Обязательное личное страхование пассажиров общественного транспорта

Сначала несколько цифр. По данным ГИБДД, за 11 месяцев минувшего года в стране произошло 182 481 дорожно-транспортное происшествие, в результатепогибли 24 109 человек, а 228 777 получили ранения. С ужасающей частотой повторяются аварии с маршрутками и междугородними автобусами. Кроме того, происшествия периодически случаются на воздушном, железнодорожном, городском, водном транспорте. То есть ежегодно речь идёт о десятках тысяч погибших и сотнях тысяч пострадавших. Сколько из них получили компенсации или не получили, статистика не говорит.

Основы и виды страхования пассажиров при перевозке на общественном транспорте

Страхование пассажиров относят к личной форме защиты от рисков. До 2013 года в России оно было обязательным. С 1 января 2014 года заменено на страхование гражданской ответственности. Существует также комбинированный вид – комплекс услуг. Под защитой находится:

  • имущество пассажира;
  • транспортное средство;
  • жизнь;
  • гражданская ответственность за причинение вреда.

Страхование ответственности регламентируется ФЗ № 67. Основные моменты.

  1. Договор заключается на 12 месяцев (не менее) для всех транспортных средств (ТС) перевозчика.
  2. Защита не определяется видом ТС.
  3. В случае отсутствия договора страхования, перевозчик несет такую же ответственность перед пассажиром, как и при его наличии.
  4. При уклонении от ответственности с владельца автопарка взыскиваются денежные средства в размере стоимости договора со страховщиком.
  5. Пассажир имеет право получить информацию о страховщике в доступной форме: на билете, через громкоговоритель или по требованию.
  6. Цена договора не зависит от вида транспортного средства.

Пассажир застрахован с начала поездки. На сумму выплат не влияет вина водителя, форс-мажорные обстоятельства и другие факторы.

Ответственность перевозчиков перед пассажирами

26.05.20 13:45

ОСГОПП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

Введение ОСГОПП в Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который вступил в силу с 1 января 2013 г. Этот нормативный акт регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (за исключением метрополитена и легковых такси) за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

  • Договор ОСГОПП заключается сроком не менее, чем на 1 год и в отношении всего парка ТС перевозчика;
  • Виды перевозок, которые подлежат страхованию:
  1. Железнодорожный транспорт пригородного сообщения и дальнего следования, включая международные перевозки;
  2. Воздушный транспорт: самолеты внутренних и международных линий и вертолеты;
  3. Морской транспорт;
  4. Внутренний водный транспорт;
  5. Автобусные перевозки, включая внутригородские, пригородные, междугородние и международные перевозки;
  6. Городской электрический транспорт: троллейбусы и трамваи;легкое метро и монорельсовый транспорт.
  • Независимо от вида транспорта перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность.
  • Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
  • Суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее — орган транспортного контроля и надзора), в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
  • Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике, с которым у него заключен договор обязательного страхования (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения указанной информации в местах, доступных для пассажиров (в местах продажи билетов, на информационных стендах, в транспортном средстве), на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на билете, в раздаточных информационных материалах, путем транслирования посредством звуковых информационно-справочных систем либо иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии.

Единая стоимость. Разная надежность

Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП установлены Указанием Центрального Банка РФ и являются едиными для всех перевозчиков в зависимости от вида транспорта и вида перевозок.

Несмотря на то, что купить полис ОСГОПП можно во многих компаниях, нужно иметь в виду, что от надежности выбранной страховой компании будет зависеть, насколько простой будет процедура урегулирования убытка при наступлении страхового события.

Страховые выплаты

Действующим законодательством установлены лимиты страховых выплат при наступлении ответственности перевозчика в результате причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в пределах установленных договором ОСГОПП страховых сумм:

Риск Страховая сумма (минимальная)
Причинение вреда жизни 2 025 000 рублей
Причинение вреда здоровью 2 000 000 рублей
Причинение ущерба имуществу 23 000 рублей

Необходимо обратить ваше внимание, что наступление гражданской ответственности перед пассажирами возникает вне зависимости от вины водителя, управляющего транспортным средством или иных условий.

Таким образом, как только пассажир вошел в транспортное средство (самолет, вертолет, поезд, корабль/паром, автобус, троллейбус и т. д.) за любой вред, причиненный его жизни, здоровью или имуществу отвечает перевозчик, но, при наличии договора ОСГОПП, его ответственность будет переложена на страховщика.

На каких видах транспорта необходимо

В обязательном порядке должны быть застрахованы следующие виды перевозок:

  • железнодорожный транспорт – пригород, дальнее следование и международное сообщение;
  • воздушные судна – самолеты на внутренних и международных рейсах, вертолеты;
  • водный транспорт, включая внутренний;
  • автобусное сообщение – городские ТС, пригород и межгород;
  • иные средства – троллейбус, трамвай, монорельсовый транспорт.


Виды перевозчиков, подлежащих страхования

Не подлежат страхованию:

  • такси;
  • метрополитен.

При поездке на метро пассажир имеет право на возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью. В отличие от других видов ТС оплата производится из средств самого перевозчика. Гражданин получит компенсацию только в случае возникновения риска непосредственно в вагоне.

Первыми обязывались страховать пассажиров ООО «РЖД» и ПАО «Аэрофлот».

От чего полис защищает

Ущерб может быть причинен транспортом в ходе его эксплуатации, например, при транспортировании груза или перевозке пассажиров.

Причем не исключается вероятность его нанесения различным группам лиц, поэтому договор страхования необходимо заключать на случаи:

  • нанесения вреда жизни, ведущего к нарушению нормальной деятельности организма пассажиров;
  • порчи багажа, который сдают пассажиры на транспортировку;
  • утраты, получение дефекта, отправления груза сданного для транспортировки по неверному направлению;
  • покрытия ущерба третьих лиц.

Условия договора страхования отличаются от вида перевозок, на которые распространяется страховая защита, которые подразделяются на:

  • внутреннюю, которое распространяется на территорию Федерации;
  • международную, осуществляемую за пределы страны.

На какую сумму застрахован

При возникновении несчастного случая в общественном транспорте пассажир вправе рассчитывать на следующие выплаты:

  • смерть, получение инвалидности 1 группы – 2 млн. 25 тыс. руб.;
  • выкидыш или преждевременные роды, закончившиеся летальным исходом для младенца – 1 мл. руб.;
  • причинение вреда здоровью – до 2 млн. руб.;
  • ущерб имуществу – 23 тыс. руб.

При гибели гражданина компенсацию получают родственники погибшего. В случае получения инвалидности ребенком – его родители.

Сумма выплаты за причинение вреда здоровью рассчитывается пропорционально тяжести состояния. Например, за перелом конечностей пассажиру причитается до 500 тыс. руб.

Добровольное страхование: какие риски покрывает?

Добровольная полётная страховка покрывает значительно больше рисков по сравнению с обязательной и позволяет рассчитывать на компенсацию в следующих случаях:

  • Получение вреда жизни и здоровью. Здесь не задействовано государство, поэтому максимальную сумму компенсации выбирает будущий пассажир, а процент в зависимости от степени ущерба определяет страховая компания. Сумма компенсации по добровольной страховке может быть выше, чем при обязательном страховании. При этом пассажир имеет право получить компенсации по обеим страховкам. И это достойный ответ на вопрос, нужно ли страхование на время полёта.
  • Задержка рейса больше чем на 4 часа. В этом случае пассажиру возмещаются расходы на проживание, питание, приобретение нового билета и другие затраты, связанные с задержкой.
  • Потеря, повреждение или задержка багажа — дополнительно к обязательной компенсации от авиакомпании.
  • Отмена поездки. В этой ситуации пассажир может вернуть стоимость невозвратных билетов. Такие авиабилеты стоят значительно дешевле обычных, на них часто действуют скидки. Но если планы по непредвиденным причинам изменятся (например, из-за попадания в ДТП, госпитализации, пожара в квартире и т. д.), вернуть потраченные деньги или изменить даты путешествия на другие не получится — и билеты просто сгорят. Полётная страховка позволяет вернуть за них деньги. В сумме невозвратные билеты с дополнительной страховкой обойдутся дешевле, чем обычные. Стоит ли покупать страховку на самолёт в этом случае? Однозначно.

Получить компенсацию при отмене поездки не только за авиабилеты, но и за оплаченные отели и любые туруслуги поможет страховка от невыезда.

Как подтвердить факт поездки на транспортном средстве, попавшем в аварию

Главным подтверждающим документом является проездной билет в натуральном или электронном виде. В случае его отсутствия:

  • банковская выписка с указанием наименования организации-продавца (при покупке билета на самолет, к примеру);
  • электронное письмо с официального сайта перевозчика о безналичной оплате;
  • видеозаписи с камер наблюдения (при покупке за наличные в пункте продажи билетов).

Физическое присутствие пассажира на момент получения травмы в общественном транспорте само по себе является доказательством. Для его применения необходимо зафиксировать факт обращения в медицинскую организацию путем вызова бригады Скорой помощи к месту аварии.

Добровольное страхование: в каких случаях пассажир не получит компенсацию?

Страховые выплаты не положены, если ситуация произошла из-за:

  • нарушения пассажиром законодательства, правил перевозок, неподчинения приказам командира воздушного судна, бортпроводников и других уполномоченных лиц;
  • нахождения пассажира в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • наличия у пострадавшего как ранее, так и впервые выявленных в период действия полиса хронических, онкологических, психических заболеваний – в случае страхования отмены поездки;
  • опоздания на рейс после регистрации;
  • стихийных бедствий и по ряду других случаев.

Куда обращаться при получении травмы

Пострадавший пассажир получает денежную компенсацию через страховую компанию. Пошаговая инструкция действий в случае получения травмы на общественном транспорте.

  1. Обратиться к водителю, кондуктору, бортпроводнику и т. д. Известить ответственное лицо о факте нанесения вреда здоровью. Попросить вызвать медицинского сотрудника.
  2. Записать номер транспортного средства, номера телефонов свидетелей.
  3. Получить у водителя специальную заполненную форму о получении травмы. Это можно сделать позднее у перевозчика.
  4. Пройти экспертизу для определения степени тяжести вреда здоровью.
  5. Обратиться в страховую компанию.

При получении травмы пассажир может обратиться с требованием уплаты части компенсации ранее установленного срока (предварительно).

Заявление пострадавшего рассматривается не более 30 дней. Затем на указанный счет перечисляются денежные средства.

Страховые случаи

По условиям договора страховым риском является причинение различных видов ущерба сторонним лицам страхователем в ходе деятельности, которое он осуществляет на своем транспорте.

Исходя из него к страховым случаям отнесено документально подтвержденное событие, вследствие которого сторонние лица выставляют претензии сообразно нормам законодательных актов к страхователю.

Претензии касаются вопроса покрытия ущерба, понесенного ими. Также случаи, имеющие прямое отношение к отмеченному в договоре транспорту, его использовании.

К ним по договору относятся:

  • нарушение установленных сроков доставление груза в назначенный пункт;
  • несвоевременное прибытие пассажиров в пункт назначения по вине перевозчика;
  • неурочное предоставление груза страхователем, выдача его без сопроводительных документов, несоответствие, расхождение по количественному составу перевозимого груза;
  • кончина пострадавшего лица, нанесение увечий лицам, пребывающим за пределами транспорта;
  • нанесение телесного увечья потерпевшему, смерть пассажира, пребывающего на транспортном средстве в момент времени, когда произошел несчастный случай, аварии;
  • утрата, порча багажа вследствие возникновения событий, за которые согласно указаниям закона страховщик несет ответственность.

Договор

Перевозчик обязан заключить договор страхования, если:

  • совершает транспортировку пассажиров;
  • его деятельность регламентируется кодексом или уставом;
  • количество граждан в ТС более 8 человек.


Образец договора страхования пассажиров при перевозках общественным транспортом

Страхователем является лицо, которому принадлежат ТС на праве:

  • собственности;
  • лизинга;
  • аренды;
  • оперативного управления.

Договор заключается в установленной форме. Условия могут быть различны для внутренних и международных перевозок.

Организации-перевозчику и ответственным должностным лицам грозит административный штраф за отсутствие договора страхования. В случае отказа от представления информации пассажиру также налагается взыскание.

Особенности договора

По действующим правилам страхователем может быть любое юридическое лицо, желающее застраховать свою ответственность перед третьими лицами.

Причем он может иметь любую организационно-правовую форму, обладать правом собственности на транспортное средство, владеть им на правах аренды.

Юридическое лицо может заниматься перевозкой пассажиров, транспортировать грузы, если у него имеется лицензия или разрешение на осуществление деятельности в соответствии с порядком, который установлен законодательными актами Федерации.

При заключении договора стороны должны рассмотреть все виды страховых случаев, по которым будет возмещаться ущерб третьим лицам.

Оно совершается согласно:

  • указаниям законодательных актов РФ;
  • действующих законов иностранных государств;
  • нормам международного права.

Предметом страхования выступают интересы страхователя, его права и обязанности, касающиеся его обязательств по возмещению нанесенного ущерба.

Страховая компания согласно оговоренным в договоре страхования условиям, производит оплату расходов страхователя, которые он за причиненный им убыток выплачивает третьим лицам. Она совершается за счет страховых взносов, которые вносит страхователь.

В договоре должны быть оговорены все условия, касающиеся эксплуатации транспорта, потому что ответственность страхователя может наступить в любой момент времени.

Договор страхования.

Правила страхования.

Личное страхование пассажиров

Личное страхование пассажиров является формой обязательного. Гражданская ответственность перевозчика распространяется также на все виды туристской и экскурсионной деятельности.

Обязательное условия для получения страховки – уплата взноса за предоставленную услугу (или проезда). Граждане, имеющие право на льготную или бесплатную перевозку освобождены от этого.

Личное страхование может иметь добровольную форму. При этом гражданин получает не только возмещение вреда здоровью, но и оплату лечения.

Обращение в страховую компанию не привязано к определенным срокам и осуществляется в любой удобный для пассажира момент.

Вопрос назрел

В этой связи особую остроту приобретает страхование пассажиров любого вида транспорта, ведь существующая практика показывает, что в случае происшествий основная финансовая нагрузка в виде компенсаций за нанесённый ущерб, как правило, ложится на федеральный и региональные бюджеты. А непосредственные виновники – перевозчики – в силу недостаточно прописанных норм или собственной несостоятельности, в том числе и мнимой, зачастую не несут каких-либо серьёзных финансовых нагрузок для возмещения ущерба гражданам.

Подобная практика сложилась потому, что в сфере транспортных коммуникаций сегодня в стране обязательным является лишь страхование ответственности перевозчика на воздушном транспорте. Для других видов транспорта всё это осуществляется внесистемно или же вовсе отсутствует. К примеру, при перевозке по железной дороге пассажиры приобретают страховку вместе с билетом самостоятельно. В случае с ОСАГО также не все вопросы урегулированы. В частности, закон никак не защищает пассажиров, сидящих в машине виновника ДТП. В целом же складывается достаточно парадоксальная ситуация: для летающих самолётами жизнь страхуется авиаперевозчиками, для перемещающихся на железнодорожном транспорте – самими пассажирами, а попавшие в ДТП на автомобиле могут вообще остаться без страхового возмещения.

Негатива добавляет и тот факт, что страховые суммы за вред, причинённый жизни и здоровью пассажиров, различаются в разы. При этом не всегда в полном объёме и своевременно осуществляется возмещение пассажиру вреда, причинённого ему в процессе перевозки. По действующим правилам верхняя граница страховых выплат при страховых случаях на железной дороге составляет всего 12 тысяч рублей. Что может быть абсолютно несопоставимо с возможной стоимостью лечения. Отказать в выплатах сегодня можно и по причине отсутствия у перевозчиков необходимых средств для возмещения причинённого вреда.

Как вывод: существующая система личного страхования пассажиров не обеспечивает соразмерного и гарантированного возмещения вреда, причинённого им при осуществлении перевозки, и законодательные перемены в данной сфере более чем назрели.

Страхование багажа

Страхование гражданской ответственности предполагает возмещение ущерба относительно имущества пассажира. При этом не учитывается:

  • стоимость багажа;
  • его ценность;
  • необходимость на данный момент времени;
  • потери, понесенные в результате понесенного ущерба.

Оплата производится перевозчиком исходя из веса. Фиксированные ставки указаны в документации перевозчика и страховой компании. В случае авиасообщения ценности (ювелирные украшения, меха и пр.) прописываются в отдельной декларации.

Пассажир в праве самостоятельно застраховать багаж от потери и поломки, а также от:

  • стихийного бедствия;
  • ДТП;
  • порчи;
  • военных действий;
  • кражи.

Для этого необходимо обратиться в специализированную компанию и заключить договор.

Что это такое

В основе страхования ответственности перевозчика лежат требования, предъявляемые международными договорами. Они регулируют условия осуществления перевозок сообразно типам транспортного средства.

При транспортировании груза используются общие международные принципы, которые устанавливают пределы ответственности перевозчиков. В их число входит:

  • страховщик освобождается от него, если создаются обстоятельства непреодолимой силы, отнесенные к чрезвычайным ситуациям;
  • при введении ограничений по финансовым средствам.

Данный вид представлен несколькими видами страхования, которые подразделяются по типу транспортных средств, по распространению на них правил страхования, групп понесенных ущерб лиц, способствующих наступлению ответственности страховых компаний.

К ним относится подстраховка ответственности перевозчика в качестве:

  • судовладельцев;
  • воздушного судна или авиационного транспорта;
  • автотранспортных средств, включая городской;
  • железнодорожного транспорта.

Он защищает признанное объектом страхования имущество лиц, понесших убытки при перевозке пассажиров или транспортировании грузов.

Страхование ответственности совершается на основе договора, которое заключается ради выгоды лиц, не участвовавших в заключение договора, однако их интересы затрагиваются договором, кому нанесен ущерб страхователем в результате его деятельности.

Итоги

  1. Страхование гражданской ответственности перевозчика по правовому статусу идентично обязательному личному страхованию.
  2. Риски пассажиров исключаются на всех видах перевозок, кроме такси и метрополитена.
  3. Заключение договора страхования обязательно для всех организаций. Не зависит от формы собственности, владения и ТС.
  4. Выплаты при получении травмы перечисляются за счет средств страховой организации. Денежная компенсация прямо пропорциональна тяжести причиненного вреда здоровью.
  5. За отсутствие заключенного договора и отказ от представления информации по вопросу организация-перевозчик несет административную ответственность в виде штрафа.
  6. Пассажир в праве самостоятельно застраховать свою жизнь и имущества. Это не отменят обязанности перевозчика нести ответственность за его жизнь и здоровье.

В чём тонкости

Новый закон предусматривает обязательное страхование с равными суммами выплат для всех категорий пассажирских перевозок и любых видов транспорта. Одновременно сводится к минимуму возможность страховщика отказывать в выплате страхового возмещения или освободиться от такой выплаты иным способом. С этой целью устанавливается гражданско-правовая ответственность за необоснованный отказ в выплате страхового возмещения или за задержку, исключается возможность уменьшать эту ответственность. В соответствии с законом, потерпевшим, в случае если не удаётся получить страховое возмещение, будет предоставлена возможность обращаться за выплатой в профессиональное объединение страховых организаций, создаваемое в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях». То есть застраховать свою ответственность перевозчику абы у кого не получится. При этом страховщику вменено в обязанность: в случае смерти потерпевшего или причинения тяжкого вреда его здоровью по заявлению потерпевшего или выгодоприобретателя до полного определения размера подлежащего возмещению вреда осуществить часть выплаты страхового возмещения. Пассажир будет защищён и от бюрократической волокиты. Ведь не секрет, что в случае с другими видами страхования зачастую гражданам отказывают в выплатах из-за якобы несоответствия поданных ими документов неким требованиям. В данном случае закон специально оговаривает, что страховщик для принятия решения о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования может требовать от выгодоприобретателя предоставления только тех документов, которые включены в соответствующий перечень документов, утверждаемый Правительством РФ. И этот список является исчерпывающим. Минимальные страховые суммы, установленные для рисков причинения вреда жизни или здоровью, определены на основе уже существующего стандарта возмещения вреда, который действует в настоящее время для пассажиров на воздушном транспорте.

Предполагается, что в результате принятия законопроекта произойдёт выравнивание размеров компенсаций за ущерб жизни и здоровью вне зависимости от вида транспорта, которым пользуется пассажир. Непосредственно срок урегулирования убытков оценивается в среднем в 30 дней, что значительно меньше судебной процедуры определения размера ущерба жизни и здоровью, которая занимает не менее двух месяцев с момента подачи документов.

Ещё одним из важных аспектов законопроекта является широкий перечень страхуемых рисков и ограниченное число исключений из страхового покрытия. К примеру, риски совершения террористических актов в перечень исключений не входят. Во многих других видах страхования страховщики для исключения своей ответственности относили террористические акты к понятию форс-мажора.

После принятия закона будет неважно, каким видом транспорта пользуется пассажир, поскольку он в любом случае заключает публичный договор с профессиональным перевозчиком. Таким образом, вне зависимости от способа путешествия пассажиру гарантируется справедливое возмещение причинённого ему вреда.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: