности на дороге. Даже досконально зная ПДД, он не имеет достаточно навыков для выполнения того или иного маневра. И одним из наиболее сложных маневров является перестроение. Неправильное его выполнение нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям.

Как выполняется маневр

Перестраиваясь в другой ряд, водитель должен учитывать следующие правила:

  1. В первую очередь нужно обращать внимание на движение других транспортных средств. Перед перестроением необходимо пропустить все машины, движущиеся справа.
  2. Совершая перестроение, автомобилист должен уступить дорогу тем ТС, которые не планируют менять полосу движения.
  3. Перестраиваясь, автомобилист должен включить поворотник. Таким образом он известит других участников движения о планируемых действиях.

Большинство ДТП при перестроении случаются по двум причинам:

  • водитель не пропустил другие авто;
  • перед выполнением маневра автомобилист не включил сигнал поворота.

При движении в общем транспортном потоке задачей каждого автомобилиста является контроль ситуации на дороге. Очень важно обращать внимание на движение других водителей, своевременно реагируя на изменения ситуации. Если требуется, один автомобилист должен предоставить приоритет другому.

знак дтп

Столкновения при нарушении правил обгона

Обгон – один из наиболее сложных маневров, который предполагает наличие у водителя не только уверенных навыков управления транспортным средством, но и правильной оценки дорожной ситуации перед его выполнением.

Как правило, обгон осуществляется в режиме набора скорости, с выездом на встречную полосу движения, что неизменно повышает степень опасности данного маневра.

В ряде дорожных ситуаций даже опытным водителям не всегда удается безупречно выполнить обгон автомобиля, не нарушив предписаний ПДД РФ.

На видеозаписи, зафиксировавшей ДТП, при обгоне по встречке поворачивающего автомобиля видно, как автомобиль (№1), на котором установлен видеорегистратор, после выезда на проезжую часть дороги с прилегающей территории занял левую полосу для движения и продолжил по ней движение.

Завершив встречный разъезд с транспортными средствами, водитель автомобиля №1 предпринял маневр поворота влево (разворота).

В момент нахождения данного транспортного средства на встречной полосе происходит столкновение с автомобилем (№2), выполнявшим обгон поворачивающего автомобиля (№1).

Можно долго спорить в поисках ответа на вопрос кто виноват в столкновении автомобилей?

При этом аргументы водителя автомобиля №2 в подтверждении вины водителя №1 могут сводиться к возможному нарушению последним правил маневрирования, не указания им светового сигнала левого поворота, выполнение маневра левого поворота не с той полосы.

Водитель №1 также может обосновать вину оппонента.

Например, пункт 11.2 ПДД РФ запрещает обгон транспортного средства с включенным указателем левого поворота.

А кто теперь докажет, включал водитель № 1 световой сигнал или не включал?

Объективно опровергнуть, а равно как и подтвердить включение сигнала почти невозможно, если на автомобиле №2 на момент происшествия отсутствовал видеорегистратор.

Для того, чтобы дать однозначный ответ на вопрос кто прав или кто виноват в ДТП при обгоне в данной ситуации, необходимо дать анализ действиям каждого из водителей и соотнести результаты с имеющимися в деле доказательствами.

При отсутствии возможности изучить материалы о ДТП обратимся к видеозаписи.

Визуально видно, что проезжая часть дороги имеет четыре полосы для движения транспортных средств, по две в каждом направлении, дорожная разметка отсутствует.

В таких условиях водители при определении расположения транспортного средства на проезжей части дороги должны руководствоваться пунктом 9.1 ПДД РФ.

Исходя из критериев, перечисленных в названной норме — ширины дороги, габаритов автомобилей и интервалов между ними, водитель автомобиля № 1 занял перед поворотом левую полосу и, находясь по середине проезжей части дороги, приступил к выполнению левого поворота (разворота).

Данный маневр не запрещен ПДД РФ.

После выезда автомобиля №1 на встречную полосу происходит столкновение с автомобилем № 2.

Координаты места столкновения относительно элементов дороги определены и зафиксированы в схеме.

Таким образом, диагноз: ДТП на встречке, при обгоне поворачивающего автомобиля.

К разочарованию водителя №2 отметим, что пункт 9.2 ПДД РФ в рассматриваемой ситуации запрещает ему выезд на полосу, предназначенную для встречного движения.

На основании изложенного, действия водителя автомобиля №2 не соответствуют требованиям пунктов 1.5, 9.1, 9.2 ПДД РФ, а при доказанности включения водителем автомобиля № 1 указателя поворота — левого светового сигнала и пункта 11.2 ПДД РФ.

Обзор распространенных нарушений

Рассмотрим несколько наиболее частых нарушений, которые совершают водители при перестроении:

  1. Перестраиваясь, автомобилист не соблюдает дистанцию. Подобные действия чаще всего заканчиваются столкновением.
  2. Заметив препятствие на своей полосе, водитель начинает резко перестраиваться в другой ряд. При это не включает поворотники, а потому другие участники движения не успевают своевременно отреагировать на изменившуюся обстановку.
  3. Перестроение осуществляется в пробке. Как только освобождается место в соседнем ряду, водитель старается занять его, опередив других автомобилистов. Естественно, желая «проскочить», он не подает никаких световых сигналов, что приводит к столкновению. Подобная ситуация – не редкость.
  4. Водитель не обращает внимания на действия других автомобилистов. Включив поворотник, он должен убедиться в том, что другие авто его пропускают. В противном случае возможна серьезная авария.

Обоюдная вина

Если нет разметки и знаков, определяющих полосность движения на дороге, то согласно ПДД водители должны на глаз поделить проезжую часть пополам и двигаться по своей стороне. Если ширина проезжей части дороги или габариты транспортных средств не позволяют автомобилям разъехаться на дороге с учетом безопасного бокового интервала, то тут по обоюдному согласованию кто-то съезжает на обочину и уступает дорогу или оба съезжают на обочину одним колесом и так разъезжаются.

Если же при встречном разъезде автомобили все-таки зацепились зеркалами, то здесь инспекторам ГАИ необходимо очень потрудиться, чтобы найти виновного. Когда обе машины двигались навстречу и каждая оставалась на своей полосе при отсутствующей разметке, то, скорей всего, оба водителя будут виновны в нарушении ПДД: «водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения».

Статья по теме

В какой день недели происходит больше всего ДТП?

Когда оба автомобилиста нарушили одно и то же правило, то сотрудники ГАИ записывают в протокол обоюдную вину. В этом случае страховые выплаты начисляются в особом порядке и обоим пострадавшим. Правда, сумма выплат покрывает ремонт не полностью, а лишь частично, исходя из установленной законом пропорции. Недостающую сумму на ремонт выплачивают владельцы пострадавших автомобилей.

Учимся выполнять перестроение правильно

На первый взгляд этот маневр не вызывает особых сложностей. Однако на практике существует целый ряд нюансов, которые нужно соблюдать для того, чтобы не попасть в аварию. Осуществляя перестроение, водитель должен следовать такому алгоритму:

  1. В первую очередь нужно оценить ситуацию на дороге. Перестраивающийся автомобиль не должен создавать помех движению других ТС. Для этого нужно посмотреть по сторонам и в зеркала заднего вида. Также следует убедиться в том, что на дороге отсутствуют ямы, препятствующие перестроению.
  2. Перед маневром необходимо включить поворотник, уведомив других водителей о планируемых действиях.
  3. Перестраиваться следует плавно, без резких рывков в стороны, которые могут окончиться плачевно. При этом водитель должен следить за действиями других автомобилистов.

Как выполнить перестроение

Как же правильно выполнять перестроение?

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему

— просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

  1. Прежде всего, автомобилист должен сообщить о своем желании другим водителям, которые двигаются рядом с ним. Своевременно поданный световой сигнал практически в ста процентах случаев помогает избежать дорожно-транспортного происшествия при выполнении такого маневра.
  2. Перед тем, как выполнить перестроение, автолюбитель должен убедиться в безопасности выполнения данного маневра. Действия автовладельца не должны создавать неудобства прочим участникам дорожного движения, заставлять их экстренно тормозить.
  3. Перед тем, как выполнить маневр, автомобилист должен убедиться в его безопасности, посмотреть в зеркала заднего вида. Соответственно, их также необходимо настроить перед тем, как начать движение.
  4. Следующий шаг – выбор скоростного режима, по которому двигается выбранная водителем полоса. Выбор угла выполнения маневра, траектории осуществления движения транспортного средства.
  5. При внезапном обнаружении ямы, не стоит сразу же выполнять перестроение. Прочие участники движения могут не среагировать на такой маневр, что закончится ДТП.
  6. Начать выполнение маневра необходимо плавно, без резких движений, что может быть оценено другими участниками в качестве опасности.

Как оформить ДТП

Неправильное выполнение перестроения чаще всего приводит к столкновению с другим транспортным средством. В таком случае автомобилист должен знать правила оформления ДТП.

По умолчанию авария оформляется инспектором ГИБДД. Однако автомобилисты могут составить евротокол, не привлекая к данному процессу сотрудников дорожной полиции. Для этого должны быть соблюдены следующие условия:

  • в аварии принимало участия два транспортных средства;
  • в результате столкновения пострадали только автомобили;
  • у водителей отсутствуют разногласия касательно виновника ДТП;
  • ущерб от аварии не превышает 50 тысяч рублей;
  • оба автомобилиста имеют полисы ОСАГО (при наличии КАСКО вызывать инспекторов ГИБДД нужно обязательно).

Ответственность за неправильное перестроение

Совершив данное правонарушение, водитель может получить одно из следующих наказаний:

  • штраф в размере 500 рублей;
  • лишение ВУ сроком до 12 месяцев.

Правила дорожного движения при перестроении

Для начала рассмотрим пункты правил дорожного движения, регламентирующие перестроение транспортных средств:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Пункт 8.4 позволяет определить приоритет транспортных средств при перестроении.

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Пункт 8.1 регламентирует подачу сигнала поворота при выполнении перестроения.

На первый взгляд все довольно просто:

  • Перед перестроением нужно включить сигнал поворота.
  • При перестроении нужно уступить дорогу автомобилям, движущимся без изменения направления.
  • При одновременном перестроении следует пропустить автомобиль, находящийся справа.

На практике же при возникновении ДТП часто возникают сложности с определением виновника дорожно-транспортного происшествия. Подобные ситуации будут рассмотрены далее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: