Что такое автомобильный тахограф и кому он нужен


«Гладко было на бумаге…», — эту слегка видоизмененную фразу Л.Н. Толстого уже давно считают пословицей. Отнести ее можно и к случаям установки тахографов. Изначально благое намерение контролировать рабочий график водителей, чтобы избежать аварий, связанных с переутомлением, при внедрении обросло массой юридических сложностей.

Кто должен ставит тахограф в России, кого оштрафуют за отсутствие прибора, соответствует ли установленное устройство нормам – эти и другие вопросы подробно разберем в данном материале.

  • На какие транспортные средства ставится?
      Сроки установки тахографов на пассажирские микроавтобусы (типа М2 и М3 — от 8 пассажиров)
  • Кому не нужен тахограф?
      Нужен ли тахограф в грузовике?
  • На газель?
  • На самосвал?
  • На кран-манипулятор?
  • Установка тахографа на грузовой автомобиль и ее стоимость
  • Как подключить автотахограф?
      Список мастерских по установке тахографа, допущенных Минтрансом
  • Как работает тахограф в автомобиле?
  • Правила пользования тахографом для водителей
  • Штраф за отсутствие тахографа
  • Тахограф что это такое?

    Тахограф – это прибор, который устанавливается в автомобиле, подключается к его бортовой сети и инженерным системам. Основная функция устройства – регистрация в автоматическом режиме параметров движения транспортного средства и хранение этих данных в памяти с возможностью просмотра при проверке.

    Тахограф на панели автомобиля

    Современные приборы:

    • Фиксируют пробег автомобиля и скорость движения.
    • Фиксируют время вождения, отдыха и других работы, выполняемых водителем.
    • Регистрируют все денных, шифруют их и хранят в виде, защищённом от редактирования.

    Последний пункт особенно важен. Информация, которую зафиксировал бортовой самописец, является максимально объективной и не может быть изменена. Поэтому оно обладает доказательной силой и может использоваться при решении спорных вопросов – в том числе и в судебном порядке.

    Что такое тахограф и для чего он нужен?

    Тахограф – автоматическое записывающее устройство, которое фиксирует определенные данные о состоянии транспортного средства. Его по-старинке называют самописцем, хотя современная электроника имеет мало общего с ранними записывающими устройствами.


    Элементы тахографа

    Функции тахографа:

    • Запись скорости движения транспортного средства.
    • Фиксация пройденного маршрута.
    • Запись режима работы и отдыха водителя, а также других действий, выполняемых им в рабочее время.
    • Хранение данных в зашифрованном, защищенном от редактирования виде.

    Для чего нужен тахограф? Прежде всего, его установка призвана уменьшить количество нарушений ПДД и трудового законодательства, и, тем самым, снизить количество аварийных ситуаций, например, связанных с усталостью водителя. Что может быть страшнее, чем короткая фраза “водитель фуры заснул за рулем”?

    Кроме того, тахограф позволяет отследить соответствие реального и планируемого маршрута, что может быть немаловажно и для самого владельца транспортного средства. Например, собственник может в режиме реального времени отслеживать маршрут своей машины и выявить отклонение от него. Также он может проконтролировать остановки в пути, отследить, не нарушает ли водитель режим работы, в любой момент видеть, где находится его машина.

    И, наконец, тахограф дисциплинирует водителя, ведь он, регистрируя свою персональную карту в начале маршрута, понимает, что любое нарушение правил ложится на его личную ответственность. И в первую очередь именно те правила, которые касаются соблюдения ПДД.

    Устройство тахографа и принцип его работы

    Устроен бортовой самописец достаточно просто. Основной блок располагается в кабине автомобиля таким образом, чтобы у водителя был доступ к лицевой панели с кнопками управления. Современные тахографы оснащаются экранами, на которые выводится основная информация о работе системы.

    Система контроля подключается к бортовой сети машины для обеспечения питания. Автономная работа при выключенном двигателе гарантируется большой емкостью батареи. Кроме того, в прибор встраивается энергонезависимый модуль памяти, потому данные, записанные тахографом, сохраняются в любом случае.

    Тахограф с открытой крышкой

    Для передачи информации о движении ТС к прибору подключается датчик скорости. Подключение выполняется с помощью штатных разъемов.

    Важная функция тахографов современного типа – персонализация доступа. Для использования прибора необходимо установить персональную карточку водителя: только в этом случае информация будет корректно фиксироваться и сохраняться в памяти. Кроме тахокарты водителя в работе с устройствами используются карточки мастерских, компаний и контролеров.

    В каких случаях производится проверка устройства

    Действующее законодательство наделяет полномочиями сотрудника ГИБДД по проверке транспортного средства, на котором должен быть установлен тахограф.
    Предмет проверки:

    • правильность установки и подключения устройства;
    • осмотр на наличие визуальных механических повреждений на контрольной пломбе;
    • работоспособность устройства;
    • личную карту лица, управляющего транспортным средством;
    • соблюдение водителем установленного маршрута и требований трудового законодательства.

    Проверка оборудования происходит с использованием именной карты сотрудника ГИДД, которая вставляется в считывающее устройство тахографа.

    Разновидности тахографов

    Первоначальное автомобили комплектовались аналоговыми (дисковыми, механическими либо электронно-механическими) приборами. Сегодня же использование аналоговых самописцев не допускается законом. Кроме того, такие тахографы уже не выпускаются, так что найти исправную модель будет сложно.

    Производители тахографов

    Альтернативой являются цифровые самописцы, которые сразу собирают и обрабатывают информацию в цифровом виде. В РФ чаще всего устанавливают тахографы таких марок:

    • КАСБИ
    • ШТРИХ-ТахоRUS
    • VDO DTCO
    • Меркурий
    • АТОЛ и др.

    Также возможна установка на машины некоторых устройств зарубежного производства, прошедших сертификацию и допущенных к эксплуатации в России.

    Рейтинг лучших тахографов

    Для использования в Российской Федерации допущено около десятка моделей тахографов, которые производятся предприятиями, лицензированными ФБУ Росавтотранс. Стоимость таких приборов — от 30 до 40 тысяч рублей (без установки), и все они включают базовый функционал.

    Оснащение автомобиля любым прибором из утвержденного ФБУ Росавтотранс перечня дает возможность соблюсти все требования законодательства. Но при этом расширенный функционал некоторых моделей дает возможность использовать технику более эффективно — а не только отчитываться сотрудникам ДПС ГИБДД об отсутствии нарушений.

    Среди моделей, которые заслуживают внимания, выделим:

    • VDO DTCO 1381 и VDO DTCO 3283. Первая модель соответствует формату ЕСТР, вторая — оснащена разъёмом для установки модуля СКЗИ. Оба устройства достаточно надежны, удобны в использовании. На жидкокристаллические дисплеи информация выводится в виде достаточно крупных контрастных символов.
    • Меркурий ТА-001 — есть модификации как с GPRS-модемом, так и без него. За счет GSM-разъемов можно подключать дополнительное оборудование. Уровень надежности и защищенности от повреждений достаточно высокий.
    • КАСБИ DT-20М — еще одно надежное и функциональное устройство. Встроена система голосовой связи, есть разъем для подключения «тревожной кнопки».
    • Штрих-ТахоRUS — производится как в пластиковом, так и в металлическом корпусе. Модели отличаются только степенью защиты от механических повреждений, обе модификации позволяют подключать дополнительное оборудование.

    Модули СКЗИ (НКМ), их назначение

    В зависимости от того, какие рейсы выполняет автомобиль, требования к марке и конструкции бортового самописца могут различаться:

    • Для машин, которые выполняют международные рейсы, обязательным будет использование тахографов ЕСТР.
    • Транспортные средства, которые эксплуатируются в РФ, оснащаются тахографами с модулем СКЗИ/НКМ (навигационный криптозащитный модуль).

    Блок СКЗИ – это система криптографической защиты данных, которая встраивается в бортовой самописец. Этот блок обладает высокой автономностью и включает собственный модуль памяти, ГЛОНАСС приемник, хронометр и акселерометр. Питание обеспечивается в том числе и от резервной батареи, потому криптографическая защита работает даже при обесточивании бортового самописца.

    Основная функция СКЗИ – сбор информации, ее шифрование и хранение. Данные от датчика скорости поступают в модуль СКЗИ, обрабатываться микропроцессором и хранятся в его памяти в зашифрованном виде. Изменение этих данных невозможно, а для доступа с дешифровкой нужно задействовать специальный электронный ключ.

    Срок использования модуля НКМ ограничен. Установленный в тахографе элемент активируется при начале использования прибора. После этого раз в 3 года необходимо выполнять замену блока СКЗИ и проводить активацию нового модуля. Оказывать услугу по замене и активации НКМ могут только мастерские с лицензией от ФСБ РФ на работу с криптографическим оборудованием.

    Что такое СКЗИ (НКМ)?

    Модуль СКЗИ (система криптографической защиты информации), он же НКМ (навигационный криптографический модуль) – устройство сбора, шифрования и хранения данных, необходимое в каждом тахографе, работающем на территории РФ. Этот блок – своего рода «черный ящик», защищенный от внешнего воздействия и вмешательства. В него входят собственный модуль памяти, модуль связи с системой ГЛОНАСС, акселерометр и хронометр.

    В отличие от аналогичных устройств, сертифицированных в Евросоюзе, на СКЗИ не устанавливается датчик скорости движения благодаря возможности отслеживания транспортного средства через спутниковую систему.

    Срок службы СКЗИ законодательно ограничен: каждые 3 года модуль необходимо менять, обращаясь в специализированный сервисный центр. Все манипуляции, выполняемые с тахографом сертифицированными специалистами, подтверждаются соответствующими документами.

    На какие транспортные средства устанавливается тахограф

    Универсальная конструкция бортовых самописцев позволяет устанавливать их практически на любые автомобили и другие ТС. Но для некоторых категорий транспорта оснащение контрольным устройством будет обязательным согласно закону.

    Установка тахографа по типам автомобилей

    Основной критерий, который определяет, нужно ли ставить тахограф – цель использования ТС. Если автомобиль или автобус эксплуатируются в личных целях, то прибор ставить не обязательно (но можно – так вы получите дополнительную информацию о режиме вожделения). Но если техника применяется коммерческой организацией, то без контрольного устройства не обойтись.

    Обратите внимание! Если транспортное средство периодически эксплуатируется в условиях, не предусматривающих использование тахографа, то на него целесообразно установить самописец, поддерживающий режим «OUT». Но этот режим можно активировать лишь тогда, когда машина находится вне коммерческого рейса – например, ее перегоняют в пределах территории предприятия или в мастерскую для прохождения ТО. Использование режима «OUT» при грузовых или пассажирских перевозках является нарушением!

    Согласно законам, тахографы обязательно ставятся на:

    • Грузовые автомобили, суммарная масса которых превышает 3,5 т (категории N2, N3)
    • Автобусы и микроавтобусы, конструкция которых предусматривает наличие 8 и более пассажирских мест, относящиеся к категориям М2, М3 (это касается также техники, задействованной для перевозки людей на пригородных и внутригородских маршрутах).
    • Грузовики, которые перевозят грузы различных классов опасности.
    • Самосвалы.
    • Краны-манипуляторы.

    В список исключений попала военная техника, техника, принадлежащая силовым структурам, строительная и коммунальная спецтехника, троллейбусы и некоторые другие ТС,

    Виды тахографов, допущенных к применению в РФ

    Для того, чтобы понимать, какие тахографы можно использовать в Российской Федерации, необходимо ознакомиться с современными типами таких устройств.

    Их всего несколько, поэтому с выбором не возникнет проблем, но при этом нужно понимать, в каком случае в Российской Федерации можно или нельзя использовать разные типы устройств.

    Виды тахографов
    Фото: виды тахографов

    Конечно, все это прописано в законодательстве, но не все водители и ответственные лица читают данные указания, поэтому часто возникают разногласия с законом, и как следствие, такие автомобили получают штрафы. Поэтому разобрать виды цифровых тахографов достаточно важно.

    На какие группы делятся по принципу действия

    Все тахографы делятся на аналоговые и цифровые (к примеру Штрих), а отличаются по большей части принципом работы.

    Аналоговый работает как спидометр, то есть у него есть круглый формат со стрелками и несколькими шкалами, на которых отображается информация.

    Вся информация записывается на диаграмный бумажный диск, при этом прибор светится, когда скорость превышена, а самая большая шкала демонстрирует текущую скорость.

    Более того, этот прибор считает рабочие часы и время отдыха, и предназначен для двух водителей, которые могут переключаться по режимам благодаря отдельным кнопкам.

    Цифровой тахограф более сложный, как технически, так и в смысле эксплуатации. Он оснащен дисплеем, куда выводится вся необходимая информация, а с правой стороны размещается слот для идентификационной карты водителя, куда записывается вся информация.

    Механических кнопок всего несколько и они преимущественно служат для переключения режимов и входа в меню.

    Внутри прибора есть накопитель данных, на который записывается информация о водителе и номере транспорта, допущенных при вождении ошибках, а также данные калибровок и проверок.

    Нужно ли оформлять в ГАИ установку фаркопа на автомобиль в 2020 году смотрите в статье: нужно ли оформлять в ГАИ установку фаркопа на автомобиль. Разрешается ли выполнить обгон на пешеходном переходе, читайте здесь.

    Более того, при потребности тахограф умеет распечатывать текущие отчеты по запросу либо инспекторов, либо же самого водителя. Одним из примеров такого тахографа может служить техника DTCO.

    Категории транспортных средств, оснащаемых приборами

    На самом деле оснащаться приборами подобного рода должны грузовые и пассажирские коммерческие автомобили, которые выполняют роль транспортировки на основе оплаты.

    Если говорить в общем, то тахограф должен быть установлен на:

    Грузовиках категорий N2, N3 Которые заняты перевозками опасных грузов
    Автобусы М2 и М3 А также грузовыми автомобилями М3, выполняющими междугородние перевозки
    Грузовые автомобили категорий N3, N2 Которые проводят транспортировку неопасных грузов

    Под понятием автобусов следует подразумевать транспорт, имеющий восемь и более мест, не считая водительского, которые предназначены для перевозки пассажиров.

    Грузовики по законодательству должны оборудоваться тахографами, начиная от 3,5 тонн веса, и без разграничения по признаку перевозимого груза.

    Но следует сказать, что устанавливать подобную технику следует только на коммерческие автомобили, которые зарегистрированы за частными предпринимателями, юридическими лицами, или же предоставляются таковым на условиях аренды.

    Если такой деятельности с их участием не ведется, то и тахограф устанавливать не нужно.

    Устройства на грузовые автомобили

    Грузовые автомобили являются одними из тех транспортных средств, на которые обязательно нужен тахограф, когда они используются для коммерции.

    Есть два вида устройств, которые применяются для грузовиков, это те, которые работают на системе СКЗИ и системе ЕСТР.

    Они различаются по возможности применения, а в России вообще можно использовать только один из них.

    Видео: про тахографы и карты к ним

    С СКЗИ

    Тахограф с системой СКЗИ предусматривает, что данные, поступающие в него, будут шифроваться криптографическим методом.

    Он обязателен для установки тогда, когда автомобиль выполняет рейсы сугубо по Российской Федерации, поскольку в других странах действует преимущественно стандарт ЕСТР.

    Тахографы, соответствующие российским нормативам, имеют встроенный блок шифрования, а чтобы избежать подтасовки данных, прибор обязательно пломбируется.

    Данные, получаемые из прибора СКЗИ будут шифроваться особым форматом, который может открываться только специальным программным обеспечением.

    Обычно тахографы имеют такие программы в комплекте, а некоторые дорогие варианты также снабжаются встроенным дешифратором.

    Но вопрос о том, какие бывают карты водителя для тахографа неактуален, поскольку есть всего один вид — чип-карты.

    Проверка устройства контролирующими органами

    Разобравшись, что такое тахограф, и на какие транспортные средства нужно его устанавливать, стоит уяснить и особенности проведения контрольных мероприятий.

    Поскольку для многих категорий транспортных средств наличие тахографов, а также о соблюдение требований по их эксплуатации и по режиму работы является обязательным, на трассах проводится контроль. Проверку могут выполнять только сотрудники ДПС ГИБДД и контролеры Ространснадзора. Причем если ранее проводились только совместные проверки (на пунктах весогабаритного контроля), то сегодня представители Ространснадзора могут проверять автомобили и самостоятельно.

    Проверка тахографа

    В ходе проверки представитель контролирующего органа обязан удостовериться, что на машине установлен исправный прибор, конструкция которого соответствует действующим нормативам. Также проверяется сохранность пломб и отсутствие следов вмешательства в работу прибора.

    Используя карту контролера, проверяются:

    • Временные интервалы вождения и отдыха.
    • Соблюдение требований по использованию индивидуальных тахокарт.
    • Соблюдение сроков поверки устройства.

    Как правильно использовать тахограф, чтобы избежать штрафов

    Правила эксплуатации тахографов регламентированы законодательством. За их нарушение предусмотрена административная ответственность. Всю законодательную базу знать невозможно, однако важно запомнить несколько основных моментов:

    • транспорт не отправляется в рейс без такого приборы. Также запрещается эксплуатация машины, если тахограф неисправен. Ответственность за игнорирование этой нормы ложится как на лицо, управляющее автотранспортным средством, так и на владельца транспорта (компанию или индивидуального предпринимателя);
    • тахограф активируется непосредственно перед выездом на линию;
    • индивидуальная чип-карта водителя не передается сторонним лицам. Лицо, управляющее автотранспортным средством, не имеет права пользоваться чужим идентификатором;
    • вскрытие тахографов запрещается законом. При выявлении факта взлома пломб или иных попыток вмешательства в работу устройства представители контролирующей службы выписывают штраф;
    • водитель обязан соблюдать режим рабочего времени и отдыха в соответствии с нормированием труда. Если в рамках проверки будет выявлено превышение нормы, водитель понесет ответственность;
    • доступ к информации, зафиксированной тахографом, предоставляется сотрудникам контролирующих служб по первому требованию. Именно поэтому необходимо постоянно контролировать наличие бумаги в принтере. Целесообразно всегда держать в машине запас термобумаги;
    • устройство должно быть откалибровано в соответствии с нормативными актами. Под калибровкой подразумевают замер характеристик автотранспортного средства и настройку прибора на замеренные величины. Данную процедуру проводят сотрудники специализированной службы;
    • если прибор вышел из строя, необходимо незамедлительно обратиться в сервисную службу. Если поломка произошла на маршруте, следует вернуться на базу или доехать до места ближайшей стоянки и сразу же обратиться в сервис.

    Установка тахографа

    Самостоятельно установить устройство в автомобиль не получится – для этого необходимо обращаться в сервисный центр, обладающий необходимыми разрешениями. Такие организации регистрируются в ФБУ «Росавтотранс» и получают лицензии на работу с криптографическим оборудованием.

    Установка тахографа

    При подготовке машины к монтажу мастера выбирают место для установки прибора с таким расчетом, чтобы водитель мог производить манипуляции, не отвлекаясь от управления автомобилем. Для этого может понадобиться монтаж специальных кронштейнов или прокладка трас для подключения системы.

    Далее новый прибор распаковывается, подключается к бортовой сети и датчику скорости. Все соединения тщательно изолируются.

    Само устройство и криптографический модуль активируются. После активации прибор калибруется для того чтобы гарантировать точность собираемых данных.

    Заключительный этап монтажа – это пломбирование корпуса прибора. Установка пломб нужна для того, чтобы защитить систему от вмешательства, попыток редактирования данных или преднамеренной порчи. Тахограф в опломбированном корпусе устанавливается в гнездо и фиксируется.

    Установка и настройка бортового самописца

    Для оснащения автомобиля цифровым контрольным устройством необходимо обратиться в сертифицированную сервисную мастерскую (у сервиса обязательно должна быть лицензия на установку тахографов). Разрешения на работу с криптографическим оборудованием выдает таким .

    Прежде чем поставить тахограф, мастер выбирает для него место в кабине авто. Главное правило – водитель должен выполнять операции с прибором, не отвлекаясь от управления транспортным средством. В некоторых случаях требуется монтаж дополнительных приспособлений для подключения контрольной системы.

    Новое устройство вынимается из коробки, подключается к сети электропитания автомобиля и датчику скорости. Места соединений изолируются. Затем выполняется активация прибора и криптографического модуля. Далее осуществляется калибровка для получения гарантии 100% точности собираемой информации.

    На завершающем этапе корпус тахографа подвергается опломбированию. Пломбы защищают систему от несанкционированного доступа и попыток изменения записанной информации. Опломбированный прибор монтируется в гнездо и надежно закрепляется.

    Калибровка тахографа

    Корректность работы контрольного аппарата (регистрация предельно объективных данных по скорости, пробегу и времени вождения) обеспечивается периодической калибровкой тахографа. Эта процедура позволяет настроить прибор так, чтобы записываемая информация отвечала объективному значению с наименьшей погрешностью.

    При монтаже система калибруется впервые, потом операция проводится при ремонте, установке нового датчика скорости, изменении техпараметров ТС, смене колес на изделия другого диаметра. Настройка выполняется также при срыве пломб или по истечении 2 лет с момента последней калибровки.

    Прибор калибруется на стенде, затем – на трассе. Этапы стендового калибрования включают:

    • проверку целостности корпуса, пломб, прочих отдельных элементов;
    • тестирование электроцепи;
    • контроль правильности функционирования датчиков.

    На этапе дорожных испытаний выполняется осмотр транспортного средства, перепрограммирование системы, проверка и отладка фиксации пройденного пути, скорости и времени, измерение степени погрешности.

    После того, как калибровка будет завершена, все данные заносятся в память, корпус подвергается опломбированию. Отметка о проведенной проверке с соответствующей датой вносится в документы по тахографу.

    Этапы калибровки

    Правильная работа устройства (т.е. фиксация максимально объективных показателей времени, скорости и пробега) обеспечивается его периодической калибровкой. В ходе этой операции устройство настраивается таким образом, чтобы фиксируемые данные соответствовали объективным с минимальной погрешностью.

    Первый раз систему калибруют при установке, затем настройка может понадобиться при ремонте, изменении технических характеристик транспортного средства, замене колес с изменением диаметра либо установке нового датчика скорости. Калибровать нужно также при нарушении пломбирования корпуса и при истечении двухлетнего срока с последней настройки.

    Тахограф калибруют сначала на стенде, а затем — на дороге. На первом, стендовом этапе:

    • Контролируется целостность корпуса, отдельных элементов, сохранность пломб.
    • Проверяется корректность работы датчиков.
    • Тестируются электрические цепи.

    Второй этап — дорожные испытания – включает:

    • Осмотр ТС.
    • Программирование системы.
    • Контроль и корректировку фиксации времени, скорости, пройденной дистанции.
    • Замер погрешности.

    После завершения калибровки вся необходимая информация вносится в память, а корпус пломбируется. Отметка о калибровке с зафиксированной датой заносится в документацию к прибору.

    Другие приборы учета

    Параметры движения автомобиля также фиксируют:

    • терминалы ГЛОНАСС, определяющие координаты транспортного средства с помощью спутниковой сети;
    • тахометры, регистрирующие количество оборотов двигателя;
    • спидометры, нужные для контроля скорости и пробега.

    Но ни один из этих приборов не может служить заменой тахографа, потому что их функционал не предполагает фиксацию пробега, скорости, а также проведенного за рулем времени с сохранением этих данных в виде, защищённом от удаления. Поэтому для соблюдения требований действующего законодательства нужно оснащать автомобили только цифровыми тахографами.

    Карта тахографа и её назначение

    Доступ к функционалу системы и хранящимся в памяти данным невозможен без использования электронной ключ-карты. Тахокарты снабжается специальными чипами и обладают ограниченным сроком использования, потому периодически их надо перевыпускать.

    Карта тахографа

    Наиболее распространенная разновидность карт – карта водителя. Она персонализирована, т.е. выпускается на имя человека, который будет осуществлять управление транспортным средством с бортовым самописцем. Основная задача карты – идентификация лица, которое управляло машиной в определенный период времени.

    Обратите внимание! Использование прибора без карты или с чужим электронным ключом не допускается и при обнаружении такого факта гарантированно последуют штрафные санкции. Это же касается попытки эксплуатации тахографа с просроченной картой водителя, так что о замене чипа стоит думать заранее.

    Кроме этой разновидности также используются:

    • Карты мастерских — для монтажа, настройки и калибровки.
    • Карты предприятия — для доступа к данным, хранящимся в памяти прибора, их дешифровки и анализа (но не редактирования информации).
    • Карты контроллера – для доступа к хранящейся в памяти информации в ходе контрольных мероприятий.

    Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами

    Существует законодательный акт, который регулирует, какие категории ТС в обязательном порядке должны эксплуатироваться с тахографами.

    Приложение №2 к Приказу Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 года гласит, что устройствами должны быть оснащены следующие типы транспортных средств:

    • категория N2 – грузoвые авто с максимальной массoй выше 3,5 тн, но не бoлее 12 тн;
    • категория N3 – грузoвые авто, обладающие максимальной массoй свыше 12 тн;
    • категория M2 – пассажирcкие ТС, имеющие свыше 8 мест для сидения (не считая место водителя), максимальная масса не выше 5 тн;
    • категория M3 – пассажирcкие ТС, имеющие свыше 8 мест для сидения (не считая место водителя), максимальная масса более 5 тн.

    Исключением из перечисленных категорий являются пассажирские ТС, осуществляющие регулярные пригородные и городские рейсы.

    Однако многие владельцы таких авто приобретают тахографы для обеспечения безопасности пассажиров и разрешения спорных ситуаций на дороге.

    Как пользоваться тахографом?

    Конструкция бортовых самописцев проста, потому научиться работать с ними несложно. Но любой водитель должен запомнить базовый алгоритм, потому что его нарушение будет обязательно зафиксировано прибором. Это может привести к санкциям – как по отношению к самому водителю, так и по отношению к представителям компании.

    Количество водителей в экипаже
    1 водитель 2 и более
    Норма Допускается
    Макс. время непрерывного управления 4,5 часа 4,5 часа
    Мин. время перерыва 45 минут разделение на интервалы не короче 15 минут 45 минут
    Макс. время управления в сутки 9 часов по 10 часов х 2 дня в неделю >9 часов
    Макс. время управления в неделю 56 часов 90 часов в течение любых 2-х недель 56 часов
    Мин. время ежедневного отдыха 11 часов по 9 часов 3 дня в неделю, по 12 час в 2 интервала, один из которых не короче 9 часов в течение 30 час работы каждый водитель должен иметь отдых не менее 9 часов непрерывно
    Мин. время еженедельного отдыха 45 часов не менее 24 час 45 часов

    Перед тем как начать управление автомобилем, водитель обязательно устанавливает в свободный слот индивидуальную карту и активирует ее, вводя PIN-код. После этого на экране должна появиться фамилия водителя – это свидетельствует о том. кто карта принята и можно начинать работу:

    • Сначала водитель выбирает деятельность до начала смены — «Отдых» либо «Работа» (если перед вождением он уже выполнял свои обязанности – например, проводил приемку груза).
    • При включении зажигания режим «Вождение» включается автоматически, при этом на экране появляется пиктограмма в виде руля. Режим сохраняется даже в том случае, если машине стоит со включённым двигателем.
    • Режим «Отдых» в разных моделях устройств активируется по-разному: либо автоматически, при отключении двигателя, либо нажатием соответствующей кнопки.

    Карта извлекается из гнезда нажатием на специальную кнопку после завершения рабочей смены.

    Современные модели самописцев оснащаются встроенными термопринтерами для ежедневной распечатки данных из памяти устройства. Распечатка также проводится по требованию сотрудников контролирующих органов, потому важно. Чтобы принтер был исправен, и в нем всегда была бумага (необходимый запас в кабине – минимум 2 рулона).

    Устройства на грузовых автомобилях

    На сайте ФБУ «Росавтотранс» опубликован список тахографов, использование которых законно и не противоречит Приказу Минтранса № 36 от 12.03.2013г. В этом списке представлены тахографы с СКЗИ для внутренних пассажирских и грузовых перевозок и приборы стандарта ЕСТР для международных перевозчиков.

    Устройства с СКЗИ – все разрешенные в РФ:

    Модель Производитель Версия прошивки
    Микас 20.3840.10.0000 ООО «НПП «Итэлма» 1244
    ТЦА-02НК, исп. У ЗАО «Измеритель-авто» 03.03
    Drive Smart ООО «Атол драйв» 1.03.4890
    EFAS V2 RUS ООО «Интеллик РУС» 01.02 ; 01.03
    Drive 5 ООО «Пос-система» ООО «Атол драйв» 1.03.1698 1.03.3280
    ТЦА-02HK ЗАО «Измеритель-авто» 2.52 ; 03.03
    DTCO 3283 ООО «Континентал Аутомотив Рус» 01.00.10 ; 10.10 ; 01.01.20
    Меркурий TA-001 ООО «Астор трейд» 1.03.0106 ; 1.04.0138
    КАСБИ DT-20M АО «КЗТА» 02.00 ; 02.01
    ШТРИХ-TaxoRUS SM100.42.00.00-13 ООО «НТЦ «Измеритель» Осн. плата 1172 + доп. плата 112; Осн. плата 1174 + доп. плата 114
    ШТРИХ-TaxoRUS SM100.42.00.00.14 ООО «НТЦ «Измеритель» Осн. плата 1370 + доп. плата 310; Осн. плата 1372 + доп. плата 312

    Устройства ЕСТР – все разрешенные в РФ:

    Время начала эксплуатации Производитель, модель прибора и версия прошивки
    Stoneridge SE5000, SE5000 EXAKT, SE5000 EXAKT DUO, SE5000 EXAKT DUO2 Continental DTCO 1381 Efkon EFAS-3 Intellic EFAS-4 Actia SmarTach
    До 01.10.2011г. 5.0; 6.0-6.4; 7.0-7.6 1.0#; 1.2#; 1.3#; 1.4#; 2.0#; 2.1#; 2.2# # — символы от a до z EFAS-3 EFAS-4 SmarTach
    01.10.2011г. – 01.10.2012г. 7.3-7.6 1.4#; 2.0#; 2.1#; 2.2# # – символы от a до z Только установленные ранее EFAS-4 Только установленные ранее
    После 01.10.2012г. 7.4-7.6 2.0#;2.1#; 2.2# # – символы от a до z Только установленные ранее EFAS-4 Только установленные ранее

    Визуально тахографы ЕСТР и с СКЗИ особых отличий не имеют, так как выпускаются в стандартном размере 1Din. Они имеют лаконичный дизайн и вписываются в любые грузовые автомобили, фото европейского Stonebridge SE5000 и российского Меркурий TA-001 являются наглядным подтверждением этого факта:

    Штрафы за нарушения

    Отсутствие тахографа, его неисправность или несвоевременная поверка/замена СКЗИ с точки зрения закона считаются нарушениями. Также к нарушениям относится эксплуатация самописца без карты водителя, с чужой либо просроченной картой или невозможность распечатки данных по требованию сотрудника ДПС.

    В зависимости от того, кто будет признан виновником нарушения, статья 11.23 КоАП устанавливает такие суммы штрафов:

    • до 3 тыс. рублей для лиц. Непосредственно управляющих ТС.
    • до 10 тыс. — для должностных лиц, ответственных за нарушения.
    • до 30 тыс. — для юридических лиц.
    Неустановленный/ неработающий/несоответствующий законодательству тахограф
    Ответственное лицо Сейчас Станет
    Водитель от 1 000 до 3 000 рублей от 3 000 до 5 000 рублей
    Должностное лицо от 5 000 до 10 000 рублей от 7 000 до 10 000 рублей
    Юридическое лицо и ИП от 20 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток

    В ближайшее время планируется пересмотр сумм штрафов в сторону увеличения. Также возможно введение дополнительных санкций, вплоть до приостановки деятельности компании или отзыва лицензии.

    Несоблюдение режима труда и отдыха водителей
    Ответственное лицо Сейчас Станет
    Водитель от 1 000 до 3 000 рублей от 3 000 до 5 000 рублей
    Должностное лицо от 7 000 до 10 000 рублей
    Юридическое лицо и ИП от 20 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток

    Зная, что такое тахограф, как он устроен, и как его нужно правильно использовать, вы можете гарантировать отсутствие претензий со стороны ДПС и других контролирующих организаций. Кроме того, оснащение техники самописцами дает возможность повысить эффективность и безопасность перевозок.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: