Особенности эксплуатации автомобиля зимой. Советы автоэлектрика


Российская зима становится серьезным испытанием для машины и водителя. Какие же особенности зимней эксплуатации автомобиля?

Старожилы рассказывают страшные истории про зимние поездки в былые времена. Тогда специальная охлаждающая жидкость не применялась и вместо нее заливали воду. Перед ночевкой при минусовой температуре приходилось ее сливать. На следующий день заводили двигатель и слегка прогревали его с пустой системой охлаждения. Затем заливали теплую воду и отправлялись в поездку. Днем машину либо не глушили, либо периодически прогревали. Перед длительной стоянкой на улице воду опять же сливали, иначе она замерзала и ломала двигатель.

Зимнее моторное масло отсутствовало как класс и двигатель при низкой температуре не всегда удавалось провернуть. Шоферы сперва прокручивали коленвал ручкой стартера, затем поворачивали ключ зажигания, чтобы подключить к работе аккумулятор и стартер. Сейчас такие истории кажутся фантастикой. Понятно, почему в былые времена водители делились на профессионалов и частников. Последние зимой ставили машину на прикол и выезжали на дорогу когда потеплеет. Таковых ласково называли чайниками.

Сейчас на машинах ездят круглый год, но зимняя эксплуатация автомобиля имеет ряд особенностей. Поэтому советы автолюбителям зимой особенно актуальны.

Из плюса в минус, из минуса в плюс

Эксплуатация автомобиля в зимний период губительно сказывается на здоровье машины в первую очередь из-за перепадов температур. Сильнее всего страдает самая дорогая деталь — это кузов. Краска постепенно покрывается паутиной микротрещин в которые попадает вода. Влага застывает превращаясь в лед, расширяется и ломает краску. Лакокрасочное покрытие кузова транспортного средства необходимо беречь! Перед наступлением зимы обработайте кузов защитой. При частых поездках и мойках своевременно обновляйте защитное покрытие.

На рынке представлено много различных видов полировки. От самой простой восковой, которая держится одну-две мойки, до надежной керамики, обновлять которую следует примерно раз в год. В дилерских центрах ГК FAVORIT MOTORS представлен полный спектр автомобильного детейлинга: комплексная мойка, полировка кузова, химчистка салона, восстановление колесных дисков, нанесение защитных пленок, полировка оптики и т.д. Наши клиенты экономят и деньги, и время, поскольку все работы по подготовке автомобиля к зиме можно провести в рамках планового технического обслуживания.

Эксплуатация автомобиля зимой. Уход за автомобилем

2-я статья из 2 в серии Зимняя эксплуатация автомобиля

Зимняя эксплуатация автомобиля

  • Эксплуатация автомобиля зимой. Подготовка автомобиля к зиме
  • Эксплуатация автомобиля зимой. Уход за автомобилем

Ни одно время года не доставляет автолюбителям столько хлопот, сколько их приносит зима, с ее переменчивым характером.

В одних регионах зима снежная, и на протяжении всей зимы устанавливается устойчивая морозная погода, в других регионах холода могут неожиданно смениться оттепелью, обильным снегопадом и даже дождем, что приводит к образованию на дорогах снежно-водяной каши и гололеда.

К тому же во многих городах для удобства передвижения, дороги обрабатываются различными реагентами, которые вместе с дорожной грязью оседают на кузовах автомобилей, ходовой части и даже попадают в салон. С салона и начнем тему ухода за автомобилем в зимний период.

Что нужно автомобилю зимой? Поскольку водителю приходится часто выходить из машины, или во время посадки пассажиров, каждый раз, сколько ни отряхивай обувь, в салон попадают частички снега и дорожной грязи. Все это остается на ковриках, снег тает и напольное покрытие накапливает влагу.

Поэтому, рекомендуется приобрести коврики с бортиками, которые не позволяют воде и грязи пачкать напольное покрытие салона. Это лучше всего сделать еще с осени. В дополнение к таким коврикам (старый дедовский метод) можно подложить под них пластмассовые решетки, предназначенные для кухонных раковин. Эти решетки обеспечат вентиляцию под ковриками.

Отопитель салона. Хорошо работающее отопление в машине это не только основа комфорта, но и важная составляющая безопасности движения. Пока автомобиль новый, теплоотдача радиатора автомобильной печки хорошая, но со временем он забивается и нуждается в промывке.

Многие современные автомобили оборудуются подогревом сидений. Под обивку кресел помещают специальную теплопроводную ткань, которая подключается к бортовой электросети.

Есть также более простой способ обеспечить себя теплым сиденьем. Это так называемые термонакидки или обогреваемые коврики, которые укладываются на кресла и подключаются к прикуривателю. У них есть регулятор температуры и с точки зрения расхода энергии они очень экономичны.

В регионах с устойчивой сухой морозной зимой, когда температура воздуха редко поднимается выше -30, сохранить тепло в салоне помогает второе лобовое стекло. Оно крепится к штатному стеклу через поролоновые подложки по всему периметру широкой клейкой лентой таким образом, чтобы между стекол не попадал воздух. Получается эффект двойной рамы. Снег, падающий на внешнее стекло просто скатывается с него, а внутреннее стекло никогда не обмерзает и не покрывается инеем.

Для боковых стекол автомобиля по форме из обычного стекла вырезаются такие же стекла (размером чуть меньше) и закрепляются подобно лобовому стеклу. Недостаток вторых боковых стекол – невозможно полностью открыть окно, можно только приоткрыть. Но, чтобы избавиться от обмерзания стекол в тех краях, другого способа нет.

Каждый раз, чаще всего утром, общение с автомобилем у любого автовладельца начинается с уборки снега с кузова и открытия дверей. Снег с кузова и стекол сметается обычной не жесткой щеткой. В продаже имеется большое множество самых разнообразных сметок и скребков. Выбор индивидуальный. Очень удобны специальные комбинированные щетки на телескопической рукоятке, вместе с резиновым скребком.

Бывают случаи, когда с первого раза открыть дверь не удается. Наиболее частая причина это или замерзшие дверные замки, или примерзший уплотнитель двери. Чтобы уплотнитель не примерзал, каждый раз перед ночной стоянкой нужно проветривать салон машины. Открыть на несколько минут двери и остудить прогретый салон.

Поздней осенью бывают ситуации, когда вечером идет дождь, а ночью ударил мороз, и утром, скорее всего двери примерзнут. В таком случае на помощь придут специальные средства для разморозки. Чаще всего выпускаются в баллончиках и имеют состав на основе спирта. Только позаботиться об этом нужно заранее и хранить такой баллончик лучше всего дома, или хотя бы дома иметь запасной. Такое средство наносится по периметру двери, и уже через минуту эту дверь можно будет открывать.

Это же средство можно применять для размораживания замков. Бывает, что и центральный замок отказывается открывать двери, пока не оттают личинки. Чтобы быть готовым к подобным ситуациям, размораживатель и щетку со скребком уносим на ночь домой, чтобы они вдруг не остались запертыми в машине. Открыв примерзшую дверь, нужно будет насухо протереть уплотнитель, чтобы он не примерз повторно.

Прогрев автомобиля зимой. После того, как дверь машины открыта и вы попали в салон, можно приступить к запуску двигателя. Уборкой снега можно заняться в то время, пока автомобиль прогревается.

Как правильно прогревать автомобиль зимой? Первое, что нужно сделать перед запуском остывшего двигателя, это прогреть аккумулятор. Для этого на 10-20 секунд включаем дальний свет фар. Электролит под нагрузкой немного прогреется и аккумулятор будет готов к пуску. Выключаем дальний свет, даем восстановиться батарее секунд 30 и можно пробовать запускать двигатель.

На автомобилях с механической коробкой передач нужно выжать сцепление, чтобы стартер не проворачивал замерзшую КП вместе с коленвалом двигателя. Когда двигатель заведется, не нужно сразу отпускать сцепление, лучше подождать минуту – две, и затем отпускать медленно, чтобы загустевшее масло в КП постепенно разогрелось.

Если двигатель не запустился с первого раза, следующую попытку можно предпринять через 1-2 минуты – нужно дать аккумулятору время восстановиться. Вращать стартер целесообразно не более 15-20 секунд.

Вообще, до мороза в -10-15 градусов любой современный автомобиль должен завестись без хлопот. Вот несколько причин, которые могут затруднить запуск.

  • Неисправность системы зажигания или утечка тока по высоковольтным проводам. Утечку тока может вызвать элементарная грязь в моторном отсеке. Грязь электропроводна, и часто из-за нее искра уходит в неизвестном направлении. Это касается и самих проводов. Особое внимание нужно обратить на чистоту катушки зажигания.
  • Замасливание электродов свечей или неправильный их зазор. Проблема решается чисткой, прокаливанием. Эту процедуру нужно делать во время предзимней подготовки.
  • У карбюраторного двигателя неправильная регулировка пускового устройства карбюратора – потребуется регулировка.
  • У инжекторных двигателей со временем может потребоваться прочистка форсунок – необходимо посетить станцию техобслуживания.
  • Частично или полностью разряжен аккумулятор. Зимой на автомобильный аккумулятор ложится повышенная нагрузка: холодный пуск, работа отопителя, внешних световых приборов, музыка и др. Аккумулятор не успевает заряжаться от бортовой сети, поэтому периодически необходимо его подзаряжать зарядным устройством.

После того, как двигатель завелся и немного прогрелся можно для прогрева салона включить печку. При этом поток воздуха рекомендуется сначала направить внутрь салона. Пусть немного прогреется воздух в салоне, а потом можно будет направить его на лобовое стекло. Это избавит от появления микротрещин в уплотнении между стеклом и кузовом.

Когда стекло очистится от инея, можно начинать движение. Под нагрузкой двигатель, а заодно и весь автомобиль, прогреется быстрее, чем на холостом ходу. Первые полкилометра постарайтесь двигаться не более 40 км/ч. Для чего это нужно?

Во-первых, двигателю нужно как следует прогреться до рабочей температуры. Рабочая температура масла 85-90 градусов. Можно ускорить процесс прогрева: радиатор с внешней стороны нужно закрыть специальным утепляющим фартуком или куском картона; сам двигатель укрыть теплозащитной накидкой, типа Автотепло, или войлоком.

Войлок – материал не горючий, к тому же проверенный практикой в северных районах. Двигатель и прогреваться будет быстрее, и сохранять тепло на стоянке будет дольше.

Во-вторых, за время ночной стоянки автомобильные шины и амортизаторы также замерзают. Шины теряют свои сцепные качества и восстанавливают их, т.е. разогреваются, после 2-3-х километров пробега. Поэтому начинать движение нужно с особой осторожностью, тем более, что утром все спешат на работу. Амортизаторам, также как и резине, необходимо разогреться.

Как мыть автомобиль зимой? Во время устоявшейся зимы практически нет необходимости мыть автомобиль, тем более, если он не грязный. Но если в вашем регионе наблюдаются частые оттепели с обильным снегопадом, то мойка автомобиля превращается в непростую задачу.

Чего не следует делать – так это холодный кузов мыть горячей водой. Рискуете испортить лакокрасочное покрытие. Самый быстрый и надежный способ – это посетить автомойку. Но, что требуется сделать сразу же после мойки автомобиля?

  1. Раскрыть все двери и насухо протереть их кромки и уплотнители;
  2. Продуть сжатым воздухом и обработать жидкостью WD-40 все замки дверей и багажника, по нескольку раз прощелкать фиксаторами замков дверей и поочередно 2-3 раза закрыть-открыть каждую дверь.

После этого можно отправляться или в путь, или на стоянку, не боясь, что за время пути примерзнет и не откроется дверь, или позднее не сможет закрыться дверной замок.

В заключение можно подвести итог на тему какие предметы могут понадобиться для эксплуатации автомобиля в зимний период?

  • Портативный аккумулятор или провода для «прикуривания». Портативный аккумулятор стоит недешево, но при помощи него можно подзарядить родной аккумулятор в любое время и в любом месте, там, где помощи просить не у кого. Но, лучше иметь исправный штатный аккумулятор.
  • Размораживатель. Если с утра на стеклах ледяная корка – распылите размораживатель по верхнему краю стекла – он будет стекать, разрыхляя наледь.
  • Щетка со скребком. Два-в-одном. Ворс на щетке выбирайте мягкий, а скребок – резиновый.
  • Два дополнительных резиновых коврика (на всякий случай). Помогут тронуться с места в чистый гололед, если подложить их под буксующие колеса. Дополнительно можно насыпать обыкновенный песок в пакет или мешок, и возить с собой. Рано или поздно он может очень пригодится.
  • Мягкий буксир (или строп-лента).
  • Лопата с метровым черенком. Вдруг придется выкапывать автомобиль из сугроба или подкапывать колеса.
  • Старое одеяло или какая-нибудь телогрейка (на случай далеких поездок). На трассе все может случиться. Этими вещами можно укрыть двигатель во время недолгой стоянки, или, если встали на трассе, укрыться и не замерзнуть самому.

Своевременно подготовленный автомобиль делает поездку комфортной.
Навигация по серии статей<< Эксплуатация автомобиля зимой. Подготовка автомобиля к зиме

Обувка по сезону

Летняя резина в холода малоэффективна, поскольку создана для иных условий. Зимние шины трудятся в очень сложных условиях. Резина должна стойко переносить низкие температуры, сохранять эластичность в сильные морозы. Следующее испытание — обледенелые дороги. В лед шина вгрызается шипами. Альтернатива шипованной резине — так называемая «липучка», удерживающаяся на скользкой поверхности за счет специального фрикционного покрытия.

Зимние шины должны уметь вгрызаться в рыхлый снег, не скользить во влажной каше, в которую превращаются лед и снег в оттепель.

Шины непосредственно влияют на безопасность автомобиля, поэтому не надо экономить и приобретать так называемую всесезонную резину. Всесезонной обуви не бывает. Этот тезис подтвердят люди, отслужившие свое в Советской армии и узнавшие, что такое круглый год ходить в одних тех же сапогах. Зимой в них холодно, летом жарко. С резиной та же история: всесезонные шины имеют усредненные характеристики и не обладают высокой эффективностью.

Что должно лежать в машине зимой?

Идет давний спор, что же выбрать — шипованную или нешипованную резину. Шипованная хороша на льду, но имеет больший тормозной путь на асфальте. С нешипованной обратная история. В мегаполисе подойдут нешипованные колеса. Для передвижения по загородным трассам предпочтительнее «зубастая» резина, которая более предсказуемая: при попадании на чистый лед управляемость сохраняется.

Важный момент — срок службы колес. Обычно резина исправно работает пять лет, после чего эффективность колес катастрофически падает. За счет естественных процессов старения отслужившие свое колеса дубеют в мороз и малоэффективны на льду. Дата изготовления шины обозначена на боковине. Найдите овальный штамп с четырьмя цифрами: первые две обозначают неделю, последующие – год. Например, цифры 0712 означают, что шина сошла с конвейера в феврале 2012 года и уже отработала свое, даже если на ней ни разу не ездили.

Меняем резину

Безопасность на скользкой зимней дороге обеспечивается соответствующим сцеплением с дорогой. Это, в общем-то, понятно всем. Но надо помнить, что «переобуваться» в зимнюю «обувь» необходимо, как только температура снижается до среднесуточной в +7 градусов по Цельсию. Уже при такой погоде резина стандартных летних шин начинает терять свойственную ей мягкость и эластичность, от чего значительно уменьшается сила сцепления с дорогой. Соответственно, удлиняется тормозной путь и ухудшается управляемость. А ведь та же статистика указывает, что риск попасть в аварию зимой возрастает в шесть раз в сравнении с летом.

Кое-кто по соображениям экономии ездит круглый год на «всесезонке». Однако сами производители шин уточняют, что all seasons не самое лучшее решение для зимы. Не разубеждая кого-либо, хочется тем не менее предупредить, что подобная экономия может вылиться в большие проблемы.

Кстати, напомню, что хранить стопкой снятую летнюю «обувь» можно только при условии, что это колёса в сборе, то есть покрышки с дисками, накачанные до 0,5-1,0 атм. и желательно отмытые, чтобы оставшаяся на них грязь, содержащая в себе неизвестно что, не могла испортить резину.

А вот снятые летние покрышки складывать на хранение «колодцем» нельзя. Под тяжестью верхов борта и протекторы шин могут деформироваться, и колеса едва ли будут полноценно служить вам в следующем сезоне – уменьшается сцепление с дорогой и, как следствие, резина снашивается не только неравномерно, но и гораздо быстрее. Поэтому шины без дисков следует хранить в строго вертикальном положении – на полу или на полке, равномерно «помешивая», т.е. поворачивая вокруг оси, каждый месяц градусов на 90. Так за холодный сезон они сделают полный круг. Если шины с камерами, то давление внутри необходимо минимизировать.

Правила хранения шин

Для тех, кто использует шины с камерами, несколько слов об отдельно хранящихся камерах. Наверное, лишним будет напоминать, что их не стоит ни мять, ни комкать, ни складывать. От этого на них появляются складки, а затем и трещины. Кроме того, на всякий случай пересыпьте их тальком – чтобы не слипались за зиму. Закон диффузии ещё никто не отменял.

Помещение, в котором вы собираетесь оставить летнюю резину, должно быть достаточно прохладным, так чтобы температура в нём не превышала +23-25 градусов. К тому же место «зимнего прикола» должно быть удалено от какого-либо источника тепла более чем на метр. Если шинам будет слишком тепло, то они покроются микротрещинами, что ускорит их старение. А это, безусловно, опять-таки скажется на вашей безопасности в следующем тёплом сезоне.

Боятся шины и мороза. К тому же помещение для хранения шин должно быть тёмным и проветриваемым, то есть укутывать шины в брезент или, что ещё хуже, полиэтилен, не стоит, как бы это эстетично не выглядело.

Необходимо озаботиться также и тем, чтобы покрышки не соприкасались с маслами, красками, топливом и иными жирными поверхностями.

И ещё. Перейдя на зимнюю «обувь», рекомендуется увеличить давление в шинах на 0,2 бар по сравнению с летними нормами. Ну и, конечно, пересмотреть манеру вождения – более осознанно рассчитывать дистанцию, плавнее тормозить и, разумеется, уменьшить среднюю скорость.

Сохраняем видимость

Лобовое стекло зимой замерзает, скапливаются загрязнения – масло, дорожные реагенты и т.д. Очевидно, что заранее нужно залить незамерзающую омывающую жидкость. В нашей стране запрещена жидкость с метиловым спиртом, поэтому в магазинах представлены варианты на основе изопропилового спирта. Резкий запах изопропила забивают сильными отдушками, который хорошо переносят далеко не все.

Метиловый спирт запретили в 2007-м году. Причиной стали высказывания главного санитарного врача России, который опасался, что неравнодушные к алкоголю люди пьют незамерзайку. Логика спорная, во многих государствах метанол разрешен. Более того, некоторые эксперты сейчас ратуют за возвращение метанола на российский рынок. Жидкостями на основе запрещенного метанола вовсю торгуют с обочин и об инцидентах с отравлением не слышно.

Вопрос выбора омывающей жидкости сложный и многогранный. Те, кто заботится о собственном здоровье и безопасности, приобретают омывающую жидкость в центрах ГК FAVORIT MOTORS. Предлагаемые в наших центрах товары соответствуют российским требованиям безопасности.

Перед зимним сезоном заранее заливайте незамерзающую жидкость, поскольку холода приходят внезапно, а разморозить бачок омывателя и трубочки без теплого гаража не так уж просто.

На зимней дороге важно качество стеклоочистителей. Обычно они живут 6-12 месяцев. В холода предпочтительнее безкаркасные варианты. Дело в том, что в каркасные дворники попадает вода, застывает и меняет геометрию детали. В результате стеклоочиститель приходится как-то очищать, что не всегда просто. Для сохранения здоровья стеклоочитителей в холода соблюдайте следующие правила:

  • не отрывайте примерзшие дворники от стекла, так можно порвать резинки — подождите пока лобовое стекло прогреется и они сами отойдут;
  • не трите стеклоочистителями по замерзшим ледышкам на стекле — особого толку в этом нет, а щетки изнашиваются быстрее;
  • часто советуют направлять теплый воздух печки на стекло, но из-за перепада температур оно может треснуть.

Разумеется, в морозы спасает лобовое стекло с подогревом. Если такового в комплектации автомобиля нет, то нетерпеливые могут приобрести специальный препарат-размораживатель — побрызгал на лед, и можно отправляться в путь.

20150122_bat_8836

А что, если не метанол? Ну, извините за банальность — водка… Правда, вязкость метанола в несколько раз ниже, зато у разрешенного изопропила она, напротив, вдвое выше! Теория проста: чем проще молекула того или иного спирта, тем меньше его вязкость при низких температурах. А водка — эдакая середина… Еще читатели советуют закупить в Интернете дешевый спирт и разводить его водичкой 1:1. Ну если спирт дешевый, то сработает, хотя разводов на стекле не избежать — как и от водки, кстати говоря. Спирт улетучивается довольно лихо — нужно бы добавить этиленгликоль, но это уже сложновато.

Еще один миф на заданную тему (№ 13) — про обогрев форсунок. Часто приходится слышать, что некто, дескать, поставил эдакий «кипятильник», и теперь все ОК — заливай хоть воду. Этого делать не стоит: результат будет плачевный. Наружу первые капли вырвутся, но на морозе, да еще при обдуве встречным ледяным воздухом почти мгновенно обморозят не только стекло с дворниками, но и саму форсунку…

Чем смахнуть и как сколоть?

Прогрев двигателя

В инструкциях современных авто указано, что прогрев двигателя не нужен или об этом не говорится вовсе. В мороз сразу не поедешь: даже маловязкое моторное масло нужно слегка прогреть и дать ему возможность разойтись по двигателю. Если этого не сделать, то мотор начинает работать «на сухую» и детали изнашиваются быстрее обычного. Грейте двигатель до 20-30% рабочей температуры и только затем отправляйтесь в дорогу. Таким образом получится предотвратить повышенный износ мотора.

Зимой расход топлива увеличивается на 10-20%. Если же аппетит автомобиля существенно возрос, то обязательно обратитесь в дилерский центр ГК FAVORIT MOTORS. Повышенный расход может быть симптомом серьезной неисправности. Своевременный ремонт и необременительные для кошелька владельца профилактические действия сэкономят значительные средства.

Манера езды

Зима не любит резких и торопливых. Привыкайте к аккуратному вождению, избегайте активных маневров, ускорений и торможений. Этот тезис всесезонный, но для зимней дороги он актуален вдвойне.

После холодной ночевки замерзают все жидкости. На морозе дубеют амортизаторы, становится более тяжелым рулевое управление. Поэтому первые первые несколько километров не торопитесь, дайте возможность немного разогреться всем технологическим жидкостям.

На скользкой дороге увеличивается тормозной путь, при резком маневре возможен занос. Двигайтесь спокойно, держите необходимую дистанцию. В общем, не забывайте про утверждение «тише едешь — дальше будешь».

Чистота — залог здоровья

Отношение к мойке автомобиля зимой двоякое. С одной стороны, на машине скапливаются реагенты, которые провоцируют коррозию. Да и самому неприятно ездить на грязном авто: пачкаются водитель и пассажиры, плохая видимость. Вроде бы мойка автомобиля нужна, но у нее есть и минусы:

  • при значительной разнице температур кузова и воды возможно повреждение лакокрасочного покрытия;
  • необходима просушка автомобиля, поскольку после мойки замерзают дворники, примерзают двери.

Без мойки автомобиля зимой не обойтись. Но все же не посещайте в мороз открытые пункты самообслуживания — лед застынет на машине, а грязные участки останутся. Даже если машину просушили, то полностью удалить влагу не удается, поскольку само помещение влажное. Перед тем как поставить машину на стоянку, откройте двери и дайте несколько минут просохнуть резиновым уплотнителям. Пригодится силиконовая смазка. Препарат продается в аэрозольных баллончиках, легко наносится на резиновые уплотнители дверей и багажника.

Если же уплотнители все же примерзли, то ни в коем случае не дергайте сильно за ручку двери — ее легко сломать. Попробуйте сперва надавить на дверь и лишь затем потянуть на себя. Если не удалось, то беритесь за другие двери.

При частых мойках не экономьте на полировке машины. Защитное покрытие убережет кузов от появления ржавчины.

Особенности эксплуатации машины в зимних условиях

Эксплуатация машины в зимних условиях существенно отличается от эксплуатации в летних условиях и характеризуется в основном низкими температурами окружающего воздуха и наличием снежного покрова.
Зимние условия эксплуатации машины определяются температурой окружающего воздуха от +5°С и ниже.

Из всех агрегатов влиянию низких температур наиболее подвержены двигатель, коробка передач и их системы, а также аккумуляторные батареи.

Основные трудности возникают при пуске двигателя. Его надежный пуск возможен только при определенном тепловом состоянии, которое обеспечивается разогревом остывшего двигателя и поддержанием его в разогретом состоянии в течение всего времени стоянки машины, если этого требует обстановка. Для прогрева системы управления машиной необходимо во время прогрева двигателя несколько раз с выдержкой 20-30 с выжать и отпустить педали главного фрикциона и остановочных тормозов. Признаком, свидетельствующим о готовности системы управления машиной к работе, является отсутствие падения давления масла (по манометру) в системе смазки при выжиме педали главного фрикциона или педали остановочных тормозов.

При подготовке машины к эксплуатации в зимних условиях необходимо провести очередное техническое обслуживание № 1 или №2 в зависимости от пройденного километража и дополнительно:

— очистить шахты и посадочные места приборов ТНПО-170А от пыли и грязи и протереть их чистой ветошью;

— открыть заслонку зимнего забора воздуха из короба эжектора в воздухоочиститель, для чего открыть крышку, расконтрить и отвернуть рукоятку, расположенную на стенке воздухоочистителя, до отказа в направлении стрелки ОТКРЫТО. Законтрить рукоятку проволокой и закрыть лючок;

— слить летнее дизельное топливо и заправить систему питания двигателя зимним дизельным топливом и прокачать топливо насосом БЦН в течение 2-3 мин.

— слить воду и заправить систему охлаждения низкозамерзающей жидкостью;

— проверить работу системы подогрева;

— установить очистители так, чтобы расстояние между ободом направляющего колеса и очистителем было от 3 до 5 мм;

— слить воду из бачков воздушно-жидкостной очистки приборов;

— проверить плотность электролита в аккумуляторных батареях согласно ПУС;

— замерить величину напряжения, поддерживаемого регулятором, по показанию вольтамперметра.

Замеренная величина напряжения во всем диапазоне эксплуатационной частоты вращения коленчатого вала двигателя должна быть 26,5-28,5 В. В случае отличия величины напряжения от указанной выполнить работы.

Проверить у регулятора напряжения затяжку гайки разъема, болтов крепления, крышек предохранителей и блока измерительного регулятора.

Для обеспечения надежной и безотказной работы машины в зимних условиях, особенно при низких температурах окружающего воздуха необходимо:

— пускать двигатель только после его разогрева подогревателем с соблюдением порядка.

— пускать холодный или недостаточно разогретый двигатель (даже с буксира) при температуре окружающего воздуха ниже +5°С запрещается;

— во время движения машины внимательно следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и поддерживать их показания в рекомендуемых пределах.

Для предотвращения запотевания и обледенения стекол и окуляра прибора 9Ш119М1 протереть их кисточкой, смоченной спиртоглицериновой смесью (стакан со спиртоглицериновой смесью и кисточку взять из ЗИП).

Холодный пуск двигателя осуществляется в следующей последовательности:

2) закрыть жалюзи и накрыть их утеплительными ковриками;

3) включить выключатель батарей;

4) перевести рукоятку топливного крана в положение О (открыто);

5) нажать кнопку ПУСК на щитке управления БФП и удерживать ее до загорания ламп СВЕЧИ 1, 2, 3, 4; открыть вентиль воздушного баллона;

6) включить МЗН, нажав кнопку НАСОС, и создать давление в системе смазки двигателя не менее 0,25 МПа (2,5 кгс/см2);

7) включить выключатель БЦН, прокачать топливную систему в течение 10-15 с. и выключить БЦН;

8) после загорания лампы ЭК (примерно через 90 с. после нажатия кнопки ПУСК) вторично создать давление масла в системе смазки двигателя, нажав кнопку НАСОС;

9) нажать кнопку СТАРТЕР и затем кнопку ПУСК ВОЗД (комбинированный способ).

Кнопки СТАРТЕР и ПУСК ВОЗД держать включенными до пуска двигателя, но не более 7с.

Работа двигателя в течение 180 с. сопровождается работой БФП. По истечении этого времени гаснут лампы ЭК и СВЕЧИ 1, 2, 3, 4.

После пуска двигателя прогреть его на режиме холостого хода с частотой вращения коленчатого вала 1000-1100 об/мин.

После достижения маслом температуры не ниже 0°С, если двигатель работает устойчиво, без хлопков и стука, допускается начинать движение машины на низших передачах при частоте вращения коленчатого вала двигателя не более 1600 об/мин.

Если пуск двигателя с первой попытки осуществить не удалось, то необходимо отпустить кнопки СТАРТЕР и ПУСК ВОЗД и через 15 с. повторить попытку пуска.

Если вторая попытка не обеспечила пуск двигателя, выключить систему БФП, нажав и отпустив кнопку ВЫКЛ на щитке управления БФП. Через 3 мин. повторить пуск двигателя с применением системы БФП.

Если пуск двигателя не обеспечивается, необходимо разогреть силовую установку подогревателем и пустить двигатель.

Летние условия эксплуатации характеризуются устойчивой температурой окружающего воздуха +5°С и выше.

Высокая температура окружающего воздуха вызывает повышенный нагрев агрегатов машины, испарение воды из электролита аккумуляторных батарей, а также ухудшает условия работы экипажа.

При высокой температуре окружающего воздуха и больших нагрузках может перегреваться двигатель.

Во время летней эксплуатации машины в основном работают в условиях большой запыленности воздуха. Воздух с повышенным пылесодержанием, проникающий в узлы и агрегаты машины, повышает износы деталей, увеличивает усилия на педалях, рычагах, ухудшает условия их работы.

Большая запыленность воздуха резко снижает видимость через приборы прицеливания и наблюдения, особенно при движении в колонне.

Источник

Заторы в дороге

Внезапные снегопады парализуют движение. Если в городе можно бросить автомобиль на обочине и добраться до дома на общественном транспорте или пешком, то на трассе машины встают надолго и намертво. Поэтому отправляясь в дальнюю зимнюю поездку, придерживайтесь следующих правил:

  • заправляйтесь, когда указатель топлива показывает половину бака, всегда держите запас на экстренный случай;
  • пусть в багажнике будут дополнительные теплые вещи на случай холодной стоянки;
  • держите на максимуме заряд телефонов, если знаете, что отправляетесь в большую дорогу.

Если машина попала в дорожный затор, то не нервничайте и постарайтесь оценить обстановку. Реальную картину сообщит МЧС, достаточно набрать номер 112. Если обещают начать движение не раньше, чем через несколько часов, начинайте экономить тепло, топливо и энергию:

  • оставьте только один включенный телефон, остальные выключите для экономии;
  • не звоните постоянно в МЧС — сигнал о помощи уже зафиксирован и ничего нового не скажут;
  • пообщайтесь с соседями и по возможности пересядьте в одну машину, чтобы экономить топливо;
  • надевайте все теплые вещи и периодически выключайте двигатель;
  • убедитесь, что выхлопные газы не поступают в салон, периодически проверяете состояние выхлопной трубы, ведь ее может завалить снегом;v
  • хорошо, если в багажнике будет припасено что-нибудь горючее на случай пустого бака.

Серьезные заторы на дорогах возникают редко, но отправляясь в дальний путь нужно застраховаться и от них.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: