Страхование ответственности перевозчика грузов и пассажиров

Добрый день, уважаемый читатель.

Наряду со страховкой ОСАГО, которая должна быть оформлена на все транспортные средства, в России существует и еще одна дополнительная страховка, связанная с коммерческим транспортом. Речь идет об ОСГОП — обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика.

Суть этой страховки сводится к тому, что если при поездке на автобусе жизни, здоровью или имуществу пассажира будет причинен ущерб, то этот ущерб должна возместить страховая компания по ОСГОП.

В этой статье речь пойдет о том, кому нужна страховка ОСГОП, а также о некоторых особенностях этой страховки:

  • В каких случаях обязательно страхование ответственности перевозчика?
  • Нужно ли ОСГОП при перевозках работников предприятия?
  • Нужно ли ОСГОП на личный автобус?
  • Размер выплат по страховке ОСГОП.
  • Регрессное требование по ОСГОП.

Кто регулирует эту отрасль

Страхование ответственности перевозчика предполагает компенсации при нанесении вреда жизни и здоровью пассажиров и ущерба их багажу. Основной его объект – защита интересов пассажиров. Риски также включают в себя ущерб, что был нанесен третьим лицам, находящимся рядом с транспортным средством.

ВАЖНО! Полис не распространяется на неприятные ситуации, которые произошли с пассажирами вне транспортных средств. Поэтому этот вид страхования относят к гражданской ответственности перед третьими лицами. Даже если водитель не является виноватым в причиненном ущербе, ответственность все равно лежит на перевозчике.

Обязательное оформление полиса регламентирует Федеральный закон от 14.06.2012 №67-Ф3 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном». Также этот вид страхования регулируют такие нормативные акты:

  • кодекс торгового мореплавания;
  • устав автомобильного и наземного электрического транспорта;
  • устав железнодорожного транспорта;
  • воздушный кодекс;
  • кодекс внутреннего водного транспорта.

Исполнение обязательств контролирует Ространснадзор.

Железнодорожные перевозки

Согласно транспортному железнодорожному уставу от 1998 г., перевозчик должен отвечать только здоровье и жизнь пассажиров и их багаж. Ручная кладь сюда не относится, пассажир должен следить за ней самостоятельно.

ГК РФ предусматривает конкретные размеры денежной компенсации за потерю груза на ж/д. Приводится список обстоятельств, освобождающих от обязанности компенсировать убыток: например, если груз сопровождается представителем компании-отправителя или с ним едет экспедитор от получающей стороны, если обнаружена минимальная недостача в весе, соответствующая нормам естественной утруски и прочие варианты.

Объекты обязательного страхования

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно!

Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва,

Московская область

+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург,

Ленинградская область

+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы
(звонок бесплатный для всех регионов России)
Перечень объектов обязательного страхования включает в себя:

  • ущерб, который был нанесен жизни и здоровью пациентов (это касается и детей);
  • вред, нанесенный багажу, грузу и иному имуществу, которое перевозят пассажиры.

Полис распространяется на автобусные перевозки, железнодорожные перевозки независимо от дальности, городской электрический транспорт, воздушный, внутренний водный, монорельсовый транспорт, а также легкое метро.

ЖД перевозки

В соответствии с транспортным железнодорожным уставом от 1998 года перевозчик является ответственным за жизнь и здоровье пассажиров и багаж. Это не касается ручной клади – за ней пассажиры должны следить сами.

ГК РФ предусматривается величина компенсации за потерю груза на железнодорожном транспорте.

Существует ряд обстоятельств, которые освобождают от обязанности компенсации. Это касается ситуаций, когда груз сопровождается экспедитором или представителем получателя, когда обнаруживается минимальная недостача веса и так далее.

Автоперевозки

В уставе автотранспорта РСФРСР от 1969 года отсутствуют указания относительно ущерба жизни и здоровью пассажира. Но ответственность автоперевозчика определяет ГК РФ. Регулируется она так же, как и при железнодорожной транспортировке.

Если транспортная организация не застраховала ответственность, ей придется отвечать за ущерб в рамках закона. Владельцы автомобилей, используемых для перевозки, и компании, работающие с ними, должны возмещать ущерб, нанесенный ими. Есть и исключения, к примеру, если случай наступил при форс-мажоре либо пострадавший допустил ситуацию умышленно.

Возмещать убытки должна компания либо частное лицо, являющееся владельцем автомобиля на законных основаниях: имеющее право собственности, арендующее его, использующее по доверенности и так далее.

В случаях, когда ущерб был спровоцирован несколькими автомобилями одновременно, величина компенсации равномерно разделяется на владельцев. Если владелец сможет доказать, что лишился транспортного средства по причине противозаконных действий злоумышленников, он будет освобожден от ответственности.

Авиаперевозки

Воздушным кодексом РФ от 1997 года предусматривается определение величины ответственности авиаперевозчика в соответствии с указаниями ГК РФ, если страховой полис не содержит информации о другой сумме.

Помимо этого авиакомпания ответственна за сохранение багажа, грузовых отправлений, предметов, которые находятся при пассажире. Каждый желающий может сдать багаж, указав его стоимость предварительно. В этом случае размер компенсации будет ей соответствовать. Если цена не указывалась пассажиром, предполагается возмещение, равное стоимости груда, но максимальная выплата не должна превышать 2 МРОТ за килограмм.

Компенсация за ручную кладь также определяется стоимостью. В случае, когда установление ее ценности невозможно, положена компенсация, которая не превышает 10 МРОТ.

Если авиаперевозчик предоставит доказательства того, что с его стороны были предприняты все действия для предотвращения наступления страхового случая, с него могут снять ответственность. Это касается и случаев, когда страхователь доказывает, что ущерб имуществу был причинен не на протяжении авиаперевозки.

В соответствии с кодексом авиаперевозчик может повысить лимит ответственности. Но для этого нужно заключить договор с отправителем либо получателем груза или с пассажирами рейса.

Обязательное страхование предполагает определение размера для каждого из пассажиров в 1000 и больше МРОТ. Данная сумма должна быть выплачена при получении человеком травмы или его гибели.

В отношении компенсации за потерянное имущество минимальная сумма будет определяться лимитом ответственности перевозчика.

Морской транспорт

Страхование судов и морских грузов предполагает следующее распределение обязательств по компенсации:

  • 75% убытка при столкновении судов должен покрыть страховщик, выдавший полис;
  • 25% за поврежденное судно, компенсацию утраченных грузов и нанесения вреда пассажиров возмещаются клубами взаимного страхования.

Ответственность перевозчика регулируется нормативными актами, которые были приняты еще в СССР: Уставом водного транспорта и Морским кодексом. Последний документ включает информацию об ответственности перевозчика, первый же не содержит данных о причинении вреда пассажирам.

Что это?

Для начала следует разобраться в сути страхования ответственности экспедиторов. Это своего рода инструмент для обеспечения финансовой защиты компании, которая предлагает услуги по грузоперевозкам. Такая страховка позволяет минимизировать вероятность возникновения ущербов с любой из сторон, которые принимают участие в грузоперевозках. То есть страховая услуга защищает интересы клиента и транспортной организации одновременно.

Нельзя не отметить тот факт, что ряд организаций, которые ищут грузоперевозчиков для обеспечения выполнения крупных заказов по транспортировке товаров, при открытии тендера называют наличие страхового полиса обязательным условием для допуска к участию в его розыгрыше. Если у компании отсутствует страховка по ответственности экспедитора, на возможность получить крупный заказ ей рассчитывать не стоит. Потому всё большее число транспортных организаций страхуют ответственность своих диспетчеров по грузоперевозкам, то есть экспедиторов.

В страховании ответственности есть ряд особенностей и нюансов. Все они в обязательном порядке учитываются, чтобы избежать возможных спорных ситуацию и юридических разбирательств со стороной клиента. Но главная особенность заключается в том, что действующие законы не совсем поддерживают и признают подобный вид страховки. Для многих это становится проблемой. Другие же легко находят выход из сложившейся ситуации. Судебная практика не устоялась в полной мере по подобным вопросам. Потому порой сложно предугадать, в чью именно пользу примет решение суд. Зачастую судью действуют на своё усмотрение.

Особенности ответственности экспедитора

Такие сложности в отношении законности и незаконности страхования ответственности экспедитора обусловлены наличием двух важных статей в законах:

  • В Гражданском Кодексе предусмотрено, что страхование ответственности возможно во всех случаях, предусмотренных законодательством РФ. Это прописано в статье No932. Но проблема в том, что ни в одном из законов нет понятия страхования ответственности экспедитора;
  • Но в постановлении Арбитражного Высшего суда говорится иное. Здесь ещё в апреле 2010 года признали такой вид страховки на законодательном уровне.

Такие разногласия в важных нормативных документах привели к возникновению целого ряда сложностей и конфликтов. Это особенности становится заметным в ситуациях, когда страховая компания, выплатив средства по наступившему страховому случаю, начинает пытаться стягивать с виновной стороны стоимость нанесённого ущерба. Если обратиться в суд в связи с подобной ситуацией, он может занять как одну, так и другую сторону в конфликте. Тут всё зависит от того, будет судья опираться на Гражданский кодекс, либо же использует постановление Арбитражного суда.

Решение суда

Штрафы и ответственность за отсутствие страховки

Перевозчик должен предоставлять следующие данные:

  • наименование страховой компании, ее местонахождение;
  • номер, дата и длительность действия страхового договора.

Эта информация должна размещаться на сайте перевозчика, в месте продажи билетов и в самом транспорте.

При несоблюдении правил предусматриваются следующие штрафы:

  • до 1 млн. рублей при отсутствии полиса (для должностного лица – до 50 тыс.)
  • до 30 тысяч рублей за отсутствие данных о страховом договоре (до 3 тыс. для должностного лица).

В случае нарушения обязательств со стороны перевозчика предусматривается ответственность по статье 11.31 КоАП.

Перечень страховых случаев

Страховка ответственности перевозчика покрывает риски, связанные со следующими обстоятельствами:

  • Травмирование, ранение либо гибель одного либо нескольких пассажиров, пребывающих на транспортном средстве при аварии или ином событии, связанным с использованием транспорта страхователем.
  • Потеря либо частичное повреждение багажа независимо от его вида ввиду событий, предусматриваемых законом.
  • Потеря, недостача, полная утрата либо повреждение груза, переданного для доставки.
  • Нарушение сроков, определенных для доставки людей или грузов в место назначения (если причина включена в перечень оснований для компенсации).
  • Нарушения при выдаче: безосновательные задержки, отсутствие необходимой документации, подтверждающей право получателя забрать доставленный груз.
  • Неправильная засылка отправления груза.
  • Увечья и смерть людей, что находились рядом с транспортным средством страхователя, потеря чужого имущества ввиду неправильной эксплуатации транспорта, который был застрахован.

В указанных случаях страховщик должен компенсировать ущерб всем пострадавшим из-за страхователя.

Регрессное требование по ОСГОП

Перед тем как начать разговор о регрессном требовании, следует напомнить, что же это такое. Регрессным называют такое требование страховой компании, которое отменяет выплату компенсации страхователю в ряде случаев. Возмещать ущерб пострадавшей стороне при этом придется самому перевозчику из личных средств. Так, к регрессным требованиям, относящимся к полису ОСГОП, являются:

  • умысел (ситуация, при которой водитель специально совершил дорожное происшествие);
  • состояние алкогольного опьянения;
  • состояние наркотического опьянения (либо управление ТС под действием психоактивных средств);
  • отсутствие прохождения медицинского контроля перед началом рейса;
  • отсутствие прохождения периодического медицинского контроля;
  • отказ от медицинского освидетельствования на факт употребления алкоголя /запрещенных препаратов;
  • отсутствие у водителя водительского удостоверения (отсутствие необходимой категории, временное лишение права управлять транспортными средствами);
  • нарушение перевозчиком трудового режима и режима отдыха водителя (управление водителем ТС в состоянии крайней усталости);
  • выпуск перевозчиком в рейс транспортного средства с техническими повреждениями, при которых его эксплуатация недопустима (например, неисправность тормозной системы);
  • иные случаи, если они предусмотрены законодательно.

Стоит обратить внимание и на то, что на другие виды автомобильного страхования (например, на ОСАГО) также распространяется регрессное требование.

Могут ли отказать в выплате и по какой причине

Могут ли отказать в выплате и по какой причине

Существует ряд случаев, при которых страховщик не должен компенсировать убытки. Его освобождают от этого такие обстоятельства:

  • Умышленное нарушение страхователем правил и нормативов безопасности.
  • Осведомленностьвладельца транспортного средства о его неисправности, отсутствию квалификации либо нарушений здоровья у лица, которое им управляет, до наступления страхового случая.
  • Осведомленность страхователяоб обстоятельствах, которые могут повысить вероятность наступления страхового случая (если он знал о них, но не сообщил страховщику). Это же касается ситуаций, когда страхователь заявил о таких обстоятельствах, не выполнил установленные требования по их устранению.
  • Использование застрахованнойтехники в других целях кроме ее прямого назначения.
  • Эксплуатация технических средствв условиях, не предусматривающихся их прямым назначением.
  • Использованиетранспорта в местах, которые не отмечены в договоре (кроме форс-мажорных ситуаций).
  • Перевозка на транспорте большего количествалюдей или грузов, чем предполагают технические нормативы.
  • Использованиетехники после того как суд принял решение о прекращении работы организации. Применение транспорта для ведения незаконной деятельности.
  • Наступлениестрахового случая при форс-мажоре.
  • Нанесение убытка во время военныхи активных боевых действий.
  • Ущербпо причине взрывов военного оружия. Исключение – случаи, когда военные орудия были грузами, находящимися на застрахованном транспортном средстве.
  • Захват, арест или задержка транспортного средства в процессе забастовки или военных маневров.
  • Нанесениеущерба в результате восстаний, мятежей и подобных мероприятий.
  • Получениеувечий и повреждений людьми либо грузами при действиях, имеющих политический окрас: теракты, саботажи и так далее.
  • Нанесение убыткапри забастовках и локаутах.
  • Утерягруза по причине конфискации или реквизиции управляющими структурами.
  • Убытокпо причине радиации, радиоактивных отходов, ядерных топлив.
  • Умышленно спровоцированный потерпевшим страховой случай.

В указанных случаях страховщик откажет в компенсации. Если в процессе перевозок люли получили телесный вред, выплата должна быть сделана обязательно. Даже в случаях, когда виновником инцидента является страхователь, потерпевшим все равно положено возмещение. Организациям, работающим с перевозками людей и грузов, страхование ответственности необходимо – при его отсутствии предполагаются крупные штрафы.

Выводы

Страхование ответственности компании экспедитора – это подвид гражданской ответственности. Имеет такие особенности:

  1. Направлено на защиту имущественных интересов страхователя при наступлении страхового случая.
  2. Объектами страхования становятся жизнь и здоровье людей, сохранность груза.
  3. Страхование ответственности осуществляется при заключении генерального договора.
  4. Услугами страхования ответственности пользуются транспортные, экспедиционные и логистические компании.
  5. Страховка покрывает возможный ущерб, возникший по любой причине (включая случайную ошибку сотрудников).
  6. Страховые риски: повреждение или потеря груза, финансовые убытки, ответственность перед другими людьми, компенсацию дополнительных расходов;
  7. Гражданская ответственность экспедитора наступает при мошеннических или других умышленных действиях, выполнении обязанностей в алкогольном или наркотическом опьянении, отказе выполнять доставку груза.
  8. Договор может сочетать два отдельных вида: страхование ответственности и страховка груза самим экспедитором.

Как оформить ОСАГО на грузовой автомобиль читайте тут.

Обзор актуальных предложений ОСГОП от ведущих страховых компаний

Актуальность данных: весна 2021г.

Allianz Росгосстрах Альфа Страхование Ингосстрах
Отрасль Грузоперевозки Грузоперевозки Грузоперевозки Пассажирские перевозки
Защита в случаях – Мошенничества и пропажи ТС; – ДТП; – противоправных действий 3-х лиц; – повреждения груза; – пожара; – поломки реф установки. – ДТП; – пожар; – взрыв; – хищение (кража, грабеж, мошенничество); – ответственность за причинение вреда окружающей среде (опасные грузы); – ответственность за убытки; – ответственность за ущерб перед 3-ми лицами; – ответственность за контейнер; – ответственность перед таможней; – расходы по спасению, установлению ущерба, судебные и юр. затраты; – доп. расходы по уничтожению поврежденного груза и по спасению ТС. – Ответственность за гибель, повреждение или утрату груза; – ДТП; – пожар; – опрокидывание ТС; – провал моста; – взрыв; – кража, грабеж, разбойное нападение; – нарушение температурного режима; – ответственность за финансовые убытки; – возмещение таможенных сборов и пошлин; – ответственность перед 3-ми лицами за вред; – расходы по расследованию обстоятельств страхового случая; – расходы по предотвращению или уменьшению размера ущерба. – Гражданская ответственность за причинение вреда жизни пассажира; – Гражданская ответственность за причинение вреда здоровью пассажира; – Гражданская ответственность за причинение вреда имуществу пассажира;
Плюсы – Возмещение всех расходов, платежей и пошлин; – признание полной гибели по стандартам производителя; – страхование от задержки запуска в эксплуатацию (CARGO DSU); – высокий рейтинг; – круглосуточная работа; – урегулирование online; – 125 лет истории. 20 лет в России. – Индивидуальная программа страхования (набор рисков, франшиза, страховая сумма и т.д.); – льготы по корпоративным тарифам; – сервисная поддержка; – страховая премия в рассрочку. – Высочайшее качество обслуживания; – более 100 страховых продуктов для частных лиц и компаний; – около 270 региональных представительств; – исключительно высокий уровень надежности ruAA+ рейтингового агентства «Эксперт РА» – более 25 лет на рынке страховых услуг. – Одна из крупнейших СК в России; – относится к категории системообразующих российских страховых компаний;
Стоимость Рассчитывается индивидуально Рассчитывается индивидуально Возможные варианты: – «Дальнобойщик Стандарт» — от 17р./день. — «Дальнобойщик CMR Плюс» — от 26р./день. — «Дальнобойщик Премиум» — от 35р./день. – 0,5 — 5% от брутто-фрахта; – От 100 до 1 500 долларов США за один грузовой автомобиль (с любым типом прицепа). Страховая премия рассчитывается индивидуально в зависимости от номенклатуры, вида ТС, количества ТС, маршрута перевозок и т.д. Рассчитывается индивидуально
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: