220 ФЗ об организации регулярных перевозок в новой редакции


Статья 19. Виды регулярных перевозок пассажиров и багажа

1. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

4. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

5. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

6. В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.

Какие были внесены изменения?

Последняя редакция закона датируется 29 декабря 2021. Изменения были внесены федеральным законом N 480-ФЗ. Поправки крайне масштабные, была затронута, пожалуй, большая часть статей закона. Обозначим основные из изменений.

В пункте 5 статьи 3 уточняется понятие смежного регионального маршрута — это межрегиональный регулярный маршрут в границах:

  • Городов Москва, С. Петербург и Севастополь и граничащих с ними субъектов РФ;
  • Краснодарского края и Республики Адыгея.

Также статья 3 была дополнена пунктом 28, в котором прописаны факторы и характеристики, определяющие качество и комфортабельность пассажирских перевозок: высота пола (низкий пол оптимален), наличие кондиционера, специального оборудования для перевозки инвалидов, электронного информационного табло, системы климат-контроля, возможность безналичной оплаты проезда и иные характеристики.

Часть 4 статьи 4 настоящего закона гласит: заявление об утверждении или изменении межрегионального маршрута должно быть одобрено или с мотивированным обоснованием отклонено в течение 3-х дней со дня подачи. Причиной отказа может служить несоответствие положениям частей 1 — 3 статьи 5 закона или наличие в отношении перевозчика обстоятельств, определенных в части 8 статьи 29. Пакет документов, переданный вместе в заявлением, должен быть возвращен заявителю.

Чтобы снизить нагрузку на внутреннюю транспортную систему населенных пунктов, возможно расположение начальных или конечных остановочных пунктов межрегиональных маршрутов вблизи пересечения автомобильной трассы с границами населенных пунктов или городов. Принимая такое решение, местная власть обязана составить соответствующий нормативный акт. В результате последней редакции был уточнен порядок дальнейших действий (ч. 14 ст. 4 фз 220): уполномоченный федеральный орган должен быть письменно уведомлен о принятии нормативного акта в трехдневный срок с момента его утверждения, после чего в течение 7 дней соответствующее уведомление должно появиться на его официальном интернет-сайте.

С 28 июня 2021 года при подаче заявления об установлении или изменении регулярного межрегионального маршрута пассажирских перевозок (ст. 5 закона) помимо всех прочих данных, перевозчики будут обязаны указывать:

  • Место нахождения — для юридических лиц;
  • Место жительства (фактический адрес) — для индивидуальных предпринимателей.

Статья 6 закона. Был расширен перечень причин, по которым может быть отказано в принятии такого заявления. К нему добавились:

  • Несоответствие планируемого расписания для остановочных пунктов по данному маршруту требованиям, прописанным в статье 7 настоящего закона;
  • Наличие у перевозчика (юридического лица, ИП) или хотя бы одного из членов простого товарищества просроченного неуплаченного административного штрафа, назначенного за нарушение в транспортной или дорожной сфере.

Статья 7 ФЗ 220. Значительную редакцию претерпели также сами требования к установлению расписания отправления ТС, осуществляющих перевозки по межрегиональным маршрутам:

  • Часть 1 была изложена в новой редакции. Минимальная разница в расписании утверждаемого и существовавшего ранее маршрутов, имеющих несколько общих остановочных пунктов на пути следования, должна соответствовать нормам, установленным Министерством транспорта;
  • Были введены части 3 и 4. Соглашениями граничащих субъектов, между которыми организованы регулярные пассажирские перевозки, могут быть предусмотрены иные условия составления расписания. О заключении такого договора стороны в течение 3 дней должны уведомить федеральный исполнительный орган, который после в течение семи дней разместит информацию на официальном сайте. Требование к разнице в расписаниях устанавливается в зависимости от длины совпадающего отрезка пути следования между общими остановками и общих длин рассматриваемых маршрутов.

Закон был дополнен статьей 9.1. Предусмотрена возможность органов государственной власти субъектов РФ предоставлять льготы на проезд межрегиональными рейсами отдельным категориям граждан. Условия компенсации недополученных средств согласуются с перевозчиками. Льготы финансируются из местного бюджета.

Статья 12 ФЗ 220. Порядок создания, изменения и отмены маршрутов регулярных пассажирских перевозок (как муниципальных, так и межмуниципальных) устанавливается с учетом положений настоящего закона местными властями, которые издают соответствующие нормативно-правовые акты для каждого из субъектов РФ и отдельно — для городов федерального значения. После принятия местными органами решения об изменении маршрута, в течение 60 дней перевозчик должен подать заявку о продлении свидетельства и карты данных с учетом правок.

Статья 13. Что касается тех же процедур для межрегиональных пассажирских перевозок, их порядок определяется соглашениями между субъектами, в границах которых пролегает маршрут. Решение об изменении или отмене рейса по инициативе властей должно быть принято за 3 месяца до истечения срока действия свидетельства перевозчика (если меньшие сроки не согласованы с ним самим) и вступает в силу по окончании срока его действия. После принятия решения об изменении маршрута, перевозчик также в течение 60 дней должен обратиться в уполномоченный орган субъекта с целью продления свидетельства и карты.

Муниципальные, межмуниципальные и межрегиональные маршруты пассажирских перевозок считаются утвержденным или измененным со дня внесения соответствующих сведений в реестр (ст. 12 — 13). Карты выдаются на каждое транспортное средство, используемое для пассажирских перевозок по соответствующему маршруту (ст. 17).

Часть 4 ст. 17. Местными нормативными актами могут быть предусмотрены дополнительные требования к перевозчику в части:

  • Количества ТС разных классов, используемых одновременно на одном маршруте;
  • Допустимого соотношения невыполненных рейсов к числу предусмотренных на квартал;
  • Обязанности по передаче в местную навигационную систему сведений о местонахождении транспортного средства;
  • Обеспечения исправной работы установленного в салоне оборудования;
  • Информирования в установленные сроки уполномоченного органа местной власти и администрации автовокзала (станции) об изменении тарифов на пассажирские перевозки.

Претерпели редакцию правила объявления открытого конкурса для потенциальных перевозчиков определенного маршрута (статья 21 закона). Конкурс должен быть объявлен:

  • Не позднее 90 дней со дня установления маршрута;
  • Не позднее 30 дней после отказа победителя состоявшегося ранее конкурса от права на получение свидетельства (данное положение части 10 статьи 24 вступит в силу в июне 2018) или при наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 7 (были рассмотрены выше);
  • Не позднее месяца после принятия решения о переходе на нерегулируемые тарифы.

Приступить к осуществлению пассажирских перевозок победитель должен не позднее 90 дней после оглашения результатов конкурса и не раньше, чем истечет срок действия свидетельства прежнего перевозчика.

В статье 23 настоящего закона рассмотрены требования к участникам конкурса. Лицо, претендующее на получение права на осуществление пассажирских перевозок, ранее не должно было лишаться свидетельства с связи с допущением серьезных нарушений (судебное решение, многократное невыполнение рейсов без уважительных причин и пр.)

Статья 24 об оценке и сопоставлении заявок в открытом конкурсе практически полностью была пересмотрена: части 2, 3 и 6 были изложены в новой редакции, статья также была дополнена частями 4.1, 4.2 и 9 — 11. Ищите изменения в тексте закона 480 ФЗ (ссылка на скачивание в конце статьи). Большая часть введенных положений статьи вступит в силу 28 июня 2021.

Пункты 9 — 14 ч. 1 ст. 26. К числу сведений, которые положено вносить в реестр, были добавлены:

  • Характеристики ТС (вид, класс, экологические характеристики, макс. срок использования);
  • Наибольшее возможное количество машин каждого класса, которое допустимо использовать для перевозок по регулярному маршруту;
  • Планируемое расписание для остановочных пунктов;
  • Дата начала пассажирских перевозок;
  • Наименование, место нахождения перевозчика, ИНН;
  • Иные сведения, предусмотренные соглашениями соседствующих субъектов.

Статья 29. Расширен перечень причин, по которым может быть прекращено действие свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок:

  • Невыполнение ни одного рейса из числа предусмотренных расписанием маршрута в течение более чем трехдневного срока или 5 и более регулярных рейсов подряд — за исключением чрезвычайных ситуаций (часть 1 статьи 29 была дополнена пунктами 7 — 8);
  • Многократная просрочка по предоставлению квартальной отчетности;
  • Мотивированная жалоба о выполнении по меньшей мере двух рейсов в течение месяца с отправлением ранее положенного по расписанию времени (последние два обстоятельства рассматриваются в суде на основании иска уполномоченного исполнительного органа).

Статья дополнена частью 8: если действие свидетельства было досрочно прекращено из-за грубых нарушений (предусмотрены п. 2, 7, 8 ч. 1 ст. 29), перевозчик лишается права участия в открытых конкурсах на 1 год.

Статья 32, дополненная частью 3.1, прописывает возможность органов государственного транспортного контроля проводить плановые рейды и осмотры автомобильных вокзалов и станций, а также остановочных пунктов, расположенных вне данных территорий.

Транспортная безопасность является одним из важнейших моментов в области перевозок, в особенности пассажирских. Глава 6 пополнилась статьей 34.1. Для осуществления пассажирских перевозок, закон обязывает перевозчика :

  • Использовать исключительно транспорт, находящийся в его распоряжении на законном основании: право собственности, аренда и т. д. (п. 2 ч. 1 статьи 23);
  • Допускать к управлению водителей, с которыми у перевозчика заключены трудовые договоры;
  • Сведения о ИП или участнике договора простого товарищества должны быть внесены в реестр.

Статья 38 о создании условий для беспрепятственного проведения регулярных перевозок путем введения ограничений для заказных перевозок пассажиров и багажа была изложена в новой редакции. Перевозчиков, работающих на заказной основе, могут ожидать определенные ограничения, если таковые будут предусмотрены местными нормативными актами.

  • Запрещено (или должно быть согласовано с властями) отправление одного и того же ТС, используемого для пассажирских перевозок, более 3-х раз в течение месяца (часть 1 ст. 38);
  • Указанные выше требования не распространяются на автобусы с детьми и перевозки, связанные с оказанием ритуальных услуг.

Также претерпела масштабные изменения статья 39 об обеспечении реализации положений закона ФЗ 220. Статья была дополнена частями 4.1, 5.1, 7.1, части 7 и 9 были изложены в новой редакции.

Статья 21. Перевозки детей, следующих вместе с пассажиром

1. При проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:

1) перевозить с собой бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи;

2) перевозить с собой бесплатно в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше пяти лет без предоставления отдельного места для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной платы.

Договор перевозки пассажира

Договор перевозки пассажира представляет собой одну из разновидностей договоров, оформляющих транспортные обязательства. В литературе он, как правило, рассматривается в единстве с договором перевозки багажа, что представляется не совсем корректным. Указанные договоры правовым единством не обладают: они имеют различия и в правовой характеристике (договор перевозки пассажира — консенсуальный, а договор перевозки багажа — реальный), и в оформлении (заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа — багажными квитанциями); существуют и другие различия. Соответственно раздельное рассмотрение договора перевозки пассажира и договора перевозки багажа мы находим более логичным.

Понятие договора перевозки пассажира. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в обусловленный пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Правовое регулирование договора перевозки пассажира. Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ. Это унифицированные нормы, относящиеся ко всем видам транспорта: железнодорожному, морскому, воздушному, автомобильному, внутреннему водному. Более детально общие условия перевозки этими видами транспорта определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил (п. 2 ст. 784 ГК РФ). Данные акты были рассмотрены в главе 23 (перевозка грузов). Поскольку стороной договора перевозки пассажира выступает гражданин-потребитель, на этот вид перевозок распространяется Закон РФ от 07.02.92 № 2300—1 «О защите прав потребителей».

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Условия перевозок в международном сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и РФ.

Следует отметить, что правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяется на услуги перевозки (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

Правовая характеристика договора перевозки пассажира. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, возмездным, взаимным. Кроме того, договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным.

Существенные условия договора перевозки пассажира. Существенным условием рассматриваемого договора является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки пассажира. Предметом договора перевозки пассажира является услуга по перемещению пассажира в пространстве на том или ином виде транспорта.

Помимо основной услуги перевозчиком могут оказываться и дополнительные услуги (организация питания и т.п.), которые считаются оплаченными при покупке проездного билета. Комплекс дополнительных услуг с пассажиром не обсуждается. Транспортное предприятие или соответствующий орган исполнительной власти (Министерство транспорта РФ и др.) в нормативном порядке определяют признаки классности транспортных средств — вагона, самолета, морского или речного судна, автотранспортного средства — и сообразно причислению к тому или иному классу устанавливают перечень предоставляемых услуг.

Срок договора перевозки пассажира. Срок в договоре перевозки пассажира — это промежуток времени, в течение которого пассажир должен быть перевезен в пункт назначения. Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определяемые:

  • транспортными уставами и кодексами;
  • при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

За нарушение срока перевозки пассажира установлена ответственность (штраф, возмещение убытков, компенсация морального вреда).

Цена договора перевозки пассажира. Цена в договоре перевозки понимается как провозная плата. Плата за перевозку транспортом общего пользования устанавливается на основании тарифов, утверждаемых государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях провозная плата взимается по соглашению сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Существуют категории пассажиров, освобожденные от внесения провозной платы либо имеющие определенные льготы или преимущества по провозной плате. Понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (ст. 790 ГК РФ).

Стороны договора перевозки пассажира. Сторонами в договоре перевозки пассажира являются перевозчик и пассажир. Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление перевозки пассажиров.

Пассажирами могут быть любые физические лица. В транспортных уставах и кодексах содержатся определения понятия «пассажир». Например, согласно ст. 2 УЖТ пассажир — это «лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, вокзала или платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее».

Форма договора перевозки пассажира. Для рассматриваемого договора предусмотрена письменная форма. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, приобретаемым, как правило, ранее указанной в нем даты и времени отправления транспортного средства. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Проездные билеты могут иметь форму предъявительских или именных документов. В первом случае транспортная организация обязана исполнить договор в отношении любого пассажира, предъявившего билет при посадке (передача билета другому лицу допускается только до начала перевозки). Во втором случае транспортная организация обязана исполнить договор в отношении пассажира, имя которого указано в билете (передача билета другому лицу не допускается). Именные проездные билеты применяются преимущественно на воздушном транспорте и в поездах (кроме поездов пригородного сообщения).

На отдельных видах городского транспорта договор может заключаться конклюдентными действиями пассажира без выдачи билета: проход через турникеты в метро, оплата проезда жетоном, магнитной картой.

Утерянный или испорченный проездной билет может быть заменен перевозчиком, если это предусмотрено соответствующими транспортными уставами и кодексами. Так, в соответствии со ст. 82 УЖТ перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного, если пассажир предоставит необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного билета на конкретное место в соответствующем поезде.

Виды договора перевозки пассажира. Договоры перевозки пассажира подразделяются по видам транспорта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки.

Обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира.

Перевозчик по договору перевозки пассажира обязан:

1. Предоставить пассажиру место согласно билету.

Если пассажиру место, указанное в проездном билете, не предоставлено, он имеет право:

  • требовать от перевозчика предоставления другого места, хотя бы и более высокой категории, без взимания доплаты, а если стоимость места ниже стоимости купленного билета — требовать возмещения разницы в стоимости проезда;
  • продлить срок действия проездного документа и отправиться следующим транспортным средством;
  • потребовать расторжения договора и возврата стоимости проезда, если пассажир не согласен на предоставление другого места или отправление следующим транспортным средством;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков).

2. Доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством.

Как правило, такие сроки определяются расписанием движения соответствующего вида транспорта. Если же конкретные сроки не установлены, перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

В случае задержки отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздания прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) пассажир вправе:

  • требовать применения мер ответственности: уплаты штрафа в размере, установленном транспортными уставами и кодексами, возмещения иных убытков, а также компенсации морального вреда;
  • требовать возврата провозной платы (в случае отказа пассажира от перевозки изза задержки отправления транспорта).

Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержки или опоздания имели место вследствие:

  • непреодолимой силы;
  • устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров;
  • иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (п. 1 ст. 795 ГК РФ).

3. Обеспечивать соблюдение иных прав пассажира.

Согласно п. 3 ст. 786 ГК РФ пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

  • перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
  • провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм (под ручной кладью понимаются личные вещи пассажира, которые по своим размерам и весу без затруднения могут быть размещены на специально отведенных для них местах в вагоне поезда, салоне самолета, на морском судне, других транспортных средствах);
  • сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Действующие уставы и кодексы предоставляют пассажирам больше прав, в частности:

  • право на остановку в пути и изменение маршрута без изменения пункта назначения (ст. 83 УЖТ);
  • право на бесплатное пользование услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в перевозке по вине воздушного перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна (п. 2 ст. 106 ВК);
  • право занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории в порядке, установленном правилами перевозки (ст. 83 УЖТ) и др.

Пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки. При этом различают вынужденный (в связи с болезнью, задержкой рейса и т.д.) и добровольный отказ. В первом случае пассажиру возвращаются уплаченные за неиспользованный билет деньги. Последствия во втором случае пропорциональны количеству времени, оставшемуся до отправления транспортного средства.

Например, в соответствии со ст. 83 УЖТ при возврате неиспользованного проездного билета для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:

  • не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
  • менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;
  • менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета (стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается).

При опоздании на транспорт пассажир имеет право на возобновление проездного документа на другое транспортное средство без дополнительной оплаты либо получение обратно стоимости проезда или ее части. Конкретные последствия установлены в транспортных уставах и кодексах. Так, пассажир может возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд дальнего следования в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет). А в случае отказа от поездки — получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (ст. 83 УЖТ).

Порядок обращения в суд с иском к перевозчику.

В отличие от перевозки грузов не обязательно соблюдение предварительного досудебного порядка при обращении с иском к перевозчику по договору перевозки пассажира. Так, на железнодорожном и воздушном транспорте предъявление претензии к перевозчику рассматривается как право, а не как обязанность пассажира (ст. 126 ВК, ст. 122 УЖТ).

В соответствии со ст. 126 ВК пассажир в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, имеет право предъявить перевозчику заявление в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) багажа, просрочки его доставки, а также прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира. Истечение установленного ВК 6-месячного срока дает перевозчику право не принимать от пассажира заявление о нарушении договора воздушной перевозки. Но перевозчик вправе принять претензию, если признает уважительной причину пропуска срока на предъявление претензии (п. 2 ст. 126 ВК). Аналогичное правило предусмотрено ст. 123 УЖТ. Что касается права на обращение в суд, то судебная практика исходит из того, что пропуск срока на предъявление претензии не является основанием к отказу в принятии исковых заявлений, так как это противоречит ст. 46 Конституции и Закону о защите прав потребителей.

При перевозке на внутреннем водном и автомобильном транспорте обязательный претензионный порядок распространяется и на перевозку пассажира и багажа (ст. 161 КВВТ, ст. 158 УАТ). На внутреннем водном транспорте претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. На автомобильном транспорте претензионные сроки те же, что и в отношении претензий по грузам: 45 дней для требований, связанных с уплатой штрафов, и шесть месяцев во всех остальных случаях (ст. 163 УАТ). Если претензия отклонена перевозчиком или ответ на нее в установленные сроки не получен, пассажир вправе обратиться в суд.

Обязанности пассажира по договору перевозки пассажира.

Пассажир по договору перевозки пассажира обязан:

1. Уплатить установленную плату за проезд.

Оплата подтверждается проездными документами (билетами). Пассажир обязан иметь проездной документ и предъявлять его в пути следования по первому требованию лиц, уполномоченных на проверку проездных документов. Утерянные пассажирами проездные документы не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть подтверждены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются.

При уклонении пассажира от оплаты проезда перевозчик вправе:

  • требовать применения меры ответственности в виде уплаты штрафа, размер которого определяется законодательством об административных правонарушениях;
  • требовать оплаты стоимости проезда до ближайшей станции (порта).

Пассажир должен приобрести билет для дальнейшего следования до места назначения, иначе он снимается с рейса (удаляется из поезда).

2. Не портить имущество транспорта.

Если имущество транспорта было повреждено пассажиром, перевозчик имеет право требовать применения меры ответственности:

уплаты стоимости утраченного или поврежденного имущества в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки пассажиров.

3. Соблюдать установленные правила перевозки.

Права перевозчика и ответственность пассажира в случае несоблюдения пассажиром правил перевозки определяются в соответствующих правилах.

Статья 211. Перевозка и особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов

1. Пассажирам из числа инвалидов обеспечиваются условия доступности их перевозки и перевозки их багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

2. Владельцем объекта транспортной инфраструктуры обеспечиваются условия доступности для инвалидов перевозок автомобильным транспортом наравне с другими пассажирами, в том числе:

1) оборудование объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для обслуживания пассажиров, низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи;

2) дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации;

3) ознакомление с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажира из числа инвалидов форме.

3. Без взимания дополнительной платы на территории объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для обслуживания пассажиров, предоставляются следующие услуги:

1) помощь при передвижении по территории объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для обслуживания пассажиров, в том числе при входе в транспортное средство и выходе из него, до места посадки в транспортное средство и от места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа;

2) допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего специальное ее обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (далее — специальный документ).

4. В транспортном средстве пассажиру из числа инвалидов перевозчиком, в том числе при перевозке транспортным средством по заказу, без взимания дополнительной платы предоставляются следующие услуги:

1) обеспечение посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;

2) провоз собак-проводников при наличии специального документа;

3) перевозка кресла-коляски пассажира из числа инвалидов.

5. При перевозке пассажиров из числа инвалидов и их багажа легковым такси им предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:

1) оказание водителем помощи пассажиру из числа инвалидов при посадке в транспортное средство и высадке из него;

2) провоз собак-проводников при наличии специального документа;

3) перевозка кресла-коляски пассажира из числа инвалидов.

6. Транспортное средство оснащается надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

Описание 220 ФЗ

Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 220-ФЗ был принят 13 июля 2015 года. В это же время были внесены коррективы в Федеральный закон N 16. Подробнее об этом здесь:

Структурно закон представлен восемью главами, включающими 42 статьи. Закон имеет достаточно большой объем, потому обозначит тезисно основные аспекты и предметы регулирования:

  • Общие положения: предмет закона, правовые отношения в сфере организации регулярных пассажирских перевозок, основные понятия;
  • Организация регулярных перевозок межрегионального сообщения: Утверждение, изменение и отмена маршрута — заявление, рассмотрение;
  • Требования к составлению расписания прибытия-отправления транспорта;
  • Тарифы и льготы;
  • Организация регулярных перевозок местного сообщения:
      Пассажирские перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам, порядок установления тарифов, транспортные льготы;
  • Полномочия по утверждению, изменению и отмене маршрутов, изменение вида регулярных пассажирских перевозок, порядок проведения перечисленных процедур для регулярных муниципальных, межмуниципальных и смежных межрегиональных маршрутов;
  • Соглашение об организации регулярных перевозок между субъектами России,
  • Получение свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по установленному маршруту и соответствующих карт;
  • Открытый конкурс: извещение о проведении, порядок организации, требования к участникам, оценка и сравнение заявок;
  • Реестры маршрутов регулярных рейсов: полномочия по ведению реестра, содержащиеся сведения, доступ к ним;
  • Свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по установленному маршруту и карты таких маршрутов:
      Порядок выдачи и переоформления свидетельства;
  • Получение и переоформление карты маршрута;
  • Прекращение или приостановление действия указанных документов;
  • ФЗ 126 о связи с последними изменениями тут:

    • Транспортная инфраструктура и отдельные объекты: Остановочные пункты по межрегиональному рейсу;
    • Запись о них в соответствующем реестре;
    • Содержание и порядок ведения реестра;
    • Правила пользования объектом транспортной инфраструктуры;
    • Обязанности перевозчика, осуществляющего регулярные рейсы;
  • Контроль за проведением регулярных пассажирских перевозок:
      Государственный транспортный контроль, проверки;
  • Происшествия, о которых перевозчик обязан незамедлительно информировать;
  • Отчеты по регулярным пассажирским перевозкам;
  • Заключение:
      Ограничения, связанные с организацией заказных перевозок пассажиров и багажа;
  • Обеспечение осуществления положений закона;
  • Изменения, вносимые в КоАП РФ и закон о контрактной системе в сфере госзакупок.
  • Вам будет интересно: ФЗ №257 с последними изменениями тут:

    В рамках рассматриваемого закона, под перевозчиком понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или участник договора простого товарищества.

    Настоящий закон претерпевал изменения лишь единожды — в декабре 2017 года.

    Статья 24. Продажа билетов

    1. Порядок продажи билетов определяется правилами перевозок пассажиров.

    2. Пассажиру может быть отказано в продаже билета в случае невозможности предоставления места вследствие превышения вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства.

    3. Продажа билета без предоставления пассажиру места для сидения допускается в случае, если возможность проезда пассажира без предоставления места для сидения предусмотрена конструкцией транспортного средства.

    4. При осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном сообщении продажа билетов для проезда пассажиров осуществляется при наличии мест для сидения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: